Дело № 2-320/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2017 года с.Селты
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Базилевских М.С.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению «Межмуниципальный отдел МВД России «Увинский», МВД по УР (далее по тексту ответчики) о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015, 2016, 2017 годы,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015 год в сумме <данные изъяты> рубля, за 2016 год <данные изъяты> рублей, за 2017 год <данные изъяты> рублей,
В обоснование исковых требований указал, что с 16 июня 2014 года по 09 февраля 2017 года проходил службу в ОП «Сюмсинское» ГУ ММО МВД России «Увинский» на должности оперуполномоченного группы уголовного розыска.
09 февраля 2017 года на основании Приказа МВД по УР № л/с от 07.02.2017 г., он, был уволен из органов внутренних дел по п.2 ч.2 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342 - Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
За время прохождения службы нормальная продолжительность служебного времени превышала нормы 40 часов в неделю, в связи с чем, по окончанию календарного года имелась переработка служебного времени.
Согласно табелям служебного времени за 2015 год, общий остаток некомпенсированных часов за выполнение сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени составляет 706 часов, за 2016 год -927, за 2017 год - 44 часа.
С целью компенсации указанных часов за 2016 год 20 декабря 2016 года на имя начальника ММО МВД России «Увинский» был подан соответствующий рапорт о предоставлении компенсации.
С целью компенсации указанных часов за 2015 и за 2017 годы, был подан соответствующий рапорт на имя начальника ММО МВД России «Увинский» 02 февраля 2017 года.
Рапорта остались без внимания.
Истец ФИО1 судебное заседание не явился о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, его интересы представляет по доверенности ФИО4, которая предоставила ходатайство истца о частичном отказе от исковых требовании в части о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015 год, в остальной части исковые требования поддерживает по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в предоставленном возражении на отзыв ответчика на исковое заявление, приобщенное в судебном заседании 06 апреля 2017 года, при этом, уточняя размеры исковых требовании, согласно которого просит взыскать с ответчиков денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей, за 2017 год <данные изъяты> рублей.
Представитель ответчика государственного учреждения ММО МВД России «Увинский», ФИО5, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений, изложенных в возражениях МВД по УР от 06 апреля 2017 года, кроме того, так же заявила, что истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением трудового спора, так как истец обратился с рапортом 20 декабря 2016 года о выплате компенсации за работу в сверхустановленное служебное время либо предоставлении дополнительных дней отдыха, при этом, срок обжалования действии должностного лица истекает 21 марта 2017 года, и ФИО1 до настоящего времени не обращался, в течение установленного трехмесячного срока, что свидетельствуют о пропуске им срока давности.
Просит применить к требованиям истца последствия пропуска срока для обращения в суд и в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Представитель ответчика МВД по УР в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, суду предоставлены возражения на исковые требования от 06.04.2017 года и 17.04.2017 года, согласно которых следует, что истцу денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015 год, 2016 года и 2017 год выплачена с учетом положении п.58 Приказа МВД России от 31.01.2013 года, № «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ» количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должна превышать установленный трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год.
В соответствии со ст.99 ТК РФ продолжительность сверхурочной работы за год не должна превышать 120 часов в год.
Таким образом, ММО МВД России «Увинский» не имеет правовых основании выплачивать сотруднику денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни свыше 120 часов в год (15 дней).
На основании рапортов истца ему выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015 год – декабрь 2015 года (приказ ММО МВД России «Увинский» от 10.12.2015 г № л/с), за 2016 год – ноябрь 2016 года (приказ ММО МВД России «Увинский» от 21.11.2016 г. №л/с, за 2017 год – апрель 2017 года (приказ ММО МВД России «Увинский» от 15.03.2017 г. №л/с.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Отдельным определением прекращено производство по делу о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015 года, в связи с отказом от иска и отказ принят судом.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 149 ТК РФ - при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" - служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
Судом установлено следующее:
ФИО1 приказом МВД по УР от 16.06.2014 г. №л/с, с 06 июня 2014 года назначен на должность оперуполномоченного группы уголовного розыска отделения полиции «Сюмсинское» ММО МВД России «Увинский».
Приказом от 07.02.2017г. №л/с ФИО1 был уволен из органов внутренних дел по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
Из копии рапорта от 20.12.2016 года следует, что ФИО1 обратился к начальнику ММО МВД России "Увинский" с просьбой выплате денежной компенсации или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 год.
02 февраля 2017 года ФИО1 обратился к начальнику ММО МВД России «Увинский» с просьбой о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 1 января по 03 февраля 2017 года.
Приказом ММО МВД России «Увинский» №л/с от 21.11.2016 года «Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени сотрудникам МО МВД России «Увинский» п.1 приказа в соответствии с приказами МВД РФ от 31 января 2013 года № на основании табеля учета служебного времени за период с 01 января 2016 года по 31 октября 2016 года произведена выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленного нормальной продолжительности служебного времени в том числе ФИО1 в количестве 15 дней (120 часов).
Оценивая требования истца о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 и 2017 годы суд приходит к следующим выводам. Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 30.11.2011 года № 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее "ФЗ "О службе в органах внутренних дел") нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю... Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Согласно ч. 6 ст. 53 ФЗ "О службе в органах внутренних дел" - Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 статьи 53 вышеназванного Закона, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу пункта 9 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 г. № (далее - Порядок) сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (пункт 10 Порядка).
Согласно пункта 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 г. № (далее - Порядка обеспечения денежным довольствием) сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Пункт 57 Порядка обеспечения денежным довольствием предусматривает, что в приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация.
При этом пунктом 58 "Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013г. №, предусмотрено, что количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в соответствии со статьей 99 Трудового кодекса РФ).
Из системного анализа указанных выше нормативно-правовых актов следует, что действующее с 31 января 2013 года специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.
Согласно табелю учета рабочего времени за ноябрь 2016 года в ноябре 2016 года ФИО1 выплачена денежная компенсация 120 часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни (далее сверхустановленное служебное время), согласно табелю учета рабочего времени за декабрь 2016 года остаток некомпенсированных часов сверхустановленного служебного времени с учетом остатка за ноябрь составил 922 часа.
Согласно табелям учета рабочего времени за январь 2017 года остаток некомпенсированного сверхустановленного служебного времени составил 36 часов.
Указанные обстоятельства в целом представителем истца не оспариваются и подтверждены рапортом ФИО1 о выплате денежной компенсации за 15 дней (120 часов) от ДД.ММ.ГГГГ, приказами о выплате денежной компенсации от 21.11.2016 г. №л/с и от 15.03.2017 г. №л/с, копиями расчетных листков по заработной плате, из которых следует, что денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за 2016 год в сумме <данные изъяты> рублей, выплачена ФИО1 в ноябре 2016 года, за 2017 год в сумме <данные изъяты> рублей - в апреле 2017 года..
Таким образом, судом установлено, что истец в 2016 году и январь 2017 года нес службу сверх нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни, общая сумма некомпенсированного сверхустановленного служебного времени составила на 31 декабря 2016 года - 922 часа, на 31 января 2017 года 36 часов, однако, истцу выплачена компенсация за сверхустановленное служебное время за 2016 год в максимальном размере, а за январь 2017 года за фактически отработанное время.
С учетом изложенного факт нарушения права истца на выплату компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не установлен судом.
Доказательства обращения ФИО1 с рапортами о предоставлении дней отдыха за работу в сверхустановленное служебное время истцом не представлены.
Доводы представителя истца, что ФИО1 20 декабря 2016 года обратился к начальнику ММО МВД России «Увинский» о предоставлении компенсации в виде дополнительного времени отдыха либо денежной компенсации за 2016 год, суд не может взять во внимание, так как денежная компенсация ФИО1 за 2016 год была уже выплачена в ноябре 2016 года в максимальном размере согласно приказа №л/с от 21.11.2016 г., при этом, Пунктом 15 названного Порядка предусмотрено, что предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений пункта 10 Порядка, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Анализируя данный рапорт ФИО1 следует, что он не конкретизирован и не согласован с непосредственным руководителем, при этом в конце года, образовавшиеся дни отдыха в соответствии с п.10 Порядка присоединяются к ежегодному отпуску, данного требования истцом в рапорте не изложено и своим правом для предоставления дней отдыха не воспользовался, так как истец располагал информацией о количестве часов выполнения служебных обязанностей по окончании каждого календарного месяца и, действуя добросовестно, зная о необходимости подачи рапорта для предоставления дней отдыха по окончании учетного периода - календарного месяца, не подавал соответствующие рапорты. Получая денежное довольствие в спорный период с 2014 года по 2016 год, истец не мог не знать о возможности подачи рапорта о предоставлении дней отдыха или присоединения их ежегодному отпуску.
На основании приказа №л/с от 07.02.2017 года ФИО1 уволен из органов внутренних дел с 09 февраля 2017 года с выплатой компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день в 2014 году-7 календарных дней, в 2017 году - 0,583 календарных дня пропорционально отработанному времени, за неиспользованный основной отпуск в 2017 году 2,5 календарных дня, соответственно из данного приказа следует, что в 2016 году ФИО1 предоставлялся основной ежегодный отпуск и он с рапортом о предоставлении дополнительных дней к ежегодному отпуску за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не обращался, при этом не оспаривает сам приказ о компенсационных выплатах при увольнении.
Довод представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за выплатой денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, со ссылкой на то, что ежемесячно, получая расчетные листки, истец знал о не начислении денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, мог своевременно обратиться о выплате денежной компенсации, но этого не сделал, отклоняется судом, поскольку, как было указано ранее, общим правилом является предоставление сотруднику времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а не автоматическая выплата денежной компенсации, для которой необходима подача соответствующего рапорта. Поэтому не начисление денежной компенсации в учетном периоде не является нарушением права истца на предоставление времени отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени.
Учитывая, что истцу компенсационные выплаты за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016 и 2017 год по день увольнения выплачены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требовании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к ГУ Межмуниципальный отдел МВД РФ "Увинский", МВД по УР о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2016, 2017 годы, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Сюмсинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2017 года.
Председательствующий судья: М.С.Базилевских