УИД 26RS0009-01-2018-001502-27 Дело № 2-25/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Благодарный 09 января 2019 года
Благодарненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Алиевой А.М.,
при секретаре судебного заседания Марковской Е.В.,
с участием: представителя истца Зуевой В.В. – Галустян А.В., действующей на основании доверенности № <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Зуевой ФИО8 к Зуеву ФИО9 о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением,
у с т а н о в и л:
Зуева В.В. обратилась в Благодарненский районный суд Ставропольского края с иском к Зуеву М.И., в котором просит о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением №, заключенного ею с Зуевым М.И., прекращении права собственности Зуева М.И. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> их ей возврата с указанием, что решение суда является основанием для регистрации ее права собственности на спорные объекты недвижимости.
Свои требования истец мотивировала следующим.
Ей, Зуевой В.В., на праве собственности принадлежали жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., и земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>.
Между ней и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор пожизненного содержания с иждивением, удостоверенный нотариусом ФИО5, по которому она передала в собственность Зуеву М.И. земельный участок мерою <данные изъяты> кв. м. (категория земель - земли поселений), с расположенным на нем жилым домом (Лит «А») с пристройкой (Лит «а»), общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>. Зуев М.И. обязался осуществлять в отношении нее пожизненное содержание с иждивением: обеспечивать питанием, одеждой, медикаментами, уходом, необходимой помощью, он также обязался содержать указанную недвижимость в порядке и чистоте в соответствии с санитарными и противопожарными требованиями, производить в ней необходимый текущий и капитальный ремонт, устранять последствия аварий и повреждений недвижимости. Переход права собственности на недвижимое имущество от нее к Зуеву М.И. был зарегистрирован в установленном законом порядке.
С момента заключения вышеуказанного договора, её сын Зуев М.И. не исполнял принятые на себя обязательства, не принимал никакого участия в её жизни. Она проживает одна, её сын её не навещает, не обеспечивает необходимыми продуктами питания, медикаментами, уходом в котором она нуждается, не помогает с уборкой в доме, не делает текущий ремонт дома, она из собственных средств несет расходы за коммунальные услуги и свое содержание. Она неоднократно звонила ответчику и просила помощи, поскольку является глубоко пожилым и больным человеком и не в состоянии самостоятельно нести расходы как на питание и лечение, так и на коммунальные платежи, однако все её просьбы были проигнорированы, а в последнее время Зуев М.И. совсем перестал отвечать на её звонки.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, но что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Она неоднократно пыталась обратиться к ответчику с предложением о расторжении данного договора, но сын к ней не приходит, на телефонные звонки не отвечает.
Она отправила Зуеву М.И. письмо с предложением добровольно расторгнуть заключенный между ними договор пожизненного содержания с иждивением и о результате рассмотрения её предложения просила уведомить её в письменной форме не позднее 5 дней со дня его получения, предупредив, что в противном случае она будет вынуждена обратиться в суд для урегулирования спора, однако никакого ответа в свой адрес не получила.
Истец Зуева В.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом уведомлена, об уважительности причин неявки суд не уведомила, ранее истцом суду предоставлялись заявления, в которых Зуева В.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие. Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание участие в судебном заседании представителя стороны, посчитал возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истца Зуевой В.В. – Галустян А.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить иск по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Зуев М.И., третье лицо Шубаев А.Я. и представитель третьего лица <адрес> отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом уведомлены, суд о причинах своей неявки не уведомили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив доводы иска, выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в названном Кодексе.
Как следует из материалов дела, между сторонами ДД.ММ.ГГГГ был заключен нотариально удостоверенный договор пожизненного содержания с иждивением.
По данному договору Зуева В.В - «Получатель ренты» передала в собственность Зуеву М.И. - «Плательщика ренты» земельный участок мерою 465 кв. м (категория земель - земли поселений), с расположенным на нем жилым домом (Лит «А») с пристройкой (Лит «а»), общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м, по адресу <адрес> <адрес> Зуев М.И. в свою очередь обязался осуществлять в отношении получателя ренты пожизненное содержание с иждивением: обеспечивать питанием, одеждой, медикаментами, уходом, необходимой помощью, стоимость которых была определена сторонами ежемесячно в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленных законом. Он также обязался содержать указанную выше недвижимость в порядке и чистоте в соответствии с санитарными и противопожарными требованиями, производить в ней необходимый текущий и капитальный ремонт, устранять последствия аварий и повреждений недвижимости.
Пожизненное содержание с иждивением является одним из видов договора ренты.
В силу статей 583, 585 ГК РФ по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средства на его содержание в иной форме.
Часть 1 статьи 601 ГК РФ устанавливает, что по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
Имущество, которое отчуждается под выплату ренты, может быть передано получателем ренты в собственность плательщика ренты за плату или бесплатно, обязанность по выплате ренты может быть установлена бессрочно (постоянная рента) или на срок жизни получателя ренты (пожизненная рента). Последняя в свою очередь, может быть установлена на условиях пожизненного содержания с иждивением.
В соответствии со ст. 597 ГК РФ пожизненная рента определяется в договоре как денежная сумма, периодически выплачиваемая получателю ренты в течение его жизни.
К договору пожизненного содержания с иждивением применяются правила о пожизненной ренте, если иное не предусмотрено правилами параграфа 4 главы 33 ГК РФ (часть 2).
Обязанность по предоставлению содержания с иждивением регламентируется статьей 602 ГК РФ, в силу которой обязанность плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением может включать обеспечение потребностей в жилище, питании и одежде, а если этого требует состояние здоровья гражданина, также и уход за ним. Договором пожизненного содержания с иждивением может быть также предусмотрена оплата плательщиком ренты ритуальных услуг.
При этом часть 2 статьи 602 ГК РФ (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 363-ФЗ) предусматривает, что стоимость общего объема содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением, предусматривающего отчуждение имущества бесплатно, не может быть менее двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту нахождения имущества, являющегося предметом договора пожизненного содержания с иждивением, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины - не менее двух установленных в соответствии с законом величин прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 363-ФЗ предусмотрено, что действие положений части второй Гражданского кодекса РФ в редакции названного Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров пожизненного содержания с иждивением в случае, если размер выплат по указанным договорам меньше, чем размер, определенный с учетом требований части второй Гражданского кодекса РФ в редакции указанного Закона. Если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями части второй Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 363-ФЗ, к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются правила определения размера соответствующих выплат, установленные частью второй Гражданского кодекса РФ в редакции указанного Закона.
Как следует из договора пожизненного содержания от ДД.ММ.ГГГГ он не содержит условия о возмездной передаче имущества Плательщику ренты и устанавливает стоимость общего объема содержания в месяц по договору пожизненного содержания с иждивением в размере не менее двух минимальных размеров оплаты труда ежемесячно.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что ответчиком предоставлялись истцу денежные средства в указанном размере либо оказывалась помощь в натуре на указанную сумму.
Как установлено судом, свои обязательства по договору истец выполнила, передав в собственность ответчика, принадлежавшие ей объекты недвижимости.
Зуев М.И. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал свое право собственности на них в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории <адрес> (записи регистрации № и №) (л.д. 11-17, 9-10).
Однако согласно доводам Зуевой В.В. принятые на себя ответные обязательства по договору Зуев М.И. не выполняет, ежемесячного содержания, оговоренного в договоре и в установленном им размере, ей не предоставляет, в связи с чем истец была вынуждена направить ответчику претензию о расторжении договора, которая ответчиком удовлетворена не была. При этом истец указывает, что бремя несения расходов по коммунальным платежам также легло на нее – бывшего собственника недвижимого имущества, что ее пенсия является для нее единственным источником средств к существованию, она пожилой и больной человек, и не в состоянии самостоятельно нести расходы как на питание и лечение, так и на коммунальные платежи.
Из материалов дела следует, что истцом действительно в адрес ответчика направлялось предложение о заключении соглашения о расторжении договора пожизненного содержания с иждивением, которое было получено ответчиком (л.д. 27-29).
Из квитанций по оплате коммунальных услуг, следует, что указанные расходы Зуева В.В. несет самостоятельно (л.д. 22-26), что не отрицалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Выписками из истории болезни, выписным эпикризом подтверждается, что Зуева В.В., 1939 года рождения, имеет ряд заболеваний, нуждающихся в постоянном лечении: ИБС, мерцательная аритмия, ХСН IIА, кроме того состоит на учете у онколога в связи с диагнозом С-r тела и шейки матки (л.д. 19-21).
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ранее, в ходе судебного разбирательства ответчик пояснял, что у него не было возможности выполнять условия договора, поскольку он отбывал наказание в местах лишения свободы и в настоящее время находится в трудном материальном положении.
Вместе с тем указанные обстоятельство не являются основанием для освобождения стороны от выполнения условий заключенного договора.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Общим правилом, закрепленным в статье 450 ГК РФ, установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами или договором.
В то же время, из части 1 пункта 2 указанной статьи следует, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (часть 3 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о существенном нарушении ответчиком условий заключенного между сторонами договора, поскольку Зуев М.И. обязательства по договору не исполняет, значительно ограничивая потребности истца в финансовой помощи, которая лишилась в полной мере того, на что рассчитывала при заключении договора, а именно фактического полного содержания, включающего обеспечение ее питанием, одеждой, медикаментами, уходом.
Ввиду того, что параграф 4 главы 33 Гражданского кодекса Российской Федерации не регулирует порядок расторжения договора пожизненного содержания с иждивением, к спорным правоотношениям применению подлежит статья 599 названного Кодекса, регулирующая порядок расторжения договора пожизненной ренты по требованию получателя ренты.
Из указанной нормы права следует, что в случае существенного нарушения договора пожизненной ренты плательщиком ренты получатель ренты вправе требовать от плательщика ренты выкупа ренты на условиях, предусмотренных статьей 594 настоящего Кодекса, либо расторжения договора и возмещения убытков (часть 1).
Одновременно из части 2 статьи 605 ГК РФ следует, что при существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств получатель ренты вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены на условиях, установленных статьей 594 названного Кодекса. При этом плательщик ренты не вправе требовать компенсацию расходов, понесенных в связи с содержанием получателя ренты.
В связи с изложенным, установленный судом факт существенного нарушения ответчиком условий договора является правовым основанием для удовлетворения требований истца и расторжения договора пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ с возвратом в силу ч. 2 ст. 605 ГК РФ Зуевой В.В. ранее принадлежащего ей на праве собственности имущества в виде жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером №, и земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Зуевой ФИО10 удовлетворить.
Расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Зуевой ФИО11 и Зуевым ФИО12, удостоверенный нотариусом по Благодарненскому нотариальному округу <адрес> ФИО5
Возвратить жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, ФИО1.
Прекратить право собственности Зуева ФИО13 на жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес>
<адрес>, кадастра и картографии по <адрес> права собственности ФИО1 на указанные объекты недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Благодарненский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 11 января 2019 года
Судья: А.М. Алиева