Решение по делу № 2-2059/2015 от 20.03.2015

Дело № 2-2059/15                     13 апреля 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Калининой Е.В.,

при секретаре Ачмиз Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Н. А. к ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о взыскании задолженности по денежной компенсации за наем жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании с ответчика ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> ежемесячно.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на следующие обстоятельства.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его военной службы более 14 лет, он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с учетом членов семьи со 02.12.2008.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец снимал жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.

Ответчик отказал истцу в выплате компенсации за наем жилого помещения, чем нарушил право истца на получение компенсации.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, заявил о пропуске истцом срока исковой давности, поддержал письменный отзыв на иск (л.д. 50-52).

В соответствии с отзывом у истца отсутствует право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением по причине ненадлежащей постановки на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Приказом Командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ истец уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

С ДД.ММ.ГГГГ истец исключен из списков личного состава в/ч 95041, всех видов обеспечения и направлен на учет в военный комиссариат Красногрвардейского района Санкт-Петербурга (приказ ВрИО командира войсковой части 95041 от ДД.ММ.ГГГГ).

Общая продолжительность военной службы истца в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составляет 13 лет 11 месяцев, в льготном – 15 лет 10 месяцев.

Вступившим в законную силу решением 224 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ на командира войсковой части 95041 возложена обязанность по принятию истца на учет военнослужащих войсковой части 95041, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке.

Согласно протокола от ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии войсковой части 95041 истец принят на учет нуждающегося в жилом помещении во внеочередном порядке.

Вступившим в законную силу решением 224 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и недействующим с момента издания решение зам. начальника Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, суд обязал начальника ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить указанное решение и восстановить истца на учете нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, со 02.12.2008.

Истец женат с 12.03.1998, имеет дочерей 2002 года рождения и ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» в адрес истца следует, что решение 224 гарнизонного военного суда исполнено, истец восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со ДД.ММ.ГГГГ состав семьи – 4 человека, избранное место жительства Санкт-Петербург.

Судом установлено, что истец жилой площадью в указанный в исковом заявлении период не обеспечен.

Доказательств обратному представителем ответчика не представлено.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом с одной стороны и Матвеевой Т.Н. с другой стороны, заключен договор найма <адрес> в Санкт-Петербурге, плата за найм установлена в договоре <данные изъяты> в месяц.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом с одной стороны и Матвеевой Т.Н. с другой стороны, заключен договор найма <адрес> в Санкт-Петербурге, плата за найм установлена в договоре <данные изъяты> в месяц.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом с одной стороны и Матвеевой Т.Н. с другой стороны заключен договор найма <адрес> в Санкт-Петербурге, плата за найм установлена в размере <данные изъяты> в месяц.

В обоснование возмездного характера указанных договоров, истцом представлены расписки, согласно которым наймодатель Матвеева Т.Н. получала от истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по <данные изъяты>

Довод ответчика об отсутствии у истца права на компенсацию в связи с тем обстоятельством, что истец состоит на учете не в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта РФ или органе местного самоуправления не может являться основанием для отказа в исковых требованиях.

Законность состояния на учете истца в качестве нуждающегося в жилых помещениях подтверждена решением 224 гарнизонного военного суда от 25.07.2014.

Согласно пунктам 1 и 2 Приказа Министра Обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об уполномоченном органе Министерства Обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства Обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», полномочия по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований, изложенных в Приказе Министра Обороны Российской Федерации «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» от ДД.ММ.ГГГГ переданы Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, который осуществляет свои функции через ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе согласно п. 1 ст. 23 вышеуказанного Закона, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы, они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, а также уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения жилыми помещениями, согласно п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении по состоянию здоровья, к которым относится истец, при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в муниципальных образованиях, согласно ч.2 п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ), им ежемесячно должна выплачиваться денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

С учетом вышеприведенных положений Закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащего на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений неразрывно связано с их правом на обеспечение жилым помещением.

Поскольку судом установлено и ответчиком не оспорено, что истец имеет право на разовое обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, однако истец не был обеспечен им по причинам независящим от его воли, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченных жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

Предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ условие о выплате компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам, решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС08-566, признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова» разъяснено, что положения п.14 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после ДД.ММ.ГГГГ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 5-П, законоположения, вводящие для бывших военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы различия в формах обеспечения жильем, нарушают закрепленное ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат ее ст. 19 (ч. 2), согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В силу приведенной правовой позиции норма абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в истолковании (в том числе органами исполнительной и судебной власти), предполагающем признание права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений только за теми гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были уволены с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии адекватных мер социальной поддержки в отношении граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, порождала бы такую дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, суд полагает, что увольнение истца вставшего на учет нуждающихся в жилом помещении после ДД.ММ.ГГГГ, и уволенного без предоставления жилого помещения, имело место с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему перед увольнением месту военной службы. При таких обстоятельствах, оснований для отказа истцу в получении денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до фактического обеспечения его жилым помещением, не имеется. По мнению суда, в случае отказа истцу в иске, будет иметь место неравное положение истца, уволенного без фактического обеспечения жилым помещением, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений по настоящее время, а также неравенство положения истца в сравнении с теми военнослужащими, которые признаны нуждающимися в получении жилого помещения до ДД.ММ.ГГГГ и уволены без предоставления жилых помещений до этой даты, что в данном случае недопустимо, т.к. противоречит действующему законодательству и Конституции Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 653, с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВКПИ08-53), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в городе Санкт-Петербурге <данные изъяты>, указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов в случае если совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.

В соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 277-ФЗ) гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Истец жилым помещением по установленным нормам не был обеспечен, состоял на учете как нуждающийся в получении жилой площади, в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ, в связи с чем он имеет право до обеспечения его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.

Таким образом, денежная компенсация, подлежащая выплате истцу с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.2013, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ должна составлять <данные изъяты> ежемесячно, поскольку в данной сумме истец оплачивал съем жилья, что меньше полагающейся ему суммы компенсации в <данные изъяты> с учетом трех членов семьи.

Рассматривая требования истца об обязании ответчика выплатить ему компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета <данные изъяты> ежемесячно, суд учитывает следующее.

Ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Истец обратился в суд с иском 20.03.2012.

Таким образом, предусмотренный ст. 196 ГК РФ срок исковой давности по требованию об обязании выплатить компенсацию за найм за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пропущен, о применении последствий пропуска срока исковой давности заявлено представителем ответчика, в связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска об обязании ответчика выплачивать компенсацию за найм за данный период времени.

Сумма подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца компенсации составляет <данные изъяты> 17 коп. (<данные изъяты>).

В соответствии со ст. ст. 98 (ч. 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика в пользу истца подлежит государственная пошлина в размере <данные изъяты> 45 коп., из расчета: (<данные изъяты>.

Всего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию <данные изъяты> 62 коп. (<данные изъяты>).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Федорова Н. А. удовлетворить частично.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» за счет средств федерального бюджета в пользу Федорова Н. А. задолженность по ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения в размере <данные изъяты> 17 коп., образовавшуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.2013, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> 45 коп., а всего <данные изъяты> 62 коп. (<данные изъяты>

В удовлетворении остальной части иска Федорову Н. А. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

Мотивированное решение изготовлено 08.05.2015.

Судья:

2-2059/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Федоров Николай Александрович
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат СПб"
Суд
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
oktibrsky.spb.sudrf.ru
20.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2015Передача материалов судье
25.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2015Судебное заседание
08.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее