РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2018 г. г. Волгоград
Волгоградский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Машукова Т.Х.,
при секретаре судебного заседания Межуевой А.Г.,
с участием представителя административного истца – Логиновой Е.В. и представителя административного ответчика – Пилат О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-74/2018 по заявлению бывшего военнослужащего федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации подполковника медицинской службы запаса Светашова А.Н., об оспаривании действий командующего войсками Южного военного округа и начальника указанного военного госпиталя, связанных с порядком увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава госпиталя,
установил:
Светашов обратился в суд через своего представителя Логинову с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными приказ начальника федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее – <данные изъяты> военный госпиталь) об увольнении административного истца с военной службы и его исключении из списков личного состава госпиталя, а также обязать указанное должностное лицо отменить данный приказ, восстановить Светашова на военной службе и в указанных списках, а также обеспечить в установленном порядке производство по расчету выслуги лет Светашова.
Представитель административного истца – Логинова в ходе подготовки дела к судебному разбирательству уточнила заявленные требования и просила: признать незаконными приказ командующего войсками Южного военного округа (далее – командующий войсками ЮВО) от ДД.ММ.ГГГГ № в части увольнения Светашова с военной службы, и приказ начальника <данные изъяты> военного госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения Светашова из списков личного состава госпиталя; обязать данные воинские должностные лица отменить изданные ими приказы, указанные выше, восстановить Светашова на военной службе и в указанных списках, а также в должности и во всех видах довольствия.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца в заявлении указала, что расчет выслуги лет Светашова на пенсию до представления его к увольнению произведен не был, о чем административному истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ после обращения в военный комиссариат. Командованием не были выполнены обязательные к исполнению действия при увольнении Светашова с военной службы, что привело к ограничению гарантированного ему законом права на обеспечение пенсией и фактически лишило его средств к существованию после увольнения с военной службы.
Административный истец Светашов и административные ответчики – командующий войсками ЮВО и начальник <данные изъяты> военного госпиталя, заинтересованное лицо - военный комиссар Дзержинского и Центрального районов города Волгоград, а также военный прокурор Волгоградского гарнизона, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, что в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного дела.
В судебном заседании Логинова просила удовлетворить требования его доверителя, в обоснование чего поддержала доводы, изложенные ею в заявлении, а также пояснила, что административным исцом не пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку о нарушенном праве ему стало известно после возвращения его личного дела из военного комиссариата для подсчета выслуги лет на пенсию.
Представитель командующего войсками ЮВО – Фролов в письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований Светашова и указал, что Светашову был произведен подсчет выслуги лет, с которым он был ознакомлен при проведении беседы перед увольнением с военной службы. При этом порядок увольнения с военной службы по льготному основанию – по состоянию здоровья, нарушен не был, так как увольнение Светашова состоялось после реализации им права на жилое помещение. Кроме того, по мнению Фролова, административным истцом без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с заявлением, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, так как с оспариваемым приказом командующего войсками ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ № Светашов ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ
Представитель начальника <данные изъяты> военного госпиталя – Пилат в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований административного истца и указала, что все обязательные действия, предусмотренные нормативными правовыми актами перед увольнением военнослужащего, командованием госпиталя были выполнены и порядок увольнения не был нарушен. В частности, командованием было организовано производство подсчета выслуги лет Светашова на пенсию, с которым он был ознакомлен, с ним была проведена беседа, после чего Светашов был представлен к увольнению после обеспечения субсидией на приобретение жилого помещения. Также, является надуманным довод представителя административного истца о том, что ее доверитель по вине командования был лишен средств к существованию после увольнения, так как с января 2018 года Светашов принят на работу в <данные изъяты> военный госпиталь и получает причитающуюся ему заработную плату, а также является руководителем частной медицинской клиники.
Суд, выслушав представителей сторон, а также исследовав другие доказательства по делу, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Выданной Светашову справкой военного комиссара Дзержинского и Центрального районов города Волгорад от 20 марта 2018 г. о том, что личное дело Светашова направлено для подсчета выслуги лет, подтверждается пояснениями представителя административного истца, о том, что ее доверителю о предполагаемом нарушенном праве стало известно не ранее указанного даты.
Из материалов дела видно, что Светашов через своего представителя обратился в суд с данным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, следовательно административным истцом не пропущен установленный законом срок обращения в суд.
Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Статьей 43 указанного Закона установлено, что пенсии военнослужащим и их семьям исчисляются из денежного довольствия. Учитываются оклады по должности, воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Также размеры пенсий уволенных военнослужащих зависят от продолжительности военной службы, занимаемых перед увольнением должностей и присвоенных воинских званий.
Статьей 13 указанного Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, отслужившие 20 лет и более, а также лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная служба.
Как следует из материалов дела, Светашов относится к категории граждан, уволенных с военной службы по состоянию здоровья и достигших на день увольнения 45-летнего возраста, имеющих общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная служба.
При этом для определения Светашову размера пенсии за выслугу лет, согласно статьи 14 указанного Закона, необходимо учесть не только его общий трудовой стаж - 25 лет, но и каждый год его стажа свыше 25.
Согласно п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы, уточняются данные о прохождении им военной службы, при необходимости документально подтверждаются периоды его службы, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях, и в соответствии с законодательством Российской Федерации исчисляется выслуга лет. Об исчисленной выслуге лет объявляется военнослужащему. Возражения военнослужащего по исчислению выслуги лет рассматриваются командиром (начальником), и до представления военнослужащего к увольнению с военной службы по ним принимаются решения. Также, с военнослужащим проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Лист беседы подписывается военнослужащим, увольняемым с военной службы, а также должностным лицом, проводившим беседу, и приобщается к личному делу военнослужащего.
Как установлено в судебном заседании, Светашов на основании его рапорта приказом от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы по состоянию здоровья после реализации им права на обеспечение жилым помещением, и в порядке реализации приказа об увольнении он с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава <данные изъяты> военного госпиталя. При этом перед представлением к увольнению с военной службы в июле 2017 года, со Светашовым проведена индивидуальная беседа врио начальника <данные изъяты> военного госпиталя, в том числе, с доведением до него сведений о выслуге лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: календарная – 18 лет 4 месяца 8 дней; с учетом общего трудового стажа – 29 лет 9 месяцев 26 дней.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями рапорта Светашова от ДД.ММ.ГГГГ, заключения военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, листа беседы и представления на увольнение с военной службы от ДД.ММ.ГГГГ, а также копией выписки из оспариваемого приказа командующего войсками ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ № и выпиской из оспариваемого приказа начальника <данные изъяты> военного госпиталя от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика – Пилат, подсчет выслуги лет Светашова на пенсию был произведен по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. когда согласно действующему на тот момент законодательству Светашов достиг предельного возраста пребывания на военной службе – 45 лет. В последующем, перед представлением к увольнению подсчет выслуги лет Светашова повторно не производился, так как отсутствовали основания для такого подсчета на льготных условиях и Светашов не возражал против выслуги лет, доведенной до него в ходе беседы перед представлением к увольнению.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Горин (начальник административного отделения <данные изъяты> военного госпиталя) показал, что в его присутствии в июле 2017 года врио начальника <данные изъяты> военного госпиталя беседовал со Светашовым по вопросу предстоящего увольнения последнего с военной службы. При этом Светашову был доведен подсчет его выслуги лет на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, основанный на ранее проведенном подсчете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Административный истец не возражал против доведенного до него подсчета выслуги лет на пенсию и был согласен на увольнение с военной службы.
Копией расчета общего трудового стажа Светашова на пенсию от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок военной службы Светашова составил 15 лет 1 месяц 18 дней, а общий трудовой стаж 26 лет 7 месяцев 6 дней. С данным расчетом Светашов был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ
Доведенные до административного истца перед представлением к увольнению сведения о его выслуге лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласуются с имеющимся расчетом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того, с указанными расчетами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ согласуется расчет общего трудового стажа Светашова на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, т.е. вплоть до дня исключения Светашова из списков личного состава военного госпиталя, произведенный ДД.ММ.ГГГГ после возвращения его личного дела из военного комиссариата.
При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый приказ командующего войсками ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении Светашова с военной службы издан при наличии его согласия на увольнение и отсутствии возражений против доведенного до него расчета выслуги лет на пенсию, а также принимая во внимание, что правильность доведенного до Светашова расчета выслуги лет на пенсию подтвердилась в последующем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого приказа командующего войсками ЮВО.
Поскольку требования административного истца об оспаривании приказа об исключении из списков личного состава воинской части являются лишь производными от его требований об оспаривании приказа об увольнении с военной службы, и учитывая, что в силу п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы уволенный военнослужащий может оставаться в списках личного состава воинской части лишь до разрешения вопросов, связанных с денежным, продовольственным и вещевым обеспечением, и данные вопросы не явились поводом для обращения с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу, что Светашов на законных основаниях исключен из списков личного состава военного госпиталя.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления суд также учитывает, что требования Светашова явно несоразмерны объему прав и льгот, на которые он претендует, настаивая на восстановлении на военной службе и в списках личного состава военного госпиталя.
Руководствуясь ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Светашова А.Н., об оспаривании действий командующего войсками Южного военного округа и начальника федерального государственного бюджетного учреждения «<данные изъяты> военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с порядком увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава госпиталя, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Волгоградский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Х. Машуков