Дело № 5-24/2015
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 января 2015 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова Ирина Серговна рассмотрев административный материал в отношении юридического лица ЗАО «Севжилсервис» ***, о привлечении к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Из представленного административного материала следует, что Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 7) (далее - Управление Роспотребнадзора по МО) проведено административное расследование в отношении юридического лица ЗАО «Севжилсервис», обслуживающего многоквартирный Адрес***.
В результате административного расследования, проведенного в отношении ЗАО «Севжилсервис», выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно, п.п. 3.2, 3.3 СанПиН 3.5.3.1129-02 «Санитарно-эпидемиологические требования по проведению дератизации» п.п. 8.2.1., 8.2.2. СанПиН 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п. 3.2 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».
По данному факту в отношении юридического лица ЗАО «Севжилсервис» Дата составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебное заседание представитель ЗАО «Севжилсервис» не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного органа указал, что виновность ЗАО «Севжилсервис» в совершении административного правонарушения установлена и в полной мере подтверждается материалами дела.
Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Статья 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщений.
Состав рассматриваемого правонарушения сформулирован как формальный и с объективной стороны заключается в нарушении соответствующих санитарно-эпидемиологических требований, совершаемом путем как действия, так и бездействия.
Субъект правонарушения - гражданин, достигший возраста 16 лет, должностное лицо, индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
Субъективную сторону данного правонарушения составляет умышленная или неосторожная вина.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Частью 3 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 1.1 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации" настоящие санитарные правила предназначены для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по проведению дератизационных работ, а также органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 СП 3.5.3.1129-02, настоящие Правила устанавливают требования к защите производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, а также территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок и в природных очагах инфекционных антропозоонозных заболеваний от грызунов и некоторых других мелких млекопитающих и к порядку проведения дератизации.
Пунктом 3.2. СП 3.5.3.1129-02 предусмотрено, что к числу основных мероприятий по защите объектов от грызунов относятся:
- применение для изготовления порогов и нижней части дверей на высоту не менее 50см материалов, устойчивых к повреждению грызунами;
- использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное закрывание дверей;
- устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды;
- герметизация с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях;
- исключение возможности проникновения грызунов в свободное пространство при установке декоративных панелей, отделке стен гипсокартонными плитами и другими материалами, монтаже подвесных потолков;
- установка отпугивающих устройств, приборов (ультразвуковых, электрических и пр.).
Пунктом 3.3 СП 3.5.3.1129-02 предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта следует соблюдать меры, препятствующие миграции грызунов, создающие неблагоприятные условия для их обитания, в том числе:
- своевременный ремонт отмосток, дверных, оконных проемов, мест прохождения коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях;
- использование тары, изготовленной из материалов, устойчивых к повреждению грызунами;
- установку стеллажей, подтоварников, поддонов на высоту не менее 15 сантиметров от уровня пола;
- использование для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающихся емкостей, регулярная их очистка;
- проведение других мероприятий, предусмотренных санитарными правилами, соответствующими профилю объекта.
Порядок проведения дератизации определен санитарно - эпидемиологическими правилами СП 3.5.3.1129-02, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 12.07.2002, введенными в действие с 01.01.2003 (раздел IV. Основные требования к организации и проведению дератизации).
Обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания установлены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (п. 1.2 Санитарных правил СанПиН 2.1.2.2645-10).
Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Пунктом 8.2.1. указанных Правил установлено, что при наличии мусоропровода в жилом здании люки мусоропроводов должны располагаться на лестничных площадках. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками. Располагать мусоропроводы в стенах, ограждающих жилые комнаты, не допускается.
Пункт 8.2.2. данных Правил, предусмотрено, что мусоропровод должен содержаться в исправном состоянии, быть оборудован устройствами, обеспечивающими возможность его очистки, дезинфекции и дезинсекции.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 разработаны и утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих» разработаны (п. 1.1).
Данные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению мероприятий по защите от тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других синантропных членистоногих производственных, жилых помещений, зданий, сооружений, транспорта, территорий городских и сельских поселений, прилегающих к ним участков открытой природы, а также к порядку проведения дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих (п. 1.2).
Санитарные правила обязательны для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих дезинсекционные мероприятия (п. 1.3).
В соответствии с п. 3.2. указанных Правил, к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся:
- устройство автономных вентиляционных систем;
- герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков;
- устройство незаглубленных мусорокамер;
- применение при устройстве мусоропроводов материалов, пригодных для их постоянной механической очистки.
Дата , с 10 час. 00 мин. до 11 час. 30 мин. помощником врача эпидемиолога дезинфекционного отдела ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», в присутствии представителя ЗАО «Севжилсервис» по доверенности ФИО 1, проведено обследование девятиэтажного жилого Адрес***, по результатам которого установлено что: дом имеет 2 подъезда, входные двери металлические, с доводчиками. Отмостка имеет локальные повреждения у крыльца 1 и 2 подъездов. Вентиляционные отверстия частично имеют оторванные сетки, или закрыты деревянными щитками, продухи в количестве 7 штук, не закрыты металлическими решетками (сетками). На лестничных площадках неплотно прилегают крышки загрузочных клапанов мусоропровода во 2 подъезде, на 7 этаже обнаружено отверстие снизу в стволе мусоропровода; в первом подъезде, на втором этаже образовано отверстие в стволе мусоропровода. Двери в мусороприемную камеру и в подвал металлические, плотно прилегают. Но в мусороприемноц камере второго и первого подъездов, под дверью, у порога имеются отверстия, грызунопроницаемы, в которые укрываются крысы. В мусороприемных камерах, у стены слева, по ходу труб (подводка воды), в полу образовано отверстие, по ходу электрокабелей, в потолке имеются отверстия. На территории, у крыльца двух подъездов, имеются жилые норы грызунов. В подъездах сквозных отверстий не обнаружено. На момент обследования в подвале сухо, аварийных ситуаций, на сетях водоснабжения и канализации не обнаружено. При субъективной оценке следов жизнедеятельности грызунов (живых зверьков) не обнаружено, свежих погрызов приманок нет (кульки целые). Визуально синантропных членистоногих при проведении обследования не обнаружено.
Предъявлен договор №*** от Дата с ООО «Центр дезинфекции» на проведение работ по дератизации, дезинсекции, подтверждено актами по выполнению работ по дератизации от Дата , Дата , Дата , Дата , подана заявка на проведение дополнительной истребительной дератизации №*** от Дата и проведение дезинсекции, на площади *** кв.м.
Инженерное оборудование в исправном состоянии, дезинсекция и дератизация проводятся.
Из экспертного заключения №*** от Дата следует, что при осуществлении деятельности ЗАО «Севжилсервис» по управлению домом Адрес*** допущены нарушения пунктов 3.2, 3.3. СанПиН 3.5.3.1129-02 – не выполняется своевременный ремонт отмосток, отсутствуют устройства металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, отсутствует своевременный ремонт мест прохождения коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; п. 8.2.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 – крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками, мусоропровод должен содержаться в исправном состоянии; п. 3.2 СанПиН 3.5.2.1376-03 – отсутствует герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения.
Дата в отношении юридического лица ЗАО «Севжилсервис» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Представитель юридического лица, извещенный о месте и времени составления протокола, не явился, протокол составлен в его отсутствие.
Доказательств тому, что ЗАО «Севжилсервис» проводились мероприятия по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм и правил не представлено.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что с Дата управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Адрес***, осуществляет ЗАО «Севжилсервис».
Пунктами 3.1.2, 3.1.2.1, 3.1.2.2. указанного договора предусмотрено, что ЗАО «Севжилсервис» обязана самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, а в случае необходимости – сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, предоставлять коммунальные услуги путем заключения соответствующих договоров и соглашений, выполнять работы и предоставлять услуги по содержанию и выполнять работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с перечнем и периодичностью, указанными в приложениях № 2 и № 3 к настоящему договору, при соблюдении утвержденных настоящим договором условий. Обеспечить предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся его помещением(ями) в этом многоквартирном доме лицам в необходимых объемах, безопасных для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вред их имуществу, с учетом уровня благоустройства дома. Качество коммунальных услуг не может быть ниже требований, установленных в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.
Цель указанного договора – обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственнику помещений в многоквартирном доме и пользующимся его помещением(ями) в многоквартирном доме лицам, что закреплено в п. 2.4 Договора управления.
Таким образом, обязательства по управлению многоквартирным домом, в том числе по обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, приняло на себя ЗАО «Севжилсервис».
Согласно п. 5.12 вышеуказанного Договора управления, в случае нарушения своих обязательств по договору стороны несу ответственность за неисполнение своих обязательств по договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность юридического лица ЗАО «Севжилсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается представленными материалами дела, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от Дата ; актом санитарно-эпидемиологического обследования от Дата , экспертным заключением №*** от Дата ; Уставом ЗАО «Севжилсервис»; договором управления многоквартирным домом от Дата и приложениями к нему, договором на оказание дератизационных и дезинсекционных услуг от Дата ; обходными листами ООО «Центр дезинфекции»; счетами на оплату услуг по дератизации; заявкой проведение истребительной дератизации и дезинсекции; обращением жильца многоквартирного дома; протоколом об административном правонарушении от Дата .
Исследованные в судебном заседании доказательства свидетельствуют о том, что юридическое лицо ЗАО «Севжилсервис», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований санитарного законодательства.
Таким образом, в действиях юридического лица ЗАО «Севжилсервис» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При производстве дела административным органом процессуальных нарушений не допущено. Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административном правонарушении не истек. Оснований для освобождения от административной ответственности в виду малозначительности административного правонарушения не имеется.
Наказание за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусмотрено в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих либо смягчающих административную ответственность судом не установлено. Суд полагает справедливым назначить наказание в виде административного штрафа в размере ***.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 6.4, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ЗАО «Севжилсервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ***
В соответствии с пунктом 1 статьи 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях исполнение постановления о наложении административного штрафа должно быть произведено лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.
***
Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Разъяснить правонарушителю, что неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в двукратном размере неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.С. Макарова