Дело № 2-5623/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18.12.2015 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Елясовой А.Г.,
при секретаре Лепехиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каратаевой ФИО10, Каратаева ФИО11 Каратаева ФИО12, Залуцкой ФИО14, Залуцкого ФИО15 к МКУ «Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска», администрации города Бийска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для сохранения самовольной постройки, возложении обязанности рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Каратаева Т.П., Каратаев А.В., Каратаев В.В., Залуцкая Е.В., Залуцкий В.М. обратились в суд с иском, попросив суд (с учетом уточнений): признать незаконным отказ Муниципального казенного учреждения «Управление муниципальным имуществом Администрации г.Бийска», администрации города Бийска в предварительном согласовании предоставления истцам в собственность земельного участка бесплатно для сохранения самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>; возложении обязанности на ответчиков рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для сохранения самовольной постройки, расположенного по адресу: <адрес>.
Истцы Каратаев А.В., Каратаев В.В., Залуцкая Е.В., Залуцкий В.М. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие истцов.
Истец Каратаева Т.П. и ее представитель Никитеева Н.И. в полном объеме поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлениям.
Представитель администрации города Бийска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, представил отзыв на исковое заявление.
Представитель МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска» Зимина Н.В. исковые требования не признала, указав на отсутствие оснований для их удовлетворения.
Представители заинтересованных лиц Администрации Алтайского края, Главного управления природных ресурсов Алтайского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее ЗК РФ), федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п.п.2-3 ст.27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК РФ, федеральными законами.
Судом установлено, что истцы состоят на регистрационном учете и фактически проживают в жилом доме по адресу: <адрес>.
Указанный жилой дом является самовольной постройкой, о чем свидетельствует технический паспорт на данный дом и материалы инвентарного дела.
Из материалов инвентарного дела и гражданского дела также следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, первоначально был возведен в ДД.ММ.ГГГГ году, окончательно достроен в ДД.ММ.ГГГГ году, на земельном участке, площадью 906 кв.м, который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.
В соответствии п.2 ст.11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно подп.3.1 п.1 ст.2 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" (действующего на момент возникновения спорных отношений) земельный участок предоставляется в собственность граждан бесплатно, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Порядок предоставления гражданам земельных участков для сохранения самовольной постройки, расположенных на территории муниципального образования город Бийск, установлен Постановлением Администрации города Бийска от 22.10.2010 N 2747.
В соответствии с п.п.3-6 данного Порядка гражданин, заинтересованный в приобретении прав на земельный участок, обращается с заявлением о предоставлении земельного участка для сохранения самовольной постройки в муниципальное бюджетное учреждение "Управление "Единое окно" Администрации города Бийска" (далее - Учреждение), краевое автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края".
Учреждение регистрирует заявление с полным пакетом документов в день его поступления и в течение 1 дня с момента подачи заявления, передает пакет документов для исполнения в МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска" (далее - Управление).
Управление в течение 7 календарных дней с момента поступления заявления с полным пакетом документов обязано подготовить соответствующий проект постановления Администрации г. Бийска о предоставлении земельного участка и направить его в Администрацию города для согласования и подписания, либо направить заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.
С целью сохранения самовольной постройки – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились в МБУ «Управление «Единое окно» Администрации г.Бийска» с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка бесплатно в собственность истцов, предоставив все необходимые документы.
Однако ДД.ММ.ГГГГ Управлением был дан ответ истцам № об отказе в согласования предоставления в собственность земельного участка по причине расположения участка на территории зоны, подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий ( О-5), а также зоны О-1 – ограничения использования объектов недвижимости на территории санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Вместе с тем, отказ в согласовании предоставления земельного участка истцу по указанным в нем причинам не основан на законе и нарушает права истцов.
Правилами землепользования и застройки, утвержденным решением Думы г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждается, что земельный участок расположен в зоне <данные изъяты> (б) (л.д.81-85).
При этом, как следует из Генерального плана городского округа – город Бийск Алтайского края, утвержденного решением Думы г. Бийска от 21 декабря 2012 года N 576 (пункты 8.4.1, 9.2), а также из фрагмента схемы к данному Генеральному плану, спорный земельный участок расположен на территории, подверженной к возникновению чрезвычайной ситуации природного характера, а именно: земельный участок находится в зоне подтопления 1% паводковыми водами.
В силу п.1 ст.67, п.4 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации ( в редакции, действующей на момент вынесения отказа истцу в согласовании проекта постановления) зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 2 п.2 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
В соответствии с п. 9.3 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, не допускается размещение зданий и сооружений в зонах возможного катастрофического затопления в результате разрушения плотин или дамб (зоной катастрофического затопления является территория, на которой затопление имеет глубину <данные изъяты> м и более и может повлечь за собой разрушение зданий и сооружений, гибель людей, вывод из строя оборудования предприятий).
Как видно из приведенных норм, запрет на строительство зданий и сооружений установлен в отношении земельных участков, расположенных в зонах возможного затопления.
В данном же случае, исходя из Генерального плана городского округа город Бийск установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>, находится в зоне подтопления <данные изъяты> % паводковыми водами, а не в зоне затопления.
Действительно, из представленной суду информации МКУ «Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации г. Бийска», подтопление территории в районе <адрес> в <адрес> происходило в ДД.ММ.ГГГГ г..
Однако подтопление данной территории, где расположен земельный участок истцов, зафиксировано только в результате крупномасштабных паводков. Сведений о ежегодном затоплении земельного участка и жилого дома, расположенного в <адрес>, в период весенне-летнего паводка в таком же объеме, либо сведений о том, что в результате ежегодного подтопления создается угроза жизни и здоровью истцов, не имеется. При этом представленными доказательствами подтверждено крупномасштабное подтопление дома только в ДД.ММ.ГГГГ году, так как уровень воды в доме составил <данные изъяты> см, уровень воды с улицы – <данные изъяты> см (акт обследования ущерба, причиненного имуществу первой необходимости, в результате весенне-летнего паводка 2014 года в <адрес>). В тоже время в ДД.ММ.ГГГГ году уровень воды по периметру дома составлял <данные изъяты> см (л.д.94-95), при этом степень разрушения была оценена как средняя (акт обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, в настоящее время для предупреждения подтопления территории жилого сектора, где расположен жилой дом истцов, с целью сдерживания паводковых вод, проводятся работы по отсыпке ограждающей дамбы.
Более того, как видно из положений ст.67, 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, запрет установлен только на строительство новых зданий и сооружений, тогда как жилой дом, в котором проживает истец, был построен в ДД.ММ.ГГГГ году.
Таким образом, ссылка уполномоченного органа на нахождение земельного участка в зоне подтопления (<данные изъяты>) не может являться законным основанием для отказа заявителю в предоставлении земельного участка.
Также, по мнению суда, не является основанием для отказа истцам в согласовании предоставления земельного участка его расположение на территории зоны <данные изъяты>.
Как следует из фрагмента карты градостроительного зонирования, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится на территории зоны <данные изъяты> (б) (л.д.85).
В соответствии со ст.43 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Бийск, утвержденными Решением Думы города Бийска от 17.02.2012 N 803, на территории зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (далее - ЗСО) в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения устанавливается специальный режим использования территории, включающий комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Режим ЗСО включает: мероприятия на территории ЗСО подземных источников водоснабжения; мероприятия на территории ЗСО поверхностных источников водоснабжения; мероприятия по санитарно-защитной полосе водоводов.
Вместе с тем, вышеуказанная не норма не содержит запрета на размещение жилых домов на территории зоны <данные изъяты> (б).
Данное обстоятельство подтвердил допрошенный в судебном заседании специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации города Бийска.
При отсутствии прямого запрета на размещение жилых домов на рассматриваемой территории у ответчиков отсутствовали основания для отказа истцам в согласовании предоставления земельного участка по причине нахождения земельного участка на территории зоны <данные изъяты> (б).
В ходе судебного разбирательства в своих возражениях представители ответчиков также указали на нахождение спорного земельного участка в двух территориальных зонах <данные изъяты> (жилая зона), что, по их мнению, является препятствием в предоставлении земельного участка истцам.
Однако указанное обстоятельство согласно письму Управления от ДД.ММ.ГГГГ № основанием для отказа истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка не являлось, а потому суд не дает ему оценки, поскольку данное обстоятельство к предмету рассматриваемого спора не относится.
Принимая во внимание установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд находит отказ МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г. Бийска» в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцам незаконным, а требования истцов в данной части подлежащими удовлетворению.
В силу ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Постановлением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ N 1362 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование".
В соответствии с п.2.2 Данного регламента Уполномоченным органом муниципального образования город Бийск по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, в собственность бесплатно, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование" является Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска".
Результатами предоставления муниципальной услуги является, в том числе, мотивированный отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование (подп. «б» п.2.3 Регламента).
В случае отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и основаниями, установленными настоящим административным регламентом, муниципальный служащий осуществляет подготовку уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием основания отказа. Уведомление за подписью уполномоченного лица направляется заявителю (п.3.4 Регламента).
Поскольку, в данном случае, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с вышеуказанным Регламентом был подготовлен и подписан уполномоченным органом – МКУ «Управление муниципальным имуществом администрации г.Бийска», данный орган и является надлежащим ответчиком по заявленным истцами требованиям.
Следовательно, требования истцов к администрации г. Бийска удовлетворению не подлежат, поскольку предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░18, ░░░░░░░░░ ░░░16, ░░░░░░░░░ ░░░17, ░░░░░░░░ ░░░19, ░░░░░░░░░ ░░░20 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░