Решение по делу № 2-372/2018 ~ М-309/2018 от 18.04.2018

Дело № 2-372/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Иловля                                                                             « 22 » мая 2018 года

    Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Пичугина В.И.,

при секретаре Бредихиной Т.В.,

с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Галейченко Е.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности разработать проекты устройства кладбищ,

У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в котором, с учётом дополнений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просит возложить обязанность на администрацию Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области разработать проекты двух кладбищ, расположенных в Медведевском сельском поселении в х.Медведев и в пос.Обильный, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле, установлено, что на территории Медведевского сельского поселения имеются два кладбища в х.Медведев, площадью 01, га ( инвентарный номер в реестре муниципальной собственности 000001101030006) и в пос.Обильный площадью 1,1 га ( инвентарный номер в реестре муниципальной собственности 000001101030005).

При устройстве кладбищ и принятии их на баланс муниципального имущества Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области их проект не разрабатывался и не утверждался.

В настоящее время в Медведевском сельском поселении отсутствуют проекты устройства кладбищ, в соответствии с которым надлежит обустроить подъездные пути и автостоянки; построить общественный туалет; установить урны для сбора мусора и оградить место для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.

Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а также права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, и являются следствием ненадлежащего исполнения ответственными лицами своих должностных обязанностей.

В судебном заседании помощник прокурора Иловлинского района Волгоградской области Галейченко Е.Н поддержала исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить. Суду пояснила, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды нарушают социальные, эстетические и религиозные права неопределённого круга лиц при посещении кладбищ, а также права на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, и благоприятную окружающую среду. Не соблюдение норм санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства может повлечь за собой создание условий для возникновения ситуаций, угрожающих безопасности населения, стать причиной возникновения массовых инфекционных и иных заболеваний.

Представитель ответчика – администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Гребнев А.Е в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. До рассмотрения дела судом от представителя ответчика – администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Гребнева А.Е поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С исковыми требованиями согласен в полном объёме. В случае удовлетворения требований прокурора Иловлинского района Волгоградской области просит срок исполнения решения суда установить 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

    В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

    Согласно ст. 18 Федерального закона N 8-ФЗ от 12 января 1996 года "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ от 12.01.1996) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

    На основании п. п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

    Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

    Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

На основании ч.ч.1,2 ст.25 Федерального закона N 8-ФЗ гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности ( абз. 3 п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ)

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПин 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

    В силу подпунктов 1.1 и 1.2 указанные Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.

    Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.

Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.12882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84) кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии:

- от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

- от водозаборных сооружений централизованного источника водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами, регламентирующими требования к зонам санитарной охраны водоисточников.

    На основании статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

    В соответствии с требованиями названного закона вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (пункт 2.1 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 (далее - СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03).

Согласно пп. 3 п. 7.1.12 СанПиН сельские кладбища отнесены к 5-му классу опасности, санитарно-защитная зона определена в 50 метрах от объекта.

Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.12882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее:

- наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа;

- систему дренажа;

- обваловку территории;

- характер и площадь зеленых насаждений;

- организацию подъездных путей и автостоянок;

- планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища;

- разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища);

- канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Согласно пунктам 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.12882-11 при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (п.6.4).

На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (п.6.6).

Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование) (п.6.7).

При разрешении спора судом установлено, что по результатам прокурорской проверки исполнения федерального законодательства установлено несоблюдение требований законодательства о погребении и похоронном дела на территории Медведевского сельского поселения.

В ходе проверки установлены нарушения требований СанПиН 2.1.2882-11, допущенные уполномоченным органом администрацией Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела. Так, согласно информации, представленной главой поселения, в хуторе Медведев открытое кладбище, расположенное в поселении, санитарно – защитная зона указана в Генеральном плане и ПЗЗ; в поселке Обильный открытое кладбище – отсутствует Генеральный план, сведения о санитарно – защитной зоне прописаны в ПЗЗ; площадь кладбища в х.Медведев – 13120 кв.м, расположено в кадастровом квартале – 34:08:130104:ЗУ1; площадь кладбища в поселке Обильный – 1560 кв.м., расположено в кадастровом квартале 34:08:130105:ЗУ1. Вышеуказанные кладбища обустроены подъездными путями и местами для сбора мусора, нет автостоянки и общественного туалета (л.д.5-9).

Указанные кладбища в соответствии с положениями Закона Волгоградской области № 1379-ОД от 7 декабря 2006 года «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Иловлинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», безвозмездно были переданы в собственность Медведевского сельского поселения.

В адрес главы Медведевского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области прокурором было внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в сфере похоронного дела» (л.д.10-14), администрацией Медведевского сельского поселения Иловлинского района Волгоградской области был дан ответ на представление прокурора №85 от 01.03.2018 года (л.д.15).

Содержание кладбищ на территории Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района осуществляет ответчик - администрация Медведевского сельского поселения, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, орган местного самоуправления должен руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми организациями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ. Новые санитарные правила распространяются на все кладбища, независимо от времени их возникновения.

         Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Несоблюдение перечисленных требований закона и санитарных правил и норм, нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при посещении кладбища, а также права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, и являются следствием ненадлежащего исполнения ответственными лицами своих должностных обязанностей.

Установив, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Медведевского сельского поселения относится к вопросам местного значения и полномочиям сельской администрации, которая мер по надлежащему содержанию мест захоронения не принимает, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на администрацию Медведевского сельского поселения устранить вышеназванные нарушения.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание изложенное, с учётом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определённое количество времени в связи со значительным объёмом, суд считает необходимым установить администрации Медведевского сельского поселения срок для исполнения решения суда - 10 месяцев с момента вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.

Предоставление более длительного срока исполнения решения, о котором указывал представитель ответчика, отдалит исполнение решения, что приведёт к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов взыскателя, должника, а также неопределённого круга лиц.

При этом предложенный прокурором шестимесячный срок является явно недостаточным для выполнения возложенных на ответчика требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Медведевского сельского поселения подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

        Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности разработать проекты устройства кладбищ, удовлетворить.

Обязать администрацию Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в течение десяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты кладбищ, расположенных в х.Медведев и в пос.Обильный Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

    Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

          Решение в окончательной форме принято 25 мая 2018 года.

Судья                                                    подпись                                            В.И. Пичугин

2-372/2018 ~ М-309/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Иловлинского района Волгоградской области
Ответчики
Администрация сельского поселения Медведевское
Суд
Иловлинский районный суд
Судья
Пичугин Вячеслав Иванович
18.04.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2018[И] Передача материалов судье
23.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2018[И] Судебное заседание
25.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2018[И] Дело оформлено
23.07.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее