город Волжск 26 октября 2017 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Галимзяновой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Данчишиной К. Э. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) РМЭ об установлении факта нахождения на иждивении и назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Данчишина К.Э. обратилась в суд с исковым заявлением указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать ФИО, о чем ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации муниципального образования «Волжский муниципальный район» Республики Марий Эл Российской Федерации составлена запись акта о смерти №.
После смерти матери, истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении социальной пенсии по потери кормильца в соответствии со ст.4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за умершего кормильца ФИО
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за умершего кормильца ФИО по причине невозможности подтверждения факта иждивения.
Считает, решение № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.
Истица находилась на полном содержании своей матери ФИО, которое выражалось в полном ее обеспечении всеми необходимыми жизненными благами, а именно питанием, одеждой, обувью, денежными средствами на мелкие расходы, оплатой на репетиторство, денежными средствами на оплату посещения художественной школы. Данная помощь осуществлялась истице постоянно, до самой смерти матери. Кроме того, иных источников к существованию у истицы не было. Истица не работала и не работает по настоящее время, обучалась в школе и на день смерти матери являлась ученицей 11 класса МОУ «Мамасевской средней образовательной школы». В настоящее время обучается в ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинское художественное училище», что подтверждается приказом №-уд от ДД.ММ.ГГГГ «О зачислении» по специальности 5ДД.ММ.ГГГГ Живопись.
Мать проживала до момента смерти вместе с истицей по вышеуказанному адресу. По день смерти мать работала без оформления трудового договора. Кроме того, факт нахождения истицы на иждивении у матери подтверждается справкой выданной администрацией Помарского сельского поселения.
Истица просит суд установить факт нахождения ее на иждивении матери ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Государственное учреждение – Управление ПФ РФ в г. Волжске по Республике Марий Эл (межрайонное) назначить Данчишиной К. Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения социальную пенсию по случаю потери кормильца за умершего кормильца ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с момента обращения за ее получением.
В судебном заседании представитель истицы Щекочихин В.Ю., истица Данчишина К.Э. заявленные исковые требования поддержали полностью. Уточнив, что пенсию по потери кормильца просит назначить со дня смерти ФИО с ДД.ММ.ГГГГ. Истица Данчишина К.Э., по существу пояснила, что до момента смерти матери она находилась на ее иждивении, которая работала до дня смерти, но трудовые отношения с работодателем официально не были оформлены. Мама до дня смерти покупала ей вещи, давала деньги, материально обеспечивала ее. Отца она не помнит, родители развелись давно, алименты либо иной помощи от отца не получали.
Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в г.Волжске Пиняк О.В. возражала удовлетворению искового заявления и суду пояснила, что на день смерти Данчишиной Л.Б. заявителю Данчишиной К.Э. исполнилось 18 лет и она может работать, получать доход, содержать сама себя, поэтому для назначения пенсии по потери кормильца заявителю необходимо доказать, подтверждающие факт нахождения на иждивении умершего родителя.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Как предусмотрено п. 3 вышеназванной правовой нормы члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, в связи с достижением истцом Данчишиной К.Э. совершеннолетия, юридически значимым обстоятельством по делу является нахождение ее на иждивении умершей матери ФИО
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 30 сентября 2010 года N 1260-О-О указал, что в системе действующего законодательства, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим, и собственными доходами нетрудоспособного, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Судом установлено, что Данчишина К.Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО.
Согласно свидетельству о смерти I-EC №, выданного ДД.ММ.ГГГГ ФИО умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной директором МОУ «Мамасевская СОШ» Данчишина К. Э. в 2016-2017 учебном году обучается в 11 классе муниципального образовательного учреждения «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района РМЭ.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) с заявлением о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца – матери ФИО умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца в связи невозможность подтверждения факта иждивения.
В соответствии с ч. 1, п. п. 2 ч. 2 ст. 264, ст. 265 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении, от которого зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из показаний свидетелей ФИО ФИО следует, что умершую Данчишину Л.Б. знали хорошо, истицу Данчишину К.Э. материально обеспечивала ее мать ФИО они проживали совестно, она покупала ей вещи, кормила, полностью ее обеспечивала. Работала продавцом в магазине, на мебельном производстве в д. Часовенная, но официально трудовые отношении не оформляла. Отца истицы они не видели давно, после ее рождения, отец исчез и больше не появлялся. Материальной помощи он семье не оказывал.
Свидетель ФИО суду пояснила, что истица приходится ей внучкой, умершая ФИО ее дочь. Истица с матерью проживали вместе, ФИО содержала дочь, покупала ей вещи, отец истицы уехал после ее рождения и больше его не видели, материально не помогал. До 2014 года ее дочь ФИО. работала официально, с 2014 года работала продавцом, потом на мебельном производстве в д. Часовенная, получала заработную плату, но трудовые отношения с работодателем официально не были оформлены.
Согласно справки МО «Помарское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ Данчишина К.Э., 1998 года рождения, зарегистрированная по адресу: РМЭ, <адрес>, д. Часовенная, <адрес> находилась на иждивении матери ФИО, которая также на день смерти была зарегистрирована по месту жительства по вышеуказанному адресу.
Согласно приказа №-уд от ДД.ММ.ГГГГ Данчишина К.Э. зачислена на 1 курс ГБПОУ РМЭ «Йошкар – Олинское художественное училище».
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ ГБПОУ РМЭ «Йошкар – Олинское художественное училище» Данчишина К.Э. является студенткой 1 курса очной формы обучения по специальности живопись, дата зачисления ДД.ММ.ГГГГ, срок окончания училища ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО и ФИО прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Волжского городского суда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из решения Волжского городского суда РМЭ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, где с 2002 года не проживает, выехал из дома.
Таким образом, судом установлено, что ФИО до дня своей смерти оказывала истице регулярную материальную помощь, которая от матери являлась для истицы основным источником средств к существованию.
При указанных обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявитель Данчишина К.Э. находилась на иждивении ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения умершей ДД.ММ.ГГГГ. На день смерти Данчишина К.Э. являлась ученицей 11 класса муниципального образовательного учреждения «Мамасевская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района РМЭ, в настоящее время также является учащейся ГБПОУ РМЭ «Йошкар – Олинское художественное училище» по очной форме обучения в связи с чем Данчишина К.Э. имеет право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования Данчишиной К.Э. об установлении факта его нахождения на иждивении у ФИО умершей ДД.ММ.ГГГГ, и обязании назначить страховую пенсию по случаю потери кормильца подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, определенного частью 2 настоящей статьи, по случаю потери кормильца – со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
В силу ст. 98 ГПК РФ расходы по госпошлине в сумме 300 руб., понесенные истцом, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Данчишиной К. Э. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) РМЭ об установлении факта нахождения на иждивении и назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.
Установить факт нахождения на иждивении ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения умершей ДД.ММ.ГГГГ ее дочери Данчишиной К. Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) РМЭ назначить Данчишиной К. Э. страховую пенсию по случаю потери кормильца ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения умершей ДД.ММ.ГГГГ со дня смерти кормильца.
Взыскать с ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Волжске (межрайонное) РМЭ в пользу Данчишиной К. Э. 300 руб. возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Л.Н. Малышева
Решение в окончательной форме составлено 31 октября 2017 года.