Судья Кириллова Е.С. Дело № 2-2175/2015
№ 33-844/2015
18 августа 2015 года г. Магадан МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Выглева А.В.,
судей Баюра Л.Н., Адаркина И.А.
при секретаре Гельман И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда апелляционную жалобу Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 22 мая 2015 года по гражданскому делу по заявлению Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» о признании незаконным предписания Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области от 3 марта 2015 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Адаркина И.А. пояснения представителя Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» Раковец А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области Галушенко О.В., полагавшей постановленное судом решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» (далее - МОГБУЗ «ССМП», Учреждение) обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области (далее - Министерство здравоохранения МО) от <дата>.
В обоснование требований указывало, что в период с <дата> по <дата> Министерством здравоохранения МО была проведена плановая выездная проверка в отношении МОГБУЗ «ССМП», по результатам которой составлен акт и Учреждению выдано Предписание об устранении нарушений лицензионных требований и условий от <дата> (далее - Предписание), которым возложена обязанность переоформить лицензию с добавлением работ (услуг) по «сестринскому делу» по адресу их фактического осуществления. Срок исполнения до 1 июля 2015 года.
Заявитель полагал Предписание необоснованным, незаконно возлагающим обязанность по лицензированию работ (услуг) по «сестринскому делу».
Ссылаясь на пункт 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, пункт 4 Требований к организации выполнению работ (услуг), утвержденных приказом Минздрава России от 11 марта 2013 года № 121н, считало, что работы (услуги) по «сестринскому делу», осуществляемые в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, лицензированию не подлежат.
Указывало, что наличие в штате МОГБУЗ «ССМП» медицинских сестер не свидетельствует об осуществлении Учреждением доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу, поскольку медицинские сестры стерилизационного отделения осуществляют свою деятельность исключительно в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и их наличие в штате объясняется необходимостью наличия квалифицированных специалистов, к основным должностным обязанностям которых относится комплектация медицинских укладок выездных бригад, пополнение укладок согласно медицинским картам и расходным листам.
По утверждению заявителя, работы (услуги), выполняемые медицинскими сестрами стерилизационного отделения МОГБУЗ «ССМП» не подлежат лицензированию.
Также указывало, что Предписанием на Учреждение возложена обязанность по лицензированию «сестринского дела» без привязки работ (услуг) к конкретному виду медицинской помощи, что противоречит положениям приказа Минздрава России от 11 марта 2013 года № 121н, а из предписания нельзя сделать однозначный вывод о том, какой вид медицинской помощи предлагается лицензировать Учреждению при выполнении работ (услуг) по «сестринскому делу».
Просило отменить Предписание от 03 марта 2015 года.
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 14 мая 2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены врач отдела лицензирования Министерства здравоохранения МО С.В., главный специалист отдела лицензирования Министерства здравоохранения МО Р.
Решением Магаданского городского суда от 22 мая 2015 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе МОГБУЗ «ССМП» ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в заявлении при обращении в суд.
Кроме того, указывает, что судом при вынесении решения не учтено, что Учреждению предлагается лицензировать «сестринское дело» не в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи (пункт 4 Предписания), а в рамках оказания первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи (пункт 2 Предписания).
Считает, что судом не дана оценка доводам об отсутствии правовых оснований для осуществления Учреждением первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи, правила организации которой установлены приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 года № 543н.
Полагает, что работы (услуги) по «сестринскому делу», осуществляемые в рамках оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, лицензированию не подлежат.
Считает, что обжалуемое Предписание не отвечает критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с нормами действующего законодательства.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство здравоохранения МО считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заинтересованные лица С.В., Р., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с изложенным на основании положений части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив изложенные в ней доводы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам (статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Как следует из части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы не были нарушены.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон «О лицензировании») медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Статьей 7 Закона «О лицензировании» определено право должностных лиц лицензирующих органов по результатам проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся соискателями лицензии или лицензиатами, на соответствие требованиям действующего законодательства о лицензировании выносить, в случае выявления нарушений, в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя предписания об устранении выявленных нарушений.
Судом установлено, что обжалуемое Предписание выдано уполномоченными должностными лицами Министерства здравоохранения МО и в пределах их полномочий.
В данной части решение не оспаривается.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291 (далее - Положение о лицензировании), установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность (Приложение к Положению) организация сестринского дела относится к работам (услугам) составляющим медицинскую деятельность.
Согласно пункту 8 Положения о лицензировании при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах) и представляются предусмотренные подпунктами «б» - «д», «ж» и «з» пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
Как следует из материалов дела и установлено судом, МОГБУЗ «ССМП» находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, которое осуществляет функции учредителя.
Целью и задачей деятельности Учреждения является оказание скорой медицинской помощи населению муниципального образования «Город Магадан» вне медицинской организации в круглосуточном режиме.
Согласно штатному расписанию в МОГБУЗ «ССМП» имеется должность медицинской сестры стерилизационной.
Учреждением заключен трудовой договор №... от <дата> и дополнительное соглашение от <дата> к трудовому договору с Ю., принятой на должность медицинской сестры стерилизационной, а также трудовой договор №... от <дата> и дополнительное соглашение от <дата> к трудовому договору с С., принятой на должность медицинской сестры стерилизационной, которые на основании сертификатов специалиста от <дата> и от <дата> допущены к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «сестринское дело».
░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 23.07.2010 № 541░, ░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░ ░░░░", «░░░░░░░░░░ ░░░░», «░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░», «░░░░░ ░░░░░░░░», «░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 20 ░░░░ 2013 ░░░░ № 388░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ (░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 18 ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░ 8 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 328, ░░░░░░░ 329 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░,
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░.░. ░░░░░░░