№ 2-527/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Абатское 21 ноября 2016 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Боровой И.Ю.,
с участием помощника прокурора Абатского района Тюменской области Тарасовой Ю.С.,
при секретаре Киприной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Абатского района Тюменской области в интересах лица из числа детей – сирот Евсеевой <данные изъяты> к Правительству Тюменской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение и к администрации Абатского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Абатского района Тюменской области в интересах лица из числа детей-сирот Евсеевой Н.А. обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Абатского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м., и к администрации Абатского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности после принятия Правительством Тюменской области решения о предоставлении Евсеевой Н.А. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Абатского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м., заключить с Евсеевой Н.А. договор найма специализированного жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Евсеева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, является лицом из числа детей-сирот, поскольку ее мать – ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ. В связи с указанными обстоятельствами несовершеннолетняя Евсеева Н.А. была передана под опеку. Опекуном была назначена ФИО6 (приказ заведующей сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Абатского района от 19.07.2010 года №). При этом жилое помещение за Евсеевой Н.А. закреплено не было. Распоряжением администрации Абатского муниципального района от 27.08.2010 года Евсеева Н.А. была поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 15.02.2013 года учетные дела детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа (в том числе и учетное дело Евсеевой Н.А.), были переданы в сектор по опеке, попечительству и охране прав детства Абатского района (Распоряжение администрации Абатского муниципального района от 15.02.2013 года №). Приказом заведующей сектором по опеке, попечительству и охране прав детства Абатского района от 19.03.2013 года № «О включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями» Евсеева Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Абатского муниципального района. С 01.09.2014 года по 30.06.2014 года Евсеева Н.А. обучалась в ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» отделение с. Абатское по профессии – кондитер, в период обучения находилась на полном государственном обеспечении. В настоящее время Евсеева Н.А. не замужем, является нуждающейся в жилом помещении, так как жилых помещений в собственности не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Евсеева Н.А. является ребенком-сиротой и не имеет закрепленного жилья. 07.02.2016 года у неё возникло право на получение жилого помещения. Однако, несмотря на вышеизложенные обстоятельства, Евсеева Н.А. до настоящего времени жильем не обеспечена. Просит обязать Правительство Тюменской области предоставить Евсеевой Н.А. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Абатского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м. и обязать администрацию Абатского муниципального района Тюменской области после принятия Правительством Тюменской области решения о предоставлении Евсеевой Н.А. жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Абатского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв. м., заключить с Евсеевой Н.А. договор найма специализированного жилого помещения
В судебном заседании помощник прокурора Абатского района Тюменской области Тарасова Ю.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Евсеева Н.А. требования прокурора Абатского района поддержала по основаниям, изложенным помощником прокурора Абатского района Тарасовой Ю.С.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца отдела по опеке, попечительству и охране прав детства межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.76). От представителя по доверенности ФИО8 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя отдела по опеке, попечительству и охране прав детства межрайонного управления социальной защиты населения (Абатский, Викуловский и Сорокинский районы) (л.д.79).
Представитель ответчика Правительства Тюменской области по доверенности Метелева Г.Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора Абатского района Тюменской области не возражала.
Представитель ответчика администрации Абатского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом (л.д.76). Представитель ответчика администрации Абатского муниципального района по доверенности ФИО10 направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации Абатского муниципального района. Исковые требования признает в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ разъяснены и понятны (л.д.78).
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле. Оснований для отложения судебного заседания судом не установлено.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с положениями ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2013г., ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривали, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилые помещения не ниже установленных социальных норм.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Судом установлено, что Евсеева Н.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о рождении (л.д.15), мать истца ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает записью акта о смерти (л.д.18), отец истца ФИО11 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает записью акта о смерти (л.д.19).
19.07.2010 года приказом сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Абатского района над несовершеннолетней Евсеевой Н.А. установлена опека. Опекуном назначена ФИО6 (л.д.20).
Согласно справке сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Абатского района от 20.08.2010 года Евсеева Н.А. является ребенком-сиротой и не имеет закрепленного жилья (л.д.21).
Распоряжением Главы администрации Абатского муниципального района от 27.08.2010 года № Евсеева Н.А. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.23).
Распоряжением Главы администрации Абатского муниципального района от 15.02.2013 года № учетные дела детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы по подведомственности в сектор по опеке, попечительству и охране прав детства Абатского района (л.д.24-28).
Приказом заведующей сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Абатского района от 19.03.2013 года № «О включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями» Евсеева Н.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Абатского муниципального района (л.д.38).
28.02.2016 года у Евсеевой Н.А. родилась дочь ФИО13 (л.д.16).
Согласно информации администрации Абатского муниципального района по адресу: <адрес> числится деревянный дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. <данные изъяты> года постройки. Дом на праве пользования принадлежал ФИО12, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время вышеуказанный лицевой счет закрыт, новых сведений о проживающих или зарегистрированных собственниках (жильцах) в администрацию района не поступало.
Справкой администрации Абатского муниципального района подтверждается, что Евсеева Н.А. проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> в период с 31.07.2012 года по настоящее время, в трехкомнатном доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой <данные изъяты> кв.м принадлежащем на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6. В похозяйственной книге по данному адресу числятся: ФИО6, ФИО5, ФИО13. Год постройки дома <данные изъяты> (л.д.41).
Согласно информации администрации Ленинского сельского поселения жилой помещение по адресу: <адрес> находится в разобранном состоянии. В данном жилом помещении никто не проживает. Год постройки 1953. Евсеева Н.А. проживала с отцом ФИО11 (умер ДД.ММ.ГГГГ) по адресу: <адрес>. Жилое помещение разобрано. Собственника жилого помещения нет. ФИО1 на территории поселения не проживает с 2010 года (л.д.42).
Выпиской из похозяйственной книги от 08.08.2010 года подтверждается, что ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает с рождения в доме общей площадью <данные изъяты> кв.м, в том числе жилой <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, вместе с ним проживает и зарегистрирована сестра Евсеева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.43).
Согласно информациям Абатского районного отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 13.07.2010 года: за Евсеевой Н.А. право собственности на недвижимое имущество на территории Абатского района не зарегистрировано; за ФИО11 право собственности на недвижимое имущество на территории Абатского района не зарегистрировано; право собственности на недвижимое имущество, находящееся по адресу: <адрес> не зарегистрировано (л.д. 44,45,46).
Согласно уведомлениям Территориального отдела № 2 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (Абатский район) от 12.10.2016 года, Евсеева Н.А. собственником недвижимого имущества не значится, сведения о зарегистрированных правах на квартиру по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 47,48).
Выпиской из ЕГРП Территориального отдела № 2 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области (Абатский район) от 12.10.2016 года подтверждается, что собственником <адрес> является ФИО14 (л.д.49-50).
Согласно информации ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» отделение с. Абатское Евсеева Н.А. с 01.09.2014 года по 30.06.2016 года обучалась в ГАОУ СПО ТО «Ишимский сельскохозяйственный техникум» отделение «Абатское» по профессии «Кондитер», в период обучения была зарегистрирована по месту прибивания в общежитии образовательного учреждения. В течение всего срока обучения Евсеева Н.А. находилась на полном государственном обеспечении (л.д.51,52-53,54,55-58,59-61).
До настоящего времени истец Евсеева Н.А., являясь лицом из числа детей - сирот, жильем не обеспечена.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.24 ст.26.3 Федерального закона 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.5, ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Учитывая, что разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с пп.3, 6 п.7 ст.41 Устава Тюменской области отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства Тюменской области, последнее обязано обеспечить предоставление заявителю благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона Тюменской области от 01.11.2013 № 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 21 к настоящему Закону, наделяются государственным полномочием: по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
Согласно приложению 21 Закона перечисленными полномочиями наделены органы местного самоуправления Абатского муниципального района.
Таким образом, в соответствии с положениями указанного Закона обязанности по принятию решения о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области по договору найма специализированного жилого помещения Евсеевой Н.А. должны быть возложены на орган местного самоуправления муниципального образования - администрацию Абатского муниципального района Тюменской области.
При таких обстоятельствах дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Абатского района Тюменской области в интересах лица из числа детей-сирот, Евсеевой <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Евсеевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Абатского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м..
Обязать администрацию Абатского муниципального района Тюменской области после принятия Правительством Тюменской области решения о предоставлении Евсеевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, жилого помещения из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающего установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Абатского муниципального района, общей площадью не менее 18 кв.м., заключить с Евсеевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, договор найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда составлено 22 ноября 2016 года.