Решение по делу № null от 23.01.2012

Судья Ольмезов М.И.               Дело № 33 - 17/2012 г.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 января 2012 г.                          г. Нальчик

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего - Пазовой Н.М.

судей - Жернового Е.И. и Созаевой С.А.

при секретаре - Байсиеве Т.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Прохладного в интересах Сидоровой Юлии Николаевны к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о предоставлении жилого помещения вне очереди;

по кассационной жалобе Правительства КБР на решение Нальчикского городского суда от 07 декабря 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда КБР Жернового Е.И., мнение прокурора Башиева Р. А.-С., полагавшего решение законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы подлежащими отклонению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Прохладного обратился в суд с иском в интересах Сидоровой Ю.Н. о возложении на Правительство КБР обязанности предоставить ей вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска в заявлении указано, что Сидорова Ю.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и в настоящее время состоит в льготной очереди на получение жилья как лицо из категории детей, оставшихся без попечения родителей, однако жилье ей до сих пор не предоставлено.

Кроме того, в заявлении указано, что в силу п.2. ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании представитель истца Чапский Д.С. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, также пояснил, что Сидорова Ю.Н. жильем до сих пор не обеспечена.

Сидорова Ю.Н. иск поддержала и пояснила, что отца у нее нет, а мать умерла. Как сироту ее сначала направили в интернат в с. Баксаненок, а затем в интернат в с. Нартан, где по настоящее время она и проживает, своего жилья не имеет.

Представитель ответчика – Черкесова М.Г., также представитель Министерства экономического развития и торговли КБР Максидов З.М., заявленные требования не признали и просили отказать в их удовлетворении в связи с тем, что Правительство КБР не может быть ответчиком по этой категории дел.

Решением Нальчикского городского суда от 07 декабря 2011 года исковые требования прокурора г.Прохладного в интересах Сидоровой Ю.Н. удовлетворены в полном объеме.

На решение суда Правительство по КБР подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности.

В жалобе указано, что в силу Конституции КБР и Закона КБР «О Правительстве КБР» Правительство КБР является коллегиальным, совещательным, высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти КБР не обладающим статусом юридического лица. В связи с этим на Правительство КБР не открыто ни одного лицевого или расчетного счета, за Правительством КБР не закреплено какого-либо имущества. При таких обстоятельствах данное решение нарушает один из основных принципов гражданского судопроизводства - принцип исполнимости решений.

Кроме того, Правительство КБР является не надлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с постановлением №333-ПП Министерство образования и науки КБР определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти КБР по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения прокурора Башиева Р. А.-С., судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией Российской Федерации, законами от 21.12.1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Федеральный закон № 159) и от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами.

В силу ст. 10 ФЗ N 159 за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия, прокурор г. Прохладного обратился в суд с иском к Правительству КБР о предоставлении вне очереди жилого помещения Сидоровой Ю.Н.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

    Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ от 05.02.2009 N 250-О-П в определении "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указал следующее: «Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии со ст. 85 "Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ) расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

- принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.

На исполнительные органы государственной власти субъектов РФ возлагается реализация данных гарантий.

В силу ст. 108 Конституции Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, подотчетным Президенту Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно ст. 16 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 20.02.1999 N 5-РЗ (в ред. от 21.05.2009) "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, охраны здоровья, обеспечения жильем.    

    Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N 55-РЗ

«О РЕГУЛИРОВАНИИ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ» установлено, что жилищное законодательство Кабардино-Балкарской Республики основывается на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.

В подпункте «а» пункта 2 статьи 2 Закона указывается, что по договору найма специализированного жилого помещения из республиканского жилищного фонда предоставляется жилье лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

    

Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ (ред. Закона КБР от 29.04.2010 г. № 25-РЗ) "О Республиканской целевой программе "Жилище" на 2008 - 2015 годы" утверждена Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008 - 2015 годы.

Статья 2 названного Закона обязывает Правительство Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий период.

    Законом также установлено, что исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется путем строительства многоквартирных домов, приобретения (строительства) жилого помещения за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.

Постановлением Правительства КБР от 29.12.2009 N 333-ПП утверждены «ПРАВИЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ПОСТУПИВШИХ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ»

    В соответствии с названными Правилами Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на основании сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики заявку на финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики в пределах и за счет средств, поступающих из федерального бюджета в виде субсидий, производит финансирование уполномоченного органа (пункты 2,3).

Тем самым, Правительство КБР не наделило Министерство образования и науки КБР полномочиями по финансированию и приобретению жилых помещений детям-сиротам.

    Из анализа приведенных правовых норм следует, что надлежащим ответчиком является исполнительный орган субъекта государственной власти, т.е. Правительство КБР, на которое законом возложена обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей

    Ответчик в суде не доказал, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики исполнило свои обязательства по выполнению требований статьи 2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 26.12.2008 N 74-РЗ и предусмотрело средства для реализации Республиканской целевой программы "Жилище" на 2008 - 2015 годы при разработке проектов законов Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете, в части касающейся обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие или недостаточность средств, поступающих в республиканский бюджет из бюджета Российской Федерации в качестве субсидий, не может служить основанием для неисполнения Закона органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, и нарушения права Сидоровой Ю.Н. на внеочередное получение жилого помещения не ниже установленных норм.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Вместе с тем, в интересах законности, судебная коллегия на основании ст. 2, ст. 347 ГПК РФ считает необходимым проверить решение суда в части, в которой оно не обжаловано, не ограничиваясь доводами кассационной жалобы, поскольку судом первой инстанции в нарушены нормы материального права.

В соответствии со ст. 362 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.

    Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона № 159 определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Из вышеуказанной нормы следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Требования о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями носят заявительный характер. Вместе с тем, суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Сидорова Ю.Н. до достижения возраста 23 лет своевременно обращалась в Администрацию города Прохладного по вопросу обеспечения жилым помещением.

В деле имеется заявление Сидоровой Ю.Н. на имя прокурора г. Прохладного от 22.09.2011 г. с просьбой решить её жилищный вопрос, так как она состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В материалах дела имеется копия постановления Главы местной администрации городского округа Прохладный от 08 июня 2010 г. № 767.

Главой местной администрации постановлено: «В связи с отсутствием архивных данных о решении общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Прохладного в части признания граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение или улучшение жилищных условий в администрации городского округа Прохладный КБР по состоянию на 01.04.2009 года, считать датой фактической постановки граждан данной категории на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Приложение).

Считать принятыми на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в льготную очередь граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей граждан, согласно Приложения к настоящему постановлению.

Настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания».

В прилагаемом Списке Сидорова Юлия Николаевна, 12.05.1983 года рождения, указана под номером 24. Датой постановки на учет значится 28.11.2002 г.

Вместе с тем, в деле отсутствуют данные, которые подтверждали бы постановку Сидоровой Ю.Н. в 2002 году на учет нуждающихся в жилых помещениях.

К моменту принятия Главой местной администрации городского округа Прохладный постановления от 08 июля 2010 г. № 767, Сидоровой Ю.Н. исполнилось 27 лет.

В силу закона достижение лицом 23-летнего возраста, не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, является основанием для отказа в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

     Принимая постановление, исполнительный орган местного самоуправления не вправе был нарушать федеральный закон и распространять действия Федерального закона № 159 на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет и не состояли на учёте в качестве нуждающихся в жилом помещении. В данном случае суд должен был руководствоваться федеральным законом.

    Отсутствие в архивах местной администрации г. Прохладного решений общественной комиссии по жилищным вопросам в части признания граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте на получение или улучшение жилищных условий, не связано в названном выше постановлении с утратой архива. Такие решения могли вообще не существовать.

    Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) и не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с Типовыми правилами о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденными Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2002 года N 156.

     В соответствии с Типовыми правилами администрации местного самоуправления районов и городов республики ежегодно представляют в республиканскую комиссию по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, утвержденные списки на получение жилого помещения указанными гражданами в следующем году.

Истец вправе был запросить списки на получение жилого помещения за прошлый период из республиканской комиссии, если они не сохранились в администрации г.о. Прохладный.

Ввиду того, что доводы истца не соответствуют фактическим обстоятельствам, выясненным в ходе судебного разбирательства, суд необоснованно удовлетворил заявленные прокурором г. Прохладного требования. Решение суда нельзя признать законным и обоснованным в связи с чем, оно подлежит отмене.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует провести подготовку к судебному разбирательству по правилам главы 14 ГПК РФ и предложить истцу представить суду доказательства, обосновывающие фактические основания иска. Истец должен доказать в суде подачу заявления с просьбой о постановке на учет и состояние на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения Сидоровой Ю.Н. возраста 23 лет.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР    

             О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нальчикского городского суда от 07 декабря 2011 г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

            

Председательствующий:                Н.М. Пазова

            

Судьи:                С.А. Созаева

                    Е.И. Жерновой

        Копия верна:                    Е.И. Жерновой    

Категория:
Гражданские
Статус:
Отменено с направлением дела на новое рассмотрение
Истцы
Сидорова Юлия Николаевна
Суд
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)
Судья
Жерновой Евгений Иванович
Дело на странице суда
vs.kbr.sudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее