Решение по делу № 2-1952/2018 ~ М-1021/2018 от 29.03.2018

Дело № 2-1952/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 мая 2018 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Бузмаковой О.В.,

при секретаре Закировой А.Р.,

с участием истца Азановой Л.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Азановой Людмилы Дмитриевны к администрации города Перми о предоставлении жилого помещения,

установил:

    Азанова Л.Д., ссылаясь на положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и положения Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда по договорам социального найма», обратилась в суд с иском к администрации города Перми о возложении на ответчика обязанности предоставить ей (истцу) во внеочередном порядке жилое помещение.

    В обоснование своего иска Азанова Л.Д. указала, что родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родители на основании вступившего в законную силу решения суда лишены родительских прав; решением комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края. Также истец указала, что с 2013 года являлась воспитанницей детского дома г. Краснокамска; приказом Министерства социального развития Пермского края по г. Перми №1242 от 10.12.2005 ей (истцу) по договору о приемной семье назначен попечитель Амосова Л.Р.; в настоящее время является учащейся ОСОШ №1 (вечерняя), общежитие не полагается, имеет постоянную регистрацию по адресу: <Адрес>.

В судебном заседании истец на иске настаивала, пояснив, что жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, просила предоставить жилое помещение в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без участия его представителя, представил письменный отзыв, в котором иск не признает, поскольку финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет сред бюджета Пермского края в форме субвенций, но финансовые средства на исполнение таких полномочий муниципальному образованию город Пермь не переданы, в связи с чем правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют (л.д. 20,47,51-54).

    Привлеченные к участию в деле в соответствии со статьей 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, управление жилищных отношений администрация города Перми, Министерство социального развития Пермского края, ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда», о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, Министерство социального развития и ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда» просят рассмотреть дело без участия их представителей (л.д. 1, 20, 24, 21-22, 43).

    При этом Министерство социального развития Пермского края в письменном отзыве указало, что в связи с принятием Закона Пермского края от 10.05.2017 №87-ПК, которым внесены изменения в Закон Пермской области «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 № 1939-419, с 01.07.2017 именно органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также в отзыве указано, что предоставление истцу во внеочередном порядке жилого помещения приведет к нарушению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца (л.д. 21-22).

    Управление жилищных отношений администрации города Перми мнение по иску не выразило.

    Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, на который истец ссылается в обоснование своего иска, утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вследствие чего судом при разрешении настоящего дела не применяется.

    В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» глава 10 Жилищного кодекса РФ дополнена статьей 109.1, на основании части 1 которой предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктами 1, 7, подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

    На основании пункта 2 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

    В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:

1) лицо проживает в Пермском крае;

2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;

3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров (в редакции Закона Пермского края от 28.02.2018 № 204-ПК).

Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Азанова Людмила Дмитриевна, родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 5), копией паспорта (л.д.65), то есть на дату обращения с иском в суд достигла на 18-летнего возраста.

Также судом установлено, что родители Азановой Л.Д. – Шарафиева Альбина Фаритовна и Азанов Дмитрий Анатольевич лишены родительских прав на основании вступившего в законную силу решения Мотовилихинского районного суда города Перми от 24.03.2014 (л.д. 65-66).

Приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми №572 от 27.12.2012 избрана форма устройства несовершеннолетней Азановой Л.Д. – помещение под надзор в организацию для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.69), в связи с чем истец находилась в ГКОУ ПК «Детский дом» г. Краснокамска (л.д. 11), на основании приказа Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми № 1242 от 10.12.2015 над Азановой Л.Д. по договору о приемной семье установлено попечительство Амосовой Лилии Рафаиловны (л.д.9), в настоящее время обучается в 11«г» классе МАОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 1» г. Перми (л.д. 12).

Как установил суд, в соответствии с приказом Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми № 06-24-246 от 19.04.2013 за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <Адрес> (л.д. 68), в котором, помимо истца, зарегистрировано еще 7 человек, включая родителей истца, что подтверждается справкой (л.д. 73); по данным Росреестра жилой дом по этому адресу принадлежит Азанову Д.А. и Азановой Е.А., его общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 71-72), то есть жилым помещение по общей площади истец обеспечена менее учетной нормы (12 кв.м. на одного человека), установленной решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 № 103.

Согласно решению комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми от 20.11.2015 (протокол № 21) истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 10).

На обращение истца о предоставлении жилого помещения управлением жилищных отношений администрации города Перми в ответе от 22.02.2018 истцу разъяснено, что ввиду недостаточности объема денежных средств, предоставленных муниципальному образованию город Пермь, приобрести жилые помещения для всех детей-сирот, включенных в список не предоставляется возможным, жилые помещения будут предоставлены с учетом даты возникновения права на обеспечение специализированного жилищного фонда (л.д.13).

Помимо изложенного выше, суд установил, кроме закрепленного за истцом жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>, у истца для проживания жилых помещений нет, права собственности за истцом на жилые помещения не зарегистрированы (л.д. 24-41), а проживание истца по адресу: <Адрес>, исходя из объяснений истца в судебном заседании, носит временный характер.

При этом судом на основании объяснений истца и содержания письменного отзыва ответчика установлено, что до настоящего времени жилым помещением по указанному выше основанию истец не обеспечена.

Ссылка ответчика на отсутствие необходимого финансирования для обеспечения истца жилым помещением и ссылка Министерства социального развития Пермского края на нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее истца, в случае предоставления истцу жилого помещения не может умалять право истца на предоставление ей жилого помещения при наличии на то законных оснований.

При этом суд учитывает, что во внеочередном порядке жилое помещение в соответствии с положениями статьи 109.1 ЖК РФ не подлежит, положения пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ при разрешении спора не применимы.

Положения Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», на который истец сослалась в своем исковом заявлении, к возникшим спорным правоотношениям также не применимы, так как данный Закон определяет условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а истец подлежит обеспечению жилым помещением на условиях найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;

4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

Таким образом, при наличии в соответствии с действующим законодательством у органов местного самоуправления обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа требование истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению ей (истцу) жилого помещения следует признать правомерным.

Предоставляемое жилое помещение в виде жилого дома или квартиры общей площадью не менее 28 квадратных метров, в том числе жилой площадью не менее 14 квадратных метров, должно относиться к специализированному жилищному фонду, быть пригодным для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям.

Статьей 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 87-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций.

С учетом изложенного, предоставление истцу жилого помещения должно осуществляться администрацией города Перми за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления соответствующих государственных полномочий, в связи с чем суд не усматривает оснований для определения в качестве источника для обеспечения истца жилым помещения именно бюджет города Перми.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

возложить обязанность на администрацию города Перми предоставить Азановой Людмиле Дмитриевне на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для постоянного проживания в виде жилого дома или квартиры, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров, в том числе жилой площадью не менее 14 квадратных метров, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:         подпись        (О.В. Бузмакова)

<данные изъяты>

2-1952/2018 ~ М-1021/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Азанова Людмила Дмитриевна
Ответчики
Администрация г. Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Министерство социального развития Пермского края
ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края»
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Бузмакова О.В.
29.03.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2018[И] Передача материалов судье
02.04.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2018[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2018[И] Судебное заседание
10.05.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.05.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2018[И] Дело оформлено
06.08.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее