Дело № 33-8808/2019 (в суде первой инстанции № 2-1858/2019)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 декабря 2019 года г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Сосновского А.В.,
судей Верхотуровой И.В., Скурихиной Л.В.,
при секретаре Ермоленковой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Кяхтинского гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Сосновского А.В., объяснения представителя Министерства обороны РФ – Пухарева Ю.Г., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Кяхтинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее- ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) и просил с учетом уточнений возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу направить акт осмотра котельной № 44 от 19.04.2018 года и ведомость дефектов № 206 от 19.04.2018 года в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и в Департамент строительства МО РФ. Возложить на Министерство обороны РФ с привлечением Департамента строительства МО РФ не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность организовать включение в планы капитального и текущего ремонта на 2019 -2020 гг. котельной № 44 военного городска № 6 г. Кяхта, а также утвердить данные планы, с одновременным планированием и выделение лимитов бюджетных средств на указанный ремонт. Возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в 2019-2020 гг. после вступления решения суда в законную силу обязанность выполнить капитальный ремонт в котельной № 44 в следующем объеме: замена водогрейных котлов №№ 4,5,6,7 марки КВТ-75 БМ, установкой газоочистного оборудования; замена сетевого насоса № 3 марки К290-30 с электродвигателем; насоса № 2 марки ВЦ 14/46 тягодутьевого оборудования; монтаж системы ХВО и ХВП; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью - 325 м., O 150 – 110 м., O 100 - 25 м., O 80 - 190 м., запорной арматуры O 150- 2 шт., O 100 - 2 шт., O 80 - 4 шт., фланцев O 150 - 2 шт., O 100 - 2 шт., O 80 - 4 шт.; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 1 до здания № 59, от ТК № 5 до ТК № 6, от ТК № 5 до здания № 22, от ТК № 6 до здания № 92, от ТК до здания военной прокуратуры Кяхтинского гарнизона; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью - 115 п.м. от ТК № 5 до ТК № 9; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 9 до здания № 23; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 9 до здания № 21; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 9 до здания № 19; замена воздушной линии 0,4 кв сечением А-35 на кабельную линию, установка системы вентиляции помещения.
Возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в рамках подготовки к отопительному сезону в 2019 -2020 гг. выполнить текущий ремонт котельной № 44 в следующем объеме: замена мягкой кровли с устройством обрешетки; заменой задвижек O 200 -1 шт., O 100- 1 шт., O 150 – 1 шт., 1 умывальника; техническим обслуживанием в водяных котлов №№ 1 и 4 марки Э55 Д2.; заменой обратного клапана O 100; установкой резервного вентилятора В-2, заменой насоса марки К160/30 Н-1 в сборе с электродвигателем; установкой защиты электродвигателей, трехходовых кранов, заменой манометров.
В обоснование искового заявления прокурор указал, что в ходе проведенной проверки исполнения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что котельная № 44 военного городска № 6 г. Кяхта находится в неудовлетворительном техническом стоянии, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций. Котельная требует текущего и капитального ремонтов в объеме определенном ведомостью дефектов № 206 от 19.04.2018 года. Из сообщений начальника ЖЭ(К)О № 6 следует, что капитальный ремонт котельной № 44 не выполнялся. текущий ремонт должным образом не выполняется. Котельная № 44 в план капитального ремонта на 2018 год не включена.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2019 года исковые требования военного прокурора Кяхтинского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично. На Министерство обороны РФ возложена обязанность с привлечением Департамента строительства МО РФ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда первой инстанции в законную в законную силу организовать включение в план капитального и текущего ремонта на 2019-2020г.г. котельной № 44 в\г № 6 гарнизона МО РФ «Кяхтинский» в г. Кяхта с одновременным планированием и выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт.
На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ возложена обязанность в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести капитальный ремонт котельной № 44 в\г № 6 гарнизона МО РФ «Кяхтинский» в г. Кяхта в следующем объеме: замена водогрейных котлов №№ 4,5,6,7 марки КВТ-75 БМ, установкой газоочистного оборудования; замена сетевого насоса № 3 марки К290-30 с электродвигателем; насоса № 2 марки ВЦ 14/46 тягодутьевого оборудования; монтаж системы ХВО и ХВП; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью - 325 м., O 150 – 110 м., O 100 - 25 м., O 80 - 190 м., запорной арматуры O 150- 2 шт., O 100 - 2 шт., O 80 - 4 шт., фланцев O 150 - 2 шт., O 100 - 2 шт., O 80 - 4 шт.; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 1 до здания № 59, от ТК № 5 до ТК № 6, от ТК № 5 до здания № 22, от ТК № 6 до здания № 92, от ТК до здания военной прокуратуры Кяхтинского гарнизона; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью - 115 п.м. от ТК № 5 до ТК № 9; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 9 до здания № 23; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 9 до здания № 21; замена участка теплосети с антикоррозийным покрытием и утеплителя протяженностью 120 м. от ТК № 9 до здания № 19; замена воздушной линии 0,4 кВ сечением А-35 на кабельную линию, установка системы вентиляции помещения.
На ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ в лице его филиала по Восточному военному округу возложена обязанность не позднее 2х месяцев со дня вступления решения первой инстанции по настоящему делу в законную силу выполнить текущий ремонт котельной № 44, связанный с: ремонтом полов котельного зала, оштукатуриванием стен и их окраской известковым составом; заменой мягкой кровли с устройством обрешетки; заменой задвижек O 200 - 1 шт., O 100 - 1 шт., O 150 - 1 шт., 1 шт. умывальника; техническим обслуживанием в водяных котлов №№ 1 и 4 марки Э5 Д2; заменой обратного клапана O 100; установкой резервного вентилятора В-2, заменой насоса марки К160/30 Н1 в сборе с электродвигателем; установкой защиты электродвигателей, трехходовых кранов, заменойманометров. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным постановлением Министерство обороны РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России РФ подали апелляционные жалобы.
ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России РФ в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России указало, что согласно приказу Министра обороны, Уставу учреждения, положению о филиале, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет текущий и капитальный ремонт переданного ему а оперативное управление имущества только с согласия Министерства обороны РФ, как собственника этого имущества. При этом передача имущества в оперативное управление не исключает обязанности собственника по его содержанию.
Министерство обороны РФ в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ответчик указал, что в силу действующего законодательства вопрос о признании котельной № 44 нуждающейся в проведении капитального ремонта относиться к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, как собственника указанного объекта, суд не праве своим решением подменять его компетенцию, а военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Объекты подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования плана капитального ремонта и заявочного плана капитального ремонта на соответствующий год, после чего формируется заявка. Таких заявок не поступало.
Письменных возражений по доводам апелляционной жалобы не поступало.
Военный прокурор, представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Департамент строительства Минобороны России, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений о причинах своей неявки не представили. Учитывая изложенное и руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства обороны РФ – Пухарев Ю.Г. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
На основании ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обороне» должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации, а также обязаны выполнять договорные обязательства, предусмотренные Государственным контрактом, заключенным на выполнение Государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорные обязательства по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, а также п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» - Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации. Также Министерство обороны Российской Федерации обладает полномочиями по организации ремонта имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, что предусмотрено пп. 52 п. 7 указанного Положения.
Приказом Минобороны России от 30.04.2009 № 355 создан Департамент имущественных отношений Минобороны России, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минобороны России от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Минобороны России, в том числе к ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» (далее - ФГКУ «СибТУИО» МО РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от29.03.2012 № 422-р тип данного учреждения изменен на Федеральное государственное казенное учреждение).
Ввиду необходимости реализации приказа Минобороны России от 17.12.2010 года № 1871 объекты недвижимости, находящиеся в пользовании ФГУ «Квартирно-эксплуатационная часть Кяхтинского района», переданы в оперативное управление (п. 26 Устава Учреждения) и находятся на балансе ФГКУ «СибТУИО» МО РФ.
Приказом Минобороны России от 02.03.2017 года № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление - Минобороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно п. 13 устава основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Для достижения целей осуществляет, в том числе деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов (п. 14 устава).
30.07.2018 года приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России № 2025 в п.п. 16, 21 и 25 устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности учреждения, а именно с включением в него мероприятий не только относительно выполнения работ по текущему ремонту, но и по выполнению учреждением работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование учреждению.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1140 за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе котельная № 44 военного городка № 6, расположенной в г. Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия (л.д. 91-94).
Согласно актов осмотров данной котельной от 19.04.2018 года №189 и от 02.10.2018 года № 82, составленных представителями ЖКС № 6/5, в нарушение требований закона здание котельной, а также ее оборудование к отопительному сезону 2018-2019 гг. в полном объеме не подготовлены, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций (л.д. 25-33).
Указанному объекту необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостью дефектов № 206 от 19.04.2018 г, подготовленной на основании вышеуказанного акта осмотра.
Из ответа начальника ЖЭ(К)О № 6 С.Троцкого следует, что текущий ремонт, в рамках подготовки к отопительному периоду выполняется собственными силами ЖЭ(К)О № 6, капитальный ремонт в период с 205 года по 2017 год не выполнялся.
Исследованными в судебном заседании материалами проверки подтверждается, что капитальный ремонт в котельной № 44 перед началом отопительного сезона 2019-2020 гг. не выполнялся. Текущий ремонт выполнен, однако не в полном объеме, о чем свидетельствуют акт осмотра № 162 от 02.04.2019 года (л.д. 167-175).
Оценивая установленные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 210 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", ст. 55.24 ГрК РФ, ст.ст. 3, 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установил, что котельная № 44 находится в неудовлетворительном техническом состоянии и к отопительному сезону 2019-2020 годов не подготовлена, требует проведения как текущего, так и капитального ремонта. Учитывая, что обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов коммунального назначения Минобороны России возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как на лицо, которому объект теплоснабжения передан собственником в оперативное управление, суд обосновано возложил на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанность выполнить требуемый ремонт. Возложив на Министерство обороны РФ обязанность по выделению денежных средств на проведение текущего и капитального ремонта, как на собственника и распорядителя лимитов бюджетных ассигнований, предусматриваемых ему в федеральном бюджете на соответствующий год.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об обоснованности исковых требований прокурора.
Довод апелляционной жалобы ФБГУ «ЦЖКУ» МО РФ о том, что обязанность по проведению текущего и капитального ремонта должна возлагаться на собственника объекта Министерство обороны РФ, не состоятелен по указанным выше основаниям.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства обороны РФ возложение обязанности по принятию организационных мер по обеспечению текущего и капитального ремонта спорного имущества на данного ответчика не противоречит закону, так как Министерство обороны Российской Федерации, являясь собственником имущества, в силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязано нести расходы по его содержанию, следовательно, обязано финансировать проведение текущего и капитального ремонтов котельной.
Вопросы касаемые проведения процедуры, предусмотренной Регламентом проведения весенних (осенних) осмотров объекта, формирования плана капитального ремонта и заявочного плана капитального ремонта могут быть разрешены МО РФ в рамках организации выполнения возложенной судом обязанности с участием потребителей, исполнителей, государственного заказчика в порядке внутреннего взаимодействия. Обстоятельства, объективно препятствующие Минобороны России как собственнику имущества, обладающему в отношении своих структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных учреждений административно-властными полномочиями, получить недостающие документы, необходимые для исполнения решения суда, не установлены.
Учитывая заявленные исковые требования, исходя из характера правоотношений, требования прокурора, направленные в защиту гарантированных Конституцией России прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, а также в защиту интересов Российской Федерации не могут расцениваться как вмешательство в административно- хозяйственную деятельность органов военного управления, вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства обороны РФ.
Доводы апелляционных жалоб повторяют правовую позицию сторон, являлись предметом исследования суда, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, с которой судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для признания ее ошибочной. Обстоятельства дела, возражения и доводы сторон, и имеющиеся доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК РФ в постановленном по делу решении.
Поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 13 июня 2019 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Кяхтинского гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Судебные постановления суда первой и апелляционной инстанции могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.В. Сосновский
Судьи И.В. Верхотурова
Л.В. Скурихина