РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2013 г. г.Буйнакск
Судья Буйнакского городского суда РД Вагидов Н.А., при секретаре: Койчакаевой К.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ашаханова М.А, к Министерству по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации об установлении факта разрушения домовладения и возмещения ущерба в результате чрезвычайной ситуации природного характера,
У С Т А Н О В И Л:
Ашаханов М.А. обратился в суд с иском об установлении факта разрушения его домовладения, расположенного по адресу <адрес> в результате стихийного бедствия – оползневых явлений и возмещения ущерба причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера на том основании, что ДД.ММ.ГГГГг. в микрорайоне «Приреченск» г.Буйнакска РД произошли оползневые события. Его домовладение, расположенное по адресу <адрес>б, в том числе два жилых дома, построенные на одном земельном участке, где проживали все члены его семьи в количестве 10 человек, а также подсобные помещения в результате стихийного бедствия природного характера пострадали и пришли в негодность. В настоящее время ими не используется ни домовладение, ни земельный участок, поскольку это место сейсмически опасная зона. Данный факт подтверждается документально, а именно заключением инженерно-геологического обследования от 07.02.2003г., совместно с представителями МЧС РД и администрации г.Буйнакска, протоколами заседания КЧС №1 от 16.05.2005г. и №2 от 25.05.2005г., где также отражены, что члены комиссии в количестве 10 чел. Во главе с главой администрации выехали на место оползня и провели все необходимые первоначальные меры для эвакуации людей и охране этой зоны. После этого, он и все члены его семьи в количестве 10 человек остались без жилья и проживают в настоящее время у своих родственников на разных квартирах. В последующем собранные по данному факту материалы были направлены в Правительство Республики Дагестан для принятия решения по социальной защите прав членов их семьи, в том числе правовую помощь предоставления жилья, выделения земельного участка и субсидий на постройку домовладения и т.д., согласно действующему законодательству. Однако разрешит данный вопрос во вне судебном порядке им не представляется возможным. Несмотря на их неоднократные обращения, а также ходатайства администрации г.Буйнакска в Правительство РД, последние не приняли никаких решений и вернули материалы в феврале сего года с предложением обратиться в суд. Исходя, из действующего законодательства РФ, он и члены его семьи имеют право на судебную и социальную защиту. Социальная реабилитация пострадавших от стихийных бедствий производиться за счет средств федерального бюджета и средств субъекта РФ, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация. Обеспечение жильем граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется путем выдачи им в установленном порядке государственных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, так и путем предоставления им безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья. Как было указано выше Правительство РД, не приняло решение о предоставлении ему и членам семьи безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья за счет средств субъекта РФ. При этих обстоятельствах у него возникает право на получение жилищного сертификата с учетом всех членов семьи. Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определенной органами исполнительной власти субъектов РФ по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв.м. общей площади на члена семьи из двух и более человек.
В судебном заседании истец Ашаханов М.А. и его представитель по доверенности от 24.05.2013г. адвокат Атаев А.М. свои требовании поддержали по основаниям, изложенным в иске и просят их удовлетворить. Также, адвокат Атаев А.М. пояснил, что в соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Заявитель Ашаханов М.А. обратился в суд за защитой своих жилищных прав в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Неоднократные обращения Ашаханова М.А. в органы местного самоуправления и государственной власти Республики Дагестан к положительным результатам не привели. Поэтому разрешит данный вопрос во вне судебном порядке им не представляется возможным. Несмотря на их неоднократные обращения, а также ходатайства администрации г.Буйнакска в Правительство РД, последние не приняли никаких решений и вернули материалы с предложением обратиться в суд. Правительством РФ установлены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» принятых 22 ноября 2011г. №963. Также, из письма МФ РФ №08-04-08/539 от 09 апреля 2009г. следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.1995г. №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившихся в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. На основании поручения Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в МЧС России утвержденный список и комплект обосновывающих документов, в т.ч. реестр и заключение по разрушенным и непригодным жилым домам Минрегиона России. МЧС России рассматривает указанные документы, согласовывает список граждан на основании судебных решений и направляет в Минфин России. По результатам рассмотрения обосновывающих документов МЧС России вносит в Правительство РФ согласованный с заинтересованными министерствами проект распоряжения Правительство РФ о выдаче сертификатов для принятия решения. Таким образом, ГУ МЧС РФ по РД должны представить указанный список и реестр в Правительство РД, которая в свою очередь представляют эти документы в МЧС России для решения вопроса о выдаче жилищного сертификата Ашаханову М.А, с учетом количества 11 человек (вместе с ним). Поэтому, Ашаханов М.А. был вынужден обратиться в суд за защитой своих жилищных прав.
Ответчик Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя с доверенностью на направил, об уважительности причин неявки не сообщил.
Согласно п.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если им не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав объяснение Ашаханова М.А. и его представителя по доверенности Атаева А.М., исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно п.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Из иска Ашаханова М.А., а также из его объяснения в судебном заседании следует, что его домовладение, расположенное по адресу <адрес>, в том числе два жилых дома, построенные на одном земельном участке, где проживали все члены его семьи в количестве 10 человек, а также подсобные помещения в результате стихийного бедствия природного характера, а именно оползневых событий произошедших 14 мая 2005г., пострадали и пришли в негодность. В настоящее время ими не используется ни домовладение, ни земельный участок, поскольку это место сейсмически опасная зона. После этого, он и все члены его семьи в количестве 10 человек остались без жилья и проживают в настоящее время у своих родственников на разных квартирах.
Согласно п.1 ст.18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 настоящей статьи устанавливается законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Факт того, что 14 мая 2005г. в г.Буйнакске произошло стихийное бедствие, а именно оползневые события, в результате чего пострадало и пришло в негодность домовладение гр.Ашаханова М.А. и членов его семьи подтверждается исследованными в судебном заседании следующими доказательствами.
Так, заключением инженерно-геологического обследования от 07.02.2003г. № установлено, что дополнительно к ранее выделенным контурам установлен новый очаг развития оползневого процесса в северо-восточной части г.Буйнакска. На дату обследования оползнем деформировано одно домостроение – <адрес> г.Буйнакска. Дальнейшее развитие оползневого процесса представляет угрозу разрушения этого строения.
Согласно письма начальника Дагестанского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 07.06.2005г. ливневые осадки в <адрес> ДД.ММ.ГГГГг. с 15 часов 15 минут до 16 часов 10 минут, 31 мм. за 55 минут.
Исследованием протоколов за №№1,2 заседания Комиссии по чрезвычайным ситуациям администрации г.Буйнакска (КЧС) установлено, что председатель КЧС и глава администрации городского округа МО «г.Буйнакск» и председатель КЧС на заседании рассмотрели вопрос «Об оползне, произошедшем в результате ливневых дождей 14 мая 2005г. С учетом сложившейся ситуации комиссия постановила: ввести режим чрезвычайной ситуации в границах оползневой зоны; пригласить специалистов института «Даггражданпроект» для обследования поврежденных объектов; подготовить письма в Правительство и МЧС Дагестана с просьбой направить комиссию для определения ущерба нанесенного оползнем и оказания помощи.
Из акта обследования жилого дома от 14.05.2005г. следует, что комиссия в составе председателя КЧС ФИО22 – заместителя главы администрации города, членов комиссии ФИО23 – заведующий отделом по делам ГО ЧС, ФИО24 – главного архитектора города, ФИО25 – начальника УКС, ФИО27 – главного инженера УЖКХ, ФИО28 – ГИП М-2 «Даггражданпроект» пришла к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес> восстановлению не подлежит. Указанный акт утвержден главой администрации г.Буйнакска ФИО26
Согласно заключения и.о.директора филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по РД от 07.07.2005г. жилой дом по <адрес> в г.Буйнакске разрушен, восстановлению не подлежит.
Исследованием Реестра и Сводного реестра жилых домов, разрушенных в результате ливневого дождя прошедшего 14 мая 2005г. в г.Буйнакске установлено, что в реестре жилых домов, разрушенных в результате ливневого дождя прошедшего 14 мая 2005г. жилой дом по <адрес> указан как разрушенный и восстановлению не подлежит. В сводном реестре данный дом входит в перечень жилых домов подлежащих сносу. Указанные реестры подписаны главой администрации г.Буйнакск, Министром ЖКХ РД и Министром строительства и архитектуры РД.
Из справки от 05.07.2005г. №125, выданной начальником Буйнакского страхового отдела ФИО29 следует, что жилой дом по <адрес> не застрахован в Буйнакском отделении «Россгострах-Юг» и никаких страховых выплат в результате ливневых дождей произошедших ДД.ММ.ГГГГг. не получали.
Факт того, что по обращению гр.Ашаханова М.А. органы местного самоуправления направляли сведения о разрушении жилого дома, расположенного по адресу <адрес> к председателю Правительства РД, начальнику СЧС РД подтверждается исследованными в судебном заседании письмами от 06.07.2005г. №328, от 12.07.2005г. №337, 15.04.2008г. № с приложением всех документов на 113 листах, 11 фотографий.
Данное в судебное заседание подтверждается также объяснением Ашаханова М.А. и его представителя, которые пояснили, что собранные по данному факту материалы были направлены в Правительство Республики Дагестан для принятия решения по социальной защите прав членов их семьи, в том числе правовую помощь предоставления жилья, выделения земельного участка и субсидий на постройку домовладения и т.д., согласно действующему законодательству. Однако разрешит данный вопрос во вне судебном порядке им не представляется возможным. Несмотря на их неоднократные обращения, а также ходатайства администрации г.Буйнакска в Правительство РД, последние не приняли никаких решений и вернули материалы в феврале сего года с предложением обратиться в суд.
В силу ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Согласно технического паспорта и домовой книги для прописки (регистрации) граждан, проживающих в доме <адрес> г.Буйнакска жилой дом, зарегистрированный ДУП «ТИ» г.Буйнакска от 17.03.2000г., общими габаритами: литер А 4,05х11,80м. одноэтажный, высотой 2,6м.; литер Б 4,50х11,80м. двухэтажный, высотой 6,5м.; с площадью застройки 100,9 кв.м., общая полезная площадь 150,7 кв.м., в том числе жилая площадь – 120,7 кв.м. В указанном домостроении зарегистрированы и проживают Ашаханов М.А., собственник домостроения, супруга собственника ФИО3, старший сын ФИО4, супруга сына ФИО5, младший сын ФИО6, супруга сына ФИО7, внуки- ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.1995г. №561 «О государственных жилищных сертификатах», выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставлении гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов РФ по месту предоставления жилья, но не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29-33 кв.м. общей площади на одинокого гражданина.
В силу пункта 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утв.постановлением Правительства РФ от 09.10.1995г. №982 Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта РФ на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта РФ стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов.
Согласно п.1 постановления Правительства РФ от 22.11.2011г. №963 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
Из письма МФ РФ №08-04-08/539 от 09 апреля 2009г. следует, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.06.1995г. №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившихся в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия. На основании поручения Правительства РФ органы исполнительной власти субъектов РФ представляют в МЧС России утвержденный список и комплект обосновывающих документов, в т.ч. реестр и заключение по разрушенным и непригодным жилым домам Минрегиона России. МЧС России рассматривает указанные документы, согласовывает список граждан на основании судебных решений и направляет в Минфин России. По результатам рассмотрения обосновывающих документов МЧС России вносит в Правительство РФ согласованный с заинтересованными министерствами проект распоряжения Правительство РФ о выдаче сертификатов для принятия решения.
Оценив в соответствии со ст.67 ГПК РФ исследованные судом доказательства в их совокупности, суд находит установленным и приходит к выводу, что истец Ашаханов М.А. со всеми членами семьи потерял жилье в результате стихийного бедствия 14 мая 2005г. и по настоящее время не получил от органов местного самоуправления и государственной власти никакой помощи для улучшения жилищных условий, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации. Поэтому, требования истца Ашаханова М.А. подлежит удовлетворению.
Таким образом, исследованные судом доказательства достаточны для вывода о том, что имеются все основания для удовлетворения его требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Ашаханова М.А, удовлетворить.
Установить факт разрушения от ливневых дождей, произошедших 14 мая 2005г. домостроения по адресу <адрес>, принадлежащего Ашаханову М.А,.
Обязать Главное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ по РД представитель список и реестр жилых домов, разрушенных в результате ливневого дождя прошедшего 14 мая 2005г. в г.Буйнакске в Правительство Республики Дагестан с дальнейшим представлением этих документов в Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации.
Обязать Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации документы для выдачи жилищного сертификата Ашаханову М.А, с учетом следующих членов семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РД в 30 дневный срок.
Федеральный судья Н.А.Вагидов