РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 апреля 2015 г. с.Верхневилюйск
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лазарева П.В. единолично, при секретаре Ивановой П.П. с участием помощника прокурора <адрес> ЕМА, представителя ответчика администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» в лице начальника правовой службы ФАВ, рассмотрев на открытом судебном заседании гражданское дело № 2-114
по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах МР «Верхневилюйский улус (район)», Российской Федерации к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верхневилюйского района АСИ обратился в суд с исковым заявлением в интересах МР «Верхневилюйский улус (район)», Российской Федерации к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» о возложении обязанности привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества указав, что прокуратурой Верхневилюйского района РС (Я) проведена проверка соблюдения законодательства о государственной и муниципальной собственности, а именно ведение реестров муниципального имущества, в ходе, которой установлено, что администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)» нарушается порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества (далее Порядок), утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 – реестр муниципального имущества ведется не надлежащим образом. В связи с чем, просит суд обязать администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» устранить указанные нарушения в полном объеме, а именно: привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества.
На судебном заседании помощник прокурора района ЕМА иск поддержала полностью и внесла в суд ходатайство об установлении срока устранения нарушений указанных в исковом заявлении до конца 1 полугодия 2015г., при этом пояснила, что представленный ответчиком реестр от 27.02.2015г. имеет серъёзные упущения и недостатки и не соответствует требованиям приказа Минэкономразвития № 424 и поэтому внесенные исковые требования поддержала полностью, просит суд возложить обязанность на ответчика устранить указанные нарушения в полном объеме, а именно: привести в соответствии с требованиями действующего законодательства реестр муниципального имущества до конца 1 полугодия 2015г.
Представитель ответчика ФАВ в суде исковые требования признал частично, при этом пояснил, что бездействия со стороны администрации нет. Работы по включению в реестр объектов состоящих на балансе администрации МР ведутся вплотную совместно в продавцом ООО Центр Информационных технологий «Барс» и КУМИ района. Вместе с тем, ФАВ согласился с ходатайством представителя прокуратуры ЕМА по установлению срока для устранения недостатков до конца первого полугодия 2015г.,
Суд, с учетом согласия представителя ответчика, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ удовлетворил внесенное ходатайство представителем прокуратуры об установлении срока устранения нарушений указанных в исковом заявлении до конца 1 полугодия 2015г.
Суд, выслушав мнения сторон, изучив приложенные материалы, находит заявление прокурора района подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального поселения.
В соответствии ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131 - ФЗ органы местного самоуправления обязаны вести реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 14 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения.
Правительством РФ от 5 июня 2008 г. № 437 утверждено положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, который устанавливает, что в полномочия Минэкономразвития входит принятие порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества.
Во исполнение вышеуказанных Законов Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 был утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, который вступил в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования 28.12.2011 года в «Российской газете», то есть, вступил в силу 28.06.2012 года.
В соответствии с п. 2 Порядка объектами учета в реестрах являются:
- находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости);
- находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное не относящееся к недвижимости имущество, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, хозяйственные общества, товарищества, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иные юридические лица, учредителем (участником) которых является муниципальное образование.
Статьей 33 Устава МР «Верхневилюйский улус (район)» предусмотрено управление улусной администрацией муниципальной собственностью сельского поселения.
Порядок ведения реестра по разделам указан в п. 4 Порядка, реестр должен состоять из 3 разделов, однако, представленный реестр муниципального имущества МР «Верхневилюйский улус (район)» от 27.02.2015г. не предусматривает деления на разделы.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается имеющимися материалами дела, администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)» реестр муниципального имущества ведется не надлежащим образом.
Так, в нарушении п. 4 Порядка в реестре муниципального имущества МР «Верхневилюйский улус (район)» отсутствуют следующие обязательные сведения о недвижимом имуществе:
- кадастровый номер муниципального недвижимого имущества;
- сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества;
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Кроме того, в нарушении того же пункта в реестре муниципального имущества МР «Верхневилюйский улус (район)» отсутствуют сведения о муниципальном движимом имуществе, которые должны содержаться в разделе 2, а именно:
- даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество;
- реквизиты документов – оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество;
- сведения о правообладателе муниципального движимого имущества;
- сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Таким образом, неотражение обязательных сведений администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)» исключает возможность контроля за использованием и сохранностью принадлежащего администрации имущества, что в свою очередь создает предпосылки для проявления коррупционных факторов и может повлечь существенное нарушение прав, свобод и интересов муниципального образования.
Согласно п.8 Порядка сведения об объектах учета, содержащихся в реестрах, носят открытый характер и предоставляются любым заинтересованным лицам в виде выписок из реестров. Отсутствие сведений влечет за собой нарушение принципа публичности и открытости.
Кроме того, неисполнением требований федерального законодательства о государственной и муниципальной собственности нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку игнорирование требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов государственной власти, что является недопустимым.
В соответствии с.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд находит заявление прокурора <адрес> РС (Я) подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░)» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2015░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ (░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.