Дело № 2-376/2015 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 марта 2015 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Гуляевой Л.В.,
при секретаре Павловой А.Ю.,
с участием истца Старцева Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Старцева Н.И., действующей в интересах несовершеннолетней РНА, к Администрации <адрес> края о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации,
установил:
Старцева Н.И., действуя в интересах несовершеннолетней РНА, обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> края о возложении обязанности предоставить место в муниципальной дошкольной образовательной организации, мотивируя требования тем, что имеет дочь РНА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет для устройства в детский сад. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Управление образования Администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ее дочери места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее – МДОУ). ДД.ММ.ГГГГ получила письменный ответ о том, что вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении ее дочери будет решен при наличии свободных мест в МДОУ, направление в МДОУ выдается в порядке очередности и при наличии льгот. Считает, что в нарушение ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ» Администрация <адрес> края не выполнила обязанность по обеспечению ее дочери общедоступным бесплатным дошкольным образованием. Просит обязать Администрацию <адрес> края предоставить РНА место в МДОУ по месту жительства в течение одного месяца с момента вынесения решения.
В судебном заседании истец Старцева Н.И. исковые требования в части установления срока исполнения решения суда уточнила, просила обязать Администрацию <адрес> края предоставить РНА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменных возражениях указал, что в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 12 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования «<адрес> – <адрес>» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления, в т.ч. и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа. На территории городского округа услуги в области дошкольного образования оказывают 10 муниципальных учреждений. Управлением образования Администрации <адрес> постоянно ведется контроль за муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, учет детей, нуждающихся в дошкольном образовании, выдаются направления. Полагает, что Администрацией <адрес> проводится организация предоставления бесплатного дошкольного образования, предоставление места в МДОУ производится в порядке очереди, очередность ведется исходя из возраста ребенка. Семья истца ни к одной из категорий лиц, имеющих право на первоочередное или внеочередное предоставление места в МДОУ, определенных законодательством РФ, <адрес> либо муниципальными правовыми актами, не относится. Право ребенка истца на получение дошкольного образования не должно нарушать права других детей, право на получение дошкольного образования у которых возникло ранее, чем у ребенка истца, поскольку они старше его по дате рождения. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч. ч. 1, 3, 4 ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
В силу ст. 67 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 9 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (в ред. от 21.07.2014 г.) к полномочиям органов местно самоуправления городского округа в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Согласно ст. ст. 32, 33 Устава муниципального образования «<адрес>», утвержденного Решением Кудымкарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 60, Администрация <адрес> - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных ему на основании федеральных законов и законов <адрес>.
Администрация <адрес> организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти <адрес>; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организует отдых детей в каникулярное время.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории <адрес> и ответственность за ее исполнение лежит на Администрации <адрес>.
Положением о порядке учета детей дошкольного возраста, семей, нуждающихся в предоставлении детям дошкольного образования, и комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций <адрес>, утвержденным Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 534-01-02, определяется порядок учета детей в возрасте от даты рождения ребенка до достижения 7 лет с целью прогнозирования возможностей устройства в образовательные организации <адрес>, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций <адрес>, регулируется деятельность управления образования администрации <адрес> и муниципальных дошкольных образовательных организаций по комплектованию их детьми дошкольного возраста.
Являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, Администрация <адрес> в целях обеспечения общедоступности бесплатного дошкольного образования должна предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных организациях города и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных организаций.
В судебном заседании установлено, что несовершеннолетняя РНА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, постоянно проживает в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя была поставлена на учет в Управлении образования Администрации <адрес> для устройства в дошкольное образовательное учреждение.
Старцева Н.И. обращалась в Администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении места в детском саду ее дочери, ДД.ММ.ГГГГ ей был дан ответ № 1144, из которого следует, что вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении будет рассмотрен при наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях и указано на то, что направление в МДОУ выдается родителям (законным представителям) при наличии мест в порядке очередности в соответствии с датой рождения и при наличии льгот, определенных федеральным законодательством, при достижении ребенком минимального возраста, определенного уставами МДОУ.
Суд приходит к выводу о том, что отсутствие свободных мест и наличие очереди на прием в дошкольные образовательные организации <адрес> свидетельствует не об утрате права на дошкольное образование, а о не исполнении Администрацией <адрес> обязанности по обеспечению общедоступности дошкольного образования.
На момент рассмотрения спора несовершеннолетняя РНА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не обеспечена местом в детском саду, то есть правом на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования. Администрация <адрес> возложенную на нее законом обязанность по обеспечению РНА общедоступным бесплатным дошкольным образованием не выполнила.
Указанные выше нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями, в связи с чем ссылка представителя ответчика на наличие льготных категорий граждан несостоятельна и не освобождают Администрацию <адрес> от выполнения своих обязанностей в отношении каждого конкретного ребенка, в том числе РНА
В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке учета детей дошкольного возраста, семей, нуждающихся в предоставлении детям дошкольного образования, и комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций <адрес>, утвержденным Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 534-01-02, комплектование Организаций на новый учебный год осуществляется с 20 апреля по 31 августа на основании регистра, который ведется в прямом хронологическом порядке по дате рождения ребенка. При наличии в регистре получателей услуги детей с одной датой рождения комплектование Организации осуществляется по дате подачи заявления родителем (законным представителем). При наличии свободных мест доукомплектование Организаций возможно в течение учебного года в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством.
Учитывая, что конкретные сроки приема детей в муниципальные дошкольные образовательные организации <адрес> не определены, суд считает необходимым установить месячный срок для исполнения решения суда, поскольку определение иного срока не будет способствовать восстановлению нарушенного права, соблюдению баланса интересов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Старцева Н.И. и считает необходимым возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить РНА место в муниципальной дошкольной образовательной организации <адрес> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░