Дело № 2а-1520/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Тейково 13 ноября 2015 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Алешиной О.А.,
при секретаре Шиловой Н.А.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к территориальному отделению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании неправомерным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Тейковский районный суд с вышеназванным заявлением, в обоснование чего указал, что Тейковским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес>.
Решением ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях. Полагает указанное решение незаконным, поскольку право на обеспечение жилым помещением за ним было признано на основании решения Тейковского районного суда <адрес>, после постановки его на учет нуждающихся он не совершал каких-либо действий, дающих основание для снятия с учета в качестве нуждающихся. На основании изложенного просил суд: признать решение начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях неправомерным; признать решение начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, выразившееся в необоснованных требованиях к оформлению документов, указанных в письме №, неправомерным.
ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 были увеличены, просит отменить решение начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации по <адрес> № о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязать начальника ФГКУ «ЗРУЖО» МО Российской Федерации по <адрес> восстановить его и членов его семьи в списках нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства и внести в единый реестр военнослужащих.
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержал по основания, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ по <адрес> ФИО3 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела (л.д. 122-124).
Выслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы административного дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
При рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. По установленным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных анализируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 указанного пункта Закона военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 этого же Федерального закона.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Закона граждане, уволенные с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 относится к этой категории военнослужащих.
По смыслу ст. 51 ЖК РФ принятие на жилищный учет и предоставление военнослужащему жилого помещения зависит не только от нуждаемости в жилье в тех населенных пунктах, где он жильем не обеспечен, но и должно быть произведено с учетом его прав на жилые помещения, находящиеся либо находившиеся в пользовании или в собственности при принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений или за определенный законом период времени до момента принятия на жилищный учет.
Этим, в частности, обусловлены требования ст. 53 ЖК РФ, предусматривающие запрет на принятие в качестве нуждающихся в жилых помещениях до истечения пяти лет с момента совершения действий, в результате которых гражданин приобрел право состоять на жилищном учете.
В силу ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению жилого помещения, но не менее чем за пять лет.
Из материалов дела следует, что решением начальника территориального отделения <адрес> ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ майор запаса ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для принятия такого решения явилось наличие в собственности ФИО1 на 2004 год жилого дома по адресу: <адрес>, который был им отчужден перед предстоящим увольнением в 2004 году. По мнению должностного лица, то обстоятельство, что решение Тейковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вынесено без учета того, что ФИО1 ухудшил жилищный условия в связи с отчуждением жилого помещения перед предстоящим увольнением имеет существенное значение при решении вопроса о праве ФИО1 находиться на жилищном учете и является самостоятельным основанием при рассмотрении вопроса о нахождении на жилищном учете ФИО1 в настоящее время.
Рассмотрев доводы начальника ТО по <адрес> ФГКУ «ЗРУЖО » МО РФ о наличии ранее в собственности административного истца – ФИО1 жилого помещения и как следствие – об обеспеченности ранее ФИО1 и членов его семьи жильем, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с этим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из указанной нормы предоставления площади жилого помещения.
Согласно решению <адрес> Совета народных депутатов и <адрес> Совета профсоюзов от ДД.ММ.ГГГГ № "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес>" нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются в том числе граждане, владеющие жилым домом (частью дома) на праве собственности или проживающие в таких домах у родителей, если на члена семьи имеется менее 6 кв. м жилой площади
Как следует из технического паспорта домовладения по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь жилого дома составляет 30,5 кв. м., жилая площадь 16 кв.м.
Таким образом, обеспеченность каждого члена семьи ФИО1 жилой площадью составляет 5,3 кв. м. (16 кв. м.: 3 человека = 5,3 кв. м.), что меньше установленной учетной нормы жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории <адрес>, а следовательно, вышеуказанные доводы административного ответчика суд признает несостоятельными.
Согласно п. 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
ФИО1 должно было быть предоставлено жилое помещение на него, его супругу ФИО4, сына ФИО9, в также внука ФИО5, являющихся членами его семьи.
Поскольку сделка купли-продажи привела к отчуждению жилого дома, при предоставлении жилого помещения в силу норм Жилищного кодекса она подлежала учету совместно с иными, имеющими значение обстоятельствами.
Согласно нормам Жилищного кодекса РФ под жилым помещением понимается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ст. 15 ЖК РФ). Таким образом, ЖК РФ называет три основных критерия, по которым то или иное помещение может быть отнесено к числу жилых: изолированность, пригодность для постоянного проживания (последняя определяется совокупностью установленных санитарных, технических и иных норм и правил), а также отнесение жилого помещения к числу недвижимого имущества
Пригодность жилого помещения для постоянного проживания определяется, в частности, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. Эти Правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, за исключением гостиниц, общежитий, специализированных домов для инвалидов, детских приютов, вахтовых поселков.
Согласно пункту 2.2. Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Как следует из технического паспорта домовладения составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год Тейковским бюро технической инвентаризации <адрес>, общая площадь дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 30,5 кв. м. Указанный <адрес> года постройки, состоит из строения литер А. Процент физического износа строения литер А составляет 69%. Согласно техническому описанию здания, его конструктивных элементов, фундамент дома – деревянные столбы, наружные и внутренние капитальные стены - деревянные рубленные, отопление, электро и санитарно технические устройства отсутствуют (л.д.83-94).
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленными в материалы дела административным истцом справками: ООО ТСП, справкой ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ от ДД.ММ.ГГГГ и показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО6, ФИО7, ФИО8
Таким образом, суд считает, что принадлежащий ранее ФИО1 жилой дом по адресу: <адрес> находился в состоянии, непригодном для проживания.
Доводы административного ответчика о том, что ФИО1 не представлены документы о признании жилого дома непригодным для проживания для разрешения настоящего дела не имеет правового значения, так как непригодность жилого дома для проживания в нем установлена материалами дела
Кроме того, в судебном заседании установлено, что решением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО1 к войсковой части 12456 и Департаменту жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ о нарушении жилищного права удовлетворены исковые требования ФИО1: бездействие командира в/ч 12465 по вопросу обеспечения ФИО1 и членов его семьи жилым помещением по избранному постоянному месту жительства признано незаконным; ФИО1 и члены его семьи – ФИО4 и ФИО9 признаны нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес>; за ФИО1 и членами его семьи - ФИО4 и ФИО9 признано право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес>; суд обязал Департамент жилищного обеспечения МО РФ поставить ФИО1 и членов его семьи ФИО4 и ФИО9 на учёт в очередь на получение жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решение вступило в законную силу (л.д. 9-18).
Определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ДЖО МО РФ отказано в пересмотре вышеуказанного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, а именно установлением при исполнении решения наличия принадлежащего на праве собственности ФИО1 жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ определение суда вступило в законную силу (л.д. 20-22).
В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
ДЖО МО РФ является структурным подразделением МО РФ, одной из основных задач которого является в том числе и организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ находится в подчинении ДЖО МО РФ, следовательно, установленные вступившими в законную силу решением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и определением Тейковского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства не требуют доказывания и не подлежат оспариванию сторонами настоящего дела.
Таким образом, поскольку за ФИО1 и членами его семьи право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства – <адрес> признано в судебном порядке, решение суда вступило в законную силу, у должностного лица не имеется полномочий оспаривать установленные решением суда обстоятельства.
До настоящего времени жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации административный истец либо указанные члены его семьи не обеспечивались, жильем по установленными законодательством нормами указанные лица также не обеспечены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение от ДД.ММ.ГГГГ № начальника ТО по <адрес> ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ о снятии административного истца и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений является незаконным и подлежит отмене, а требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
При этом суд считает, что права ФИО1 будут полностью восстановлены путем отмены оспариваемого решения начальника ТО по <адрес> ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ и возложения на указанное должностное лицо обязанности по восстановлению ФИО1 и членов его семьи на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном месте жительства в едином реестре военнослужащих.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к территориальному отделению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании неправомерным решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях удовлетворить.
Признать решение начальника территориального отделения Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> – <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений не соответствующим закону.
Обязать начальника территориального отделения Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> – <адрес> отменить решение ДД.ММ.ГГГГ № о снятии ФИО1 и членов его семьи с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Обязать начальника территориального отделения Федерального государственного казённого учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по <адрес> – <адрес> восстановить ФИО1 и членов его семьи на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в избранном месте жительства в едином реестре военнослужащих.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Алешина