дело № 2-907(1)/2018
64RS0034-01-2018-001161-36
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 декабря 2018 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Симшина Д.В.,
при секретаре Пивиной Е.В.,
с участием
представителей истца - Рыскиной В.А., Иванова А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Туристская база «Волга» к администрации Саратовского муниципального района <адрес> о признании решения органа местного самоуправления недействующим,
установил:
АО «Туристская база «Волга» обратилось в суд с иском к администрации Саратовского муниципального района Саратовской области и просит признать недействующим со дня принятия постановление администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 1348 от 30.05.2018 года «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №».
В обоснование требований указано, что истцу принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером №. На данном земельном участке расположена турбаза отдыха. 26.05.2018 года ответчиком были проведены общественные слушания, по результатам которых 30.05.2018 года издано оспариваемое постановление, которым установлен публичный сервитут для прохода через земельный участок с целью обеспечения свободного доступа к береговой полосе Волгоградского водохранилища на часть земельного участка, площадью 3 470 кв.м., принадлежащего истцу, утверждена схема расположения указанной части земельного участка. Полагая, что принятое постановление не соответствует п. 1 ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ и нарушает права истца на земельный участок, истец обратился в суд.
В судебном заседании представители истца - генеральный директор акционерного общества «Туристская база «Волга» Иванов А.М., Рыскина В.А., действующая на основании доверенности, поддержали исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, и настаивали на их удовлетворении.
Ответчик - администрация Саратовского муниципального района Саратовской области обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Из письменных возражений на иск следует, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, указав, что в связи с многочисленными жалобами граждан на отсутствие доступа к береговой полосе Волгоградского водохранилища, были проведены общественные слушания по вопросу установления публичного сервитута в отношении спорного земельного участка. Процедура проведения публичных слушаний соблюдена, оспариваемое постановление издано в соответствии с нормами действующего законодательства (том 2 л.д. 63-66).
Третьи лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>, Саратовский межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Из письменных отзывов на иск следует, что исковые требования не подлежат удовлетворению (том 2 л.д. 170-171, 186-188).
Третье лицо - администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом.
Заслушав пояснения стороны, исследовав материалы дела, материалы дела № 2-1-648/2017, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, АО «Туристская база «Волга» зарегистрировано в налоговом органе в качестве юридического лица, юридический адрес: <адрес>.
АО «Туристская база «Волга» принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером №, площадью 80116 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования: под турбазой, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Право постоянного бессрочного пользования земельным участком зарегистрировано в установленном законом порядке 20.09.2006 года.
Участок находится в непосредственной близости к водному объекту общего пользования (Волгоградское водохранилище).
Постановлением от 20.03.2018 года № 641 «О проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельном участке» администрация Саратовского муниципального района Саратовской области назначила проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута с целью обеспечения свободного доступа к береговой полосе Волгоградского водохранилища на часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3470 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: под турбазой, на 28 апреля 2018 года в 11.00 часов (том 2 л.д. 70).
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 977 от 13.04.2018 года в постановление № 641 от 20.03.2018 года внесены изменения в части даты проведения общественных слушаний, вместо 28 апреля указано 26 мая (том 2 л.д. 71).
Согласно протоколу общественных слушаний от 26.05.2018 года, большинством голосов принято решение об установлении публичного сервитута с целью свободного доступа к береговой полосе Волгоградского водохранилища на часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3470 кв.м. (территория турбазы «Волга») (том 2 л.д. 72-74).
30.05.2018 года администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области принято постановление № 1348, которым утверждена прилагаемая схема расположения части земельного участка с условным номером 64:32:024618:384 ЧЗУ1 площадью 34701 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, <адрес>; установлен публичный сервитут для прохода через земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования ЗАО «Туристская база «Волга», неопределенного круга лиц в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе на часть земельного участка площадью 3470 кв.м.; срок действия публичного сервитута - постоянный; на ЗАО «Туристская база «Волга» возложена обязанность не препятствовать проходу неопределенного круга лиц к водному объекту общего пользования - Волгоградскому водохранилищу реки Волга и его береговой полосе (том 2 л.д. 75).
Постановлением администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 1634 от 09.07.2018 года в постановление № 1348 от 30.05.2018 года внесены изменения, по всему тексту постановления слова ЗАО «Туристская база «Волга» заменены на слова АО «Туристская база «Волга» (том 2 л.д. 76).
20.07.2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена регистрационная запись об обременении земельного участка с кадастровым номером № сервитутом (том 1 л.д. 97-150).
Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим участком, он может устанавливаться как в интересах конкретного лица, так и в интересах публично-правового образования, неопределенного круга лиц.
Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в п. 11 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов заинтересованных лиц и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.
Положениями ст. 23 ЗК РФ предусмотрено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Могут устанавливаться публичные сервитуты, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Сервитут может быть срочным или постоянным.
Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Установление сервитута предполагает определение площади части участка, обремененной сервитутом, координат характерных точек границ, подлежащих внесению в ЕГРН.
Поскольку постановление органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута относится к нормативным актам, создающим права и обязанности для неопределенного круга лиц, суд при разрешении спора обязан установить соблюдение органом местного самоуправления процедуры принятия акта, а также соответствие акта действующему законодательству.
Статья 6 ВК РФ (части 1-2, 6, 8) предусматривает, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Из материалов дела и письменных пояснений представителя администрации Саратовского муниципального района Саратовской области следует, что целью установления публичного сервитута на часть земельного участка, принадлежащего АО «Туристская база «Волга», являлось обеспечение беспрепятственного прохода граждан через него.
Причиной установления сервитута явилось ограждение указанного земельного участка, которое привело к невозможности прохода граждан в береговой полосе Волгоградского водохранилища р. Волга, в связи с чем жители и садоводы вынуждены проходить значительное расстояние до ближайшего свободного доступа к берегу, в связи с чем поступают многочисленные жалобы в администрацию и прокуратуру.
В ст. 1 ЗК РФ в числе принципов земельного законодательства указано сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Исходя из указанного принципа, а также принципов разумности, справедливости, баланса интересов сторон, орган местного самоуправления, разрешая вопрос об установлении сервитута, обязан был определить, какая часть участка с кадастровым номером № должна быть обременена правами неопределенного круга лиц, какова площадь данной части участка, а также определить координаты поворотных точек границ части участка, обремененной сервитутом.
Для установления значимых для разрешения спора обстоятельств по ходатайству истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено Автономной некоммерческой экспертно-правовой организации «Эксперт-Саратов».
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы АНЭПО «Эксперт-Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ, учитывая суть понятия «береговой полосы» как территории общего пользования, законодательное право каждого гражданина пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, а также принимая во внимание особенности существующего рельефа местности (крутой обрывистый берег) и наличие в границах исследуемого земельного участка искусственно организованного доступа в виде грунтовой дороги, эксперты приходят к выводу о том, что необходимость установления публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 801416 кв.м. для обеспечения свободного доступа (прохода) к береговой полосе Волгоградского водохранилища вдоль проложения границ исследуемого земельного участка - имеется.
Единственным возможным способом обеспечить свободный доступ (проход) к береговой полосе Волгоградского водохранилища вдоль проложения границ исследуемого земельного участка с кадастровым номером №, является установление публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования АО «Туристская база «Волга», площадью 197 кв.м.
Без установления публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования АО «Туристская база «Волга», площадью 197 кв.м., обеспечить свободный доступ (проход) к береговой полосе Волгоградского водохранилища вдоль проложения границ исследуемого земельного участка с кадастровым номером №, - не представляется возможным.
Необходимость и возможность в установлении в интересах неопределенного круга лиц публичного сервитута на земельный участок площадью 3 470 кв.м. с координатами, указанными на л.д. 140-150 в т. 1, в составе земельного участка, площадью 80 116 кв.м., с кадастровым номером №, - отсутствует.
Имеется возможность наименьшего обременения (меньшей площади) принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №, с учетом характера использования земельного участка.
Экспертами разработан вариант с учетом наименьшего обременения (наименьшей площади) принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером №, с учетом характера разрешенного использования исследуемого земельного участка, при котором площадь части земельного участка с кадастровым номером №, обрмененяемого публичным сервитутом, составляет 197 кв.м.
Публичный сервитут, установленный на основании постановления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 1348 от 30.05.2018 года «Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером № препятствует использованию земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования акционерному обществу «Туристическая база «Волга», в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд правообладателя недвижимого имущества, поскольку площадь установленного обременения в отношении исследуемого объекта землеустройства несоизмерима с целью самого обременения: сервитут для обеспечения возможности свободного и безопасного для граждан беспрепятственного доступа (в виде прохода) к береговой полосе водного объекта.
Выводы экспертов сторонами не оспаривались.
Оснований не доверять данному заключению не имеется, поскольку заключение дано экспертами, обладающими специальными познаниями в области землеустройства, имеющих высшее специальное образование, стаж экспертной работы. При производстве экспертизы эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ. При даче заключения экспертами использовалась специальная литература, сведения ЕГРН, производился осмотр земельного участка. Заключение эксперта является полным и обоснованным, заинтересованности экспертов в исходе дела не установлено. В связи с чем, суд находит возможным положить указанное заключение экспертизы в основу решения по делу,
Суд считает, что публичный сервитут, установленный на основании постановления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области № 1348 от 30.05.2018 года в отношении части земельного участка с кадастровым номером № с целью обеспечения возможности свободного и безопасного для граждан беспрепятственного доступа (в виде прохода) к береговой полосе водного объекта, не соответствует требованиям ст. 23 ЗК РФ, которыми определено, что сервитут, публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Как следует из заключения судебной экспертизы, оспариваемым постановлением для АО «Туристская база «Волга» установлены не наименее обременительные условия сервитута, как это предусмотрено п. 5 ст. 23 ЗК РФ, а, напротив, наиболее обременительные.
При таких обстоятельствах, ввиду противоречия оспариваемого постановления положениям федерального законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1348 ░░ 30.05.2018 ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (21 ░░░░░░░ 2018 ░░░░).
░░░░░. <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>