Дело № 2-737 ( 2016)
Судья Рахимов А.Х.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2016 года город Арск
Арский районный суд РТ в составе председательствующего судьи Рахимова А.Х., при секретаре Гиниятуллиной Л.М.,, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гатауллиной Л. М. к Управлению Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л :
Гатауллина Л.М. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам РТ о признании права на досрочную трудовую пенсию и назначении пенсии, указав, что 21 марта 2016 года она обратилась к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии, в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом исключены из стажа работы по лечебной деятельности период, за который нет индивидуальных сведений, а периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком включены в стаж в календарном исчислении. Истица просит включить в стаж лечебной работы период, за который нет индивидуальных сведений, в календарном порядке, а периоды нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в льготном исчислении.
В судебном заседании истица Гатауллина Л.М., уточнив исковые требования, просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом приведенных выше спорных периодов, возложив на ответчика обязанность по назначению указанной пенсии с 16 июня 2016 года
Представитель Управления пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам РТ Мухаметшин Э. Р. иск не признал, указав не его необоснованность.
Выслушав истицу, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена должность «фельдшер скорой медицинской помощи».
Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
21 марта 2016 года Гатауллина Л.М. обратилась в Управление пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении пенсии.
Решением Управления ПФР по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан № от 30 марта 2016 года ей отказано в назначении пенсии в виду отсутствия требуемого стажа. При этом исчислен специальный стаж работы в городе и сельской местности 28 лет11 месяцев 1 день.
Периоды отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период по уходу за ребенком до достижения полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в стаж в календарном исчислении, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исключен из стажа.
Установлено, что Гатауллина Л.М. с 01 апреля 1987 года до настоящего времени имеет стаж работы по лечебной деятельности в городах, сельской местности и поселках городского типа.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в отпусках по беременности и родам, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются.
Периоды отпуска по беременности и родам и нахождения в отпуске по уходу за ребенком истице включен в льготный стаж в календарном исчислении. Суд считает необходимым включить указанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении, при этом руководствуется следующим.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 26 и 27 Постановления N 30 от 11 декабря 2012 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно действовавшему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска (пункт 7).
Таким образом, отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до достижения полутора лет, начавшийся до ДД.ММ.ГГГГ, включаются в специальный стаж в том же порядке, как и работа в указанный период.
Указанные периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком подлежат исчислению в льготном порядке - 1 год 3 месяца за календарный год.
Подлежат включению в стаж также периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку, в соответствии с нормами ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающего правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, обязанность по представлению, уточнению и дополнению один раз в год, но не позднее 1 марта в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже всех лиц, работающих по трудовому договору, в также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ страховые взносы, за которые уплачиваются страховые взносы, возлагается на страхователя, т.е. работодателя.
Непредставление же работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с указанием кода особых условий труда и выслуги лет, в чем отсутствует вина работника, не может ущемлять пенсионных прав истца.
Таким образом, при исчислении стажа работы Гатуллиной Л.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном порядке - 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с включением в календарном исчислении периода работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у Гатуллиной Л.М. возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В связи с чем, ей подлежит назначению досрочная страховая пенсия по старости с 16 июня 2016 года.
С учетом вышеизложенного, доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска, являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Арскому району Республики Татарстан включить Гатауллиной Л. М. период нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год 3 месяца за год работы, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, - в стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 16 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через Арский районный суд РТ.
Судья Рахимов А.Х.