Арбитражный суд Челябинской области
454000, г.Челябинск, ул.Воровского, 2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Челябинск Дело № А76-13318/2008-59-290
30 сентября 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2008 года.
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2008 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Челябинска
к индивидуальному предпринимателю Корниловой Анне Владимировне, г.Челябинск
о взыскании финансовых санкций в сумме 185 рублей за не предоставление в установленные сроки сведений индивидуального учёта,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, извещен (уведомление № 52748 о получении определения суда 18.08.2008.),
от ответчика: не явился, извещен (возвратный конверт № 52749 с отметкой об истечении срока хранения корреспонденции),
у с т а н о в и л :
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г.Челябинска (далее по тексту - ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска, управление Пенсионного фонда, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Корниловой Анны Владимировны (далее по тексту - ИП Корнилова А.В., предприниматель, ответчик) финансовых санкций в сумме 185 рублей за не предоставление в установленные сроки сведений индивидуального учёта.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился, отзыва и возражений не представил.
В соответствии с ч.3 ст.156 АПК РФ неявка в судебное заседание заявителя, ответчика надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, арбитражный суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Корнилова Анна Владимировна, 15.06.1983 года рождения, уроженка г.Челябинска, проживающая по адресу: 454048, г.Челябинск, ул.Энгельса, 40А-31, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 20.09.2004. ИФНС РФ по Центральному району г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером 304745326400093.
Предприниматель состоит на учете в ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска в качестве страхователя, имеет регистрационный номер 084-001-070850.
По данным заявителя, ответчик не исполнил надлежащим образом обязанность по представлению в установленный срок органам Пенсионного Фонда РФ сведений индивидуального учета, чем нарушил требования статей 8, 11, 15 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон).
Согласно статье 1 указанного Закона индивидуальный предприниматель может являться страхователем, который осуществляет прием на работу по трудовому договору, заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, а также застрахованным физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 указанного Закона, сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей. Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На основании ст.11 указанного Закона, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно ст.14 указанного Закона, застрахованное лицо обязано, в том числе представлять по требованию органов Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет согласно настоящему Федеральному закону.
Согласно ст.15 указанного закона, страхователь обязан, в том числе в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом;
В силу ст.17 указанного Закона, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Ответчик не исполнил предусмотренной законом обязанности. Сведения персонифицированного учета за 2007 год в установленный законом срок не представил.
По факту не предоставления в установленный срок сведений персонифицированного учета за 2007 год заявителем 10.04.08. был составлен акт камеральной проверки № 243 (л.д.10) о нарушении Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования».
На основании составленного акта, 20.05.08. начальником ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска вынесено решение № 239 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», и взыскании с ИП Корниловой А.В. штрафа в размере 10 % от суммы платежей (страховых взносов), подлежащих уплате, то есть в сумме 185 рублей (л.д.11).
Пунктом 2 решения ответчику было предложено уплатить штраф добровольно в четырнадцатидневный срок со дня его получения. Ответчик добровольно штраф не уплатил, что явилось основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения настоящего дела судом установлено, что при привлечении предпринимателя к ответственности ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска нарушило процедуру привлечения, предусмотренную Налоговым кодексом РФ.
В силу ст.2 Федерального закона РФ № 167-ФЗ от 15.12.2001. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.5 п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ, акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма (п.5).
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п.6).
Согласно ст.101 Налогового кодекса РФ, акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку (п.1).
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п.2).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (п.14).
Как видно из представленных материалов, акт камеральной проверки № 243 составлен в отношении предпринимателя 10.04.08. Из текста указанного акта следует, что его рассмотрение состоится 18.04.2008. в 14 часов 00 минут (л.д.10). Вместе с тем, согласно почтового штемпеля на списке заказных писем № 9 (л.д.13), акт направлен страхователю 18.04.2008. в 17 часов 05 минут, то есть после времени рассмотрения, указанного в акте. Решение о привлечении страхователя к ответственности вынесено 20.05.2008. (л.д.11), при этом заявителем не представлено доказательств уведомления предпринимателя о рассмотрении акта проверки 20.05.2008.
Таким образом, фактически предприниматель о необходимости явки в управление Пенсионного фонда для рассмотрения материалов проверки ни на 18.04.2008., ни на 20.05.2008. заблаговременно извещён не был. При таких обстоятельствах привлекаемое к ответственности лицо нельзя считать надлежащим образом извещенным о времени и месте совершения данного процессуального действия.
Согласно п.п.2 п.3 ст.101 Налогового кодекса РФ, перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, в том числе, должен установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении указанного рассмотрения.
Должностным лицом управления Пенсионного фонда не было выяснено, был ли предприниматель уведомлен о времени и дате рассмотрения акта проверки, была ли ему предоставлена возможность воспользоваться правами, предусмотренными п.6 ст.100 и п.2 ст.101 Налогового кодекса РФ, в результате чего, дело рассмотрено в отсутствие ИП Корниловой А.В, а представленные суду материалы не содержат доказательств ее надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Таким образом, невыполнение должностным лицом требований Налогового кодекса РФ, обеспечивающих создание необходимых процессуальных условий для справедливого разбирательства, лишили привлекаемое к ответственности лицо возможности на осуществление своих прав.
Вышеназванные обстоятельства являются нарушением установленного порядка рассмотрения материалов проверки, они носят неустранимый характер и приводят к существенному нарушению прав и законных интересов предпринимателя, в связи с чем, вынесенное в его отношении решение не может считаться принятым с соблюдением закона.
На основании принятого с нарушением законодательства решения суд считает невозможным удовлетворить требования заявителя о взыскании с предпринимателя финансовых санкций.
Руководствуясь ст.ст.167-170, 171, 216 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
1.В удовлетворении требований ГУ УПФ РФ в Центральном районе г.Челябинска о взыскании с индивидуального предпринимателя Корниловой Анны Владимировны финансовых санкций в сумме 185 рублей за не предоставление в установленные сроки сведений индивидуального учёта, - отказать.
2.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья С.В.Зайцев
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fаsuo.arbitr.ru).