Дело № 2-940/2018
(объединено с №2-949/2018, №2-952/2018)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2018 года
Центральный районный суд города Читы в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В.
при секретаре судебного заседания Савченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по искам Самойлова Ивана Александровича, Коновалова Романа Емельяновича, Литвинцева Александра Юрьевича к Государственному учреждению – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
Самойлов И.А. в лице представителя по доверенности Кузьмина Д.А. обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец в связи с ампутацией бедра является инвалидом 2 группы. 24.11.2017 он заключил договор с ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» на выполнение работ по изготовлению технического средства реабилитации, согласно условиям которого приобрел протез бедра ПН6-71S стоимостью 446 980 рублей. В соответствии с установленным порядком выплаты компенсации 27.11.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате денежных средств за самостоятельно приобретённые средства реабилитации, однако на дату подачи иска компенсация произведена частично в размере 118 849,86 руб. Истец просил суд взыскать с ответчика невыплаченную сумму компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в размере 328 130,14 руб.
С аналогичными требованиями в суд обратился Коновалов Р.Е., представитель которого в обоснование иска указал, что в связи с ампутацией бедра истец является инвалидом 3 группы. 02.11.2017 он заключил договор с ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» на выполнение работ по изготовлению технического средства реабилитации, согласно условиям которого приобрел протез бедра ПН6-71.1s стоимостью 488 195 рублей. В соответствии с установленным порядком выплаты компенсации 03.11.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате денежных средств за самостоятельно приобретённые средства реабилитации, однако на дату подачи иска компенсация истцу произведена частично в размере 132 267 руб. Истец просил суд взыскать с ответчика невыплаченную сумму компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в размере 355 930 руб.
С аналогичными требованиями в суд также обратился Литвинцев А.Ю., представитель которого в обоснование иска указал в связи с ампутацией левого и правого бедра является инвалидом 1 группы.
10.11.2017 он заключил договор с ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» на выполнение работ по изготовлению технического средства реабилитации, согласно условиям которого приобрел протез бедра ПН6-73.2s в количестве 2 шт. стоимостью 388 000 рублей.
В соответствии с установленным порядком выплаты компенсации 13.11.2017 истец обратился к ответчику с заявлением о выплате денежных средств за самостоятельно приобретённые средства реабилитации, однако на дату подачи иска компенсация истцу произведена частично в размере 237 699,72 руб. Истец просил суд взыскать с ответчика невыплаченную сумму компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в размере 150 300,28 руб.
С учетом уточнений, представленных суду, истец уменьшил заявленные требования, просил взыскать с ответчика невыплаченную компенсацию за самостоятельно приобретенный протез бедра в размере 69 484,28 руб.
Определением суда от 08.02.2018 указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В настоящее судебное заседание истцы Самойлов И.А., Коновалов Р.Е., Литвинцев А.Ю. не явились, их представитель Чечель С.А., действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, а также в письменных пояснениях по делу.
Представитель ответчика ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Забайкальского края Мыльникова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований в заявленных размерах, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 11 вышеназванного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного федерального закона.
Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. №2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка).
В названной в абзаце втором пункта 3 Порядка классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, в пункте 8 раздела «Технические средства реабилитации» перечислены протезы и ортезы, в частности протез бедра модульного и немодульного типа, в том числе при недоразвитии, с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (абзац третий пункта 3 Порядка).
Согласно пункту 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 Порядка определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации.
Как следует из материалов дела, все истцы являются инвалидами и согласно индивидуальным программам реабилитации (далее - ИПР) нуждаются в протезах бедра модульных, однако указанными средствами реабилитации инвалиды обеспечены не были, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
Судом установлено, что в рамках реализации данной программы между истцами и ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» были заключены договоры выполнения работ по изготовлению технических средств реабилитации - протезов бедра.
Так, в соответствии с договором от 24.11.2017 истец Самойлов И.А. приобрел протез бедра ПН6-71S в количестве 1 шт. стоимостью 446 980 рублей со следующими техническими характеристиками: протез бедра модульный. Постоянный. Косметическая облицовка – листовой поролон, покрытие облицовки – чулки косметические. Приемная гильза изготавливается в зависимости от индивидуальных особенностей инвалида: унифицированная, материал МПЛ или индивидуальная, материал слоистый пластик, термопласты, полимерные композиты, кожа. РСУ соответствует весу инвалида. Крепление протеза системой КISS с использованием чехла (лайнера) из полимерного материала или при помощи поддерживающего бедренного бандажа и вакуумного клапана. Коленный модуль гидравлический полицентрический. Стопа энергосберегающая для инвалидов 2,3 уровня активности.
Оплата по указанному договору истцом произведена в полном объеме в размере 446 980 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела счетом на оплату № 282 от 24.11.2017 года, кассовым чеком от 24.11.2017 года.
В соответствии договором от 02.11.2017 Коновалов Р.Е. приобрел протез бедра ПН6-71.1s в количестве 1 шт. со следующими техническими характеристиками: протез бедра модульный. Косметическая облицовка мягкая полиуретановая модульная (поролон). Косметическая оболочка – чехлы (чулки) поролоновые. Приемная гильза изготавливается в зависимости от индивидуальных особенностей инвалида: унифицированная, материал МПЛ или индивидуальная, материал слоистый пластик (карбон), с пробными гильзами. Крепление протеза поддерживающего бедренного бандажа и вакуумного клапана. РСУ соответствует весу инвалида. Наличие поворотного устройства. Коленный модуль с гидравлической системой управления. Стопа с высокой степенью энергосбережения.
Оплата по указанному договору истцом произведена в полном объеме в размере 488 195 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела счетом на оплату № 281 от 02.11.2017 года, кассовым чеком от 02.11.2017 года.
Согласно условиям договора, заключенного 10.11.2017 между истцом и ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» истец Литвинцев А.Ю. приобрел протез бедра ПН6-73.2S в количестве 2 шт. со следующими техническими характеристиками: протез бедра модульный. Постоянный. Косметическая облицовка – листовой поролон, покрытие облицовки – чулки косметические. Приемная гильза изготавливается в зависимости от индивидуальных особенностей инвалида: унифицированная, материал МПЛ или индивидуальная, материал слоистый пластик, термопласты, полимерные композиты, кожа. РСУ соответствует весу инвалида. Крепление протеза системой КISS с использование чехла (лайнера) из полимерного материала или при помощи поддерживающего бедренного бандажа и вакуумного клапана. Коленный модуль применяется в зависимости от индивидуальных особенностей инвалида одноосный замковый, или полицентрический беззамковый, или одноосный с механизмом торможения (механический). Стопа с голеностопным шарниром, подвижным в сагиттальной плоскости.
Оплата по указанному договору истцом произведена в полном объеме в размере 388 000 рублей, что подтверждается представленными в материалы дела счетом на оплату № 315 от 10.11.2017 года, кассовым чеком от 10.11.2017 года.
По смыслу части 1 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 вышеназванного Федерального закона).
Таким образом, объем реабилитационных мероприятий, включая технические средства реабилитации, определяется в индивидуальной программе реабилитации инвалидов, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Поскольку в силу приведенных выше норм материального права, регулирующих порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации, размер этой компенсации не может быть более стоимости предоставляемого уполномоченным органом технического средства реабилитации, в котором нуждается инвалид в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, вид технического средства реабилитации, оплата стоимости которого ему гарантируется в случае самостоятельного приобретения, может подтверждаться только документом, указанным в статье 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также в пунктах 3, 4, 7 Порядка, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н, а именно - индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Из материалов дела следует, что истцы в соответствии с установленным порядком выплаты компенсации обратились к ответчику с заявлениями о предоставлении государственной услуги в виде выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации с приложением всех документов, подтверждающих оплату.
Как следует из материалов дела, приказом управляющего Государственного учреждения – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ от 11.12.2017 №1625-тс принято решение о выплате Самойлову И.А. за самостоятельно приобретенный протез бедра компенсации в размере 118 849,86 руб., невыплаченная сумма составила 328 130, 14 (446 980 - 118 849,86) рублей.
Приказом от 01.12.2017 №1552-тс ответчик произвел выплату истцу Коновалову Р.Е. за самостоятельно приобретенный протез бедра в размере 118 849,86 рублей, невыплаченная сумма составила 369 345,14 рублей (488 195– 118 849,86). Истец просил суд взыскать с ответчика невыплаченную сумму компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в размере 355 930 руб.
Приказом от 06.12.2017 ответчик произвел выплату истцу Литвинцеву А.Ю. за самостоятельно приобретенный протез бедра в количестве 2- шт. в размере 237 699,72 руб., невыплаченная сумма составила 150 300,28 рублей (388 000– 237 699,72). Истец с учетом уточнений просил суд взыскать с ответчика невыплаченную сумму компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в размере 69 484,28 руб.
Размер сумм компенсаций был определен ответчиком в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 на основании ИПР инвалидов, заявлений истцов, Государственного контракта №Ф.201720066/10 от 30.01.2017, заключенного между ГУ – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
Возражая против заявленных стороной истцов требований, ответчик ссылался на то, что указаний на какие-либо характеристики протезов, их дополнительные функции в ИПР истцов не содержится, в связи с чем размер компенсации был определен по последней по времени осуществления закупке ТСР, исходя из даты подачи заявлений в организацию ответчика о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства. На дату подачи заявлений от истцов исполненным в полном объеме являлся государственный контракт №Ф.201720066/10 от 30.01.2017, заключенный между ГУ – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
В свою очередь, суд полагает возможным не согласиться с данной позицией ответчика по следующим основаниям.
Действительно, исходя из даты обращения с заявлением к ответчику Самойлова И.А., Коновалова Р.Е., Литвинцева А.Ю. (27.11.2017), последним по времени размещения заказа являлся государственный контракт №Ф.201720066/10 от 30.01.2017, заключенный между ГУ – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и ФГУП «Читинское протезно-ортопедическое предприятие Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
Вместе с тем, при сопоставлении наименований ТСР, самостоятельно приобретенных инвалидами за свой счет, с техническими средствами реабилитации, которые указаны в классификации, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ от 24.05.2013 №214 н, суд приходит к выводу о том, что данная классификация не содержит конкретных наименований технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных за собственный счет, а фактически указывает на вид того или иного технического средства.
При таких обстоятельствах суд учитывает, что по техническим характеристикам протеза бедра ПН6-71S, самостоятельно приобретенного Самойловым И.А., он не является аналогичным протезу бедра, указанному в государственном контракте № Ф.201720066/10 от 30.01.2017, на основании которого ответчиком произведен расчет компенсации, что также подтверждается экспертным заключением №009-ВС/2018 от 04.02.2018.
Технические характеристики протеза бедра ПН6-71.1S, самостоятельно приобретенного Коноваловым Р.Е., также свидетельствуют о том, что данный протез не является аналогичным протезу бедра, указанному в государственном контракте № Ф.201720066/10 от 30.01.2017, на основании которого ответчиком произведен расчет компенсации, что также подтверждается экспертным заключением №006-ВС/2018 от 04.02.2018.
Технические характеристики протеза бедра ПН6-73.2S, самостоятельно приобретенного Литвинцевым А.Ю., также свидетельствуют о том, что данный протез не является аналогичным протезу бедра, указанному в государственном контракте № Ф.201720066/10 от 30.01.2017, на основании которого ответчиком произведен расчет компенсации, что также подтверждается экспертным заключением №008-ВС/2018 от 04.02.2018.
Согласно представленным заключениям ООО «Забайкальский протезно-ортопедический центр» по каждому истцу, для сохранения достигнутого уровня реабилитации инвалидам необходимы и целесообразны для изготовления именно те протезы, которые для них будут более оптимальными.
Исходя из описания технических характеристик приобретенных истцами протезов, аналогичными для определения компенсации являются протезы, стоимость которых определена:
- для Самойлова И.А. на основании государственного контракта №Ф2015.440268 от 30.11.2015 – 446 980 руб.,
- для Коновалова Р.Е. на основании государственного контракта №Ф2015.440268 от 30.11.2015 – 488 195 руб.,
- для Литвинцева А.Ю. на основании государственного контракта №Ф2016.227725 от 26.08.2016 – 153 592 руб.
Учитывая, что ответчиком была частично произведена компенсация, в пользу Самойлова И.А. подлежит взысканию невыплаченная сумма компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 328 130,14 рублей, в пользу Коновалова Р.Е. – 355 930 рублей (в пределах заявленной в иске суммы), в пользу Литвинцева А.Ю. – 69 484,28 рублей.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Взыскать с Государственного учреждения – Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Самойлова Ивана Александровича компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в сумме 328 130,14 руб., в пользу Коновалова Романа Емельяновича – 355 930 рублей, в пользу Литвинцева Александра Юрьевича – 69 484,28 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Читы.
Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2018 года.
Судья Т.В. Лоншакова