Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-137/2019 по административному исковому заявлению Семенец А.В. об установлении кадастровой стоимости земельных участков и нежилых зданий равной рыночной стоимости,
с участием представителя Семенец А.В. по доверенности Семеновой О.В.,
у с т а н о в и л:
Семенец А.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной рыночной стоимости в размере 202 896 руб., земельного участка с кадастровым номером №- в размере 306 415 руб., нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 749 675 руб., нежилого здания с кадастровым номером № – в размере 1 416 668,80 руб.
В обоснование заявленных требований Семенец А.В. указала, что является собственником названных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер их рыночной стоимости, тем самым затронуты её права и обязанности как плательщика земельного налога и налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца Семенова О.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрация муниципального района Безенчукский, Администрация сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения. Администрация муниципального района Безенчукский Самарской области просила рассмотреть дело в её отсутствие. Администрация сельского поселения Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области представила отзыв.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Семенец А.В. требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Семенец А.В. является собственником следующих объектов недвижимости:
нежилого здания с кадастровым номером № площадью 107,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
нежилого здания с кадастровым номером № площадью 173,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
земельного участка с кадастровым номером № площадью 294 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>;
земельного участка с кадастровым номером № площадью 444 кв. м. расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 622 425,84 руб., земельного участка с кадастровым номером № – по состоянию на 1 января 2013 года в размере 412 146,84 руб.
Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 764 414,70 руб., земельного участка с кадастровым номером №- в размере 2 852 607,21 руб. по состоянию на ту же дату.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником указанных выше земельных участков и нежилых зданий, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Не согласившись с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, 14 декабря 2018 года Семенец А.В. с пропуском срока, обратилась в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец представила отчеты об оценке рыночной стоимости, выполненные 27 ноября 2018 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью РИЦ «Мегаполис» ФИО1
Отчетом об оценке № рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 749 675 руб., нежилого здания с кадастровым номером № - по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 416 687,80 руб.
Отчетом об оценке № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2013 года в размере 202 896 руб., стоимость земельного участка с кадастровым номером № - по состоянию на 1 января 2013 года в размере 306 415 руб.
Согласно статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 1 января 2013 года и на 24 июля 2013 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Отчеты содержат сведения о заказчике и оценщике, о допущениях и ограничительных условиях, использованных при проведении оценки, о применяемых стандартах оценочной деятельности, принципах оценки.
Как указано в отчете, здания являются торговыми зданиями.
Исследование зданий, расчет величин их рыночной стоимости производилось оценщиком в рамках сравнительного и затратного подходов.
Исследуемые земельные участки имеют назначение: под магазин.
Определение рыночной стоимости земельных участков произведено методом прямого сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
В рамках этого подхода оценщиком отобрано 3 объекта-аналога – земельные участки для строительства торгово-складских помещений, расположенные в Волжском районе Самарской области, в г. Кинеле, в г. Новокуйбышевске. Описание объектов-аналогов приведено в таблице 22 на страницах 52-53 отчета.
Оценщиком выбраны элементы сравнения и по каждому из них выявлены отличия объекта оценки с объектами-аналогами.
Вводя необходимые корректировки для сглаживания различий между объектом оценки и объектами-аналогами, используя существующие методики исследования, учитывая все допущения и ограничительные условия, оценщик определил рыночную стоимость земельных участков путем обобщенного анализа цен скорректированных объектов-аналогов.
Давая оценку представленным отчетам, суд отмечает, что приведённые в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах. Итоговое суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчетам об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.
Проанализировав отчеты об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков и нежилых зданий равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года и на 24 июля 2013 года, то есть на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельных участков и нежилых зданий в размерах, определённых отчетами об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 14 декабря 2018 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Семенец А.В. удовлетворить частично.
Восстановить Семенец А.В. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 294 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 202 896 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 444 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 306 415 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 107,5 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 749 675 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 173,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 416 687,80 руб.
Датой обращения Семенец А.В. в суд считать 14 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина