Решение по делу № 33-810/2020 от 20.02.2020

Судья ФИО2                                                            Дело

АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2020 г.                                                                               г. Пенза

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Бурдюговского О.В.

судей Усановой Л.В., Жуковой Е.Г.,

при помощнике судьи Захаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Усановой Л.В. гражданское дело по иску Ермолаева Ю.А. к Министерству Финансов РФ о взыскании денежной компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Ермолаева Ю.А. на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 октября 2019 года, которым постановлено:

иск Ермолаева Ю.А. к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Ермолаева Ю.А. компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Усановой Л.В. судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ермолаев Ю.А. обратился в суд с иском к Министерству              финансов РФ в лице УФК по Пензенской области о взыскании компенсации морального вреда, указав, что он отбывает наказание по приговору Пензенского областного суда от 04 июля 2014г., которым признан виновным в совершении ряда преступлений и оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ на основании <данные изъяты> УПК РФ.

Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 25 октября 2018 г. с Министерства финансов РФ в его пользу взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб. за незаконное уголовное преследование по <данные изъяты> УК РФ.

11 апреля 2019 г. он получил письмо Пензенского областного суда о его праве на реабилитацию в связи с незаконным уголовным преследованием по <данные изъяты> УК РФ, к которому приобщена копия постановления от 21 апреля 2014г. о прекращении в отношении его уголовного преследования по указанной статье основании <данные изъяты> УПК РФ. Указывает, что в данном случае факт причинения ему морального вреда в результате незаконного уголовного преследования доказательств не требует.

В связи с уголовным преследованием за преступление, которое не совершал, он испытал нравственные страдания чрезмерное переживание, возмущение, разочарование в деятельности органов государства, излишнее волнение, острое чувство несправедливого к нему отношения, что приводило к нервным стрессам, ухудшению здоровья, в связи с чем находясь в СИЗО-1 по Пензенской области он неоднократно обращался за медицинской помощью, что подтверждается медицинскими документами МЧ-5 ФКУЗ МСЧ-58 ФСИН России (МЧ СИЗО-1 г. Пензы).

Так, в период с мая 2011 года по март 2015 года он неоднократно осматривался врачами-специалистами, ему выставлялись диагнозы: <данные изъяты>

До незаконного привлечения его к уголовной ответственности за преступление, которое не совершал, он был здоров, активно занимался спортом, принимал участие в соревнованиях, что следует из приговора суда и дополнительных доказательств не требует. Нравственные страдания он испытывал длительное время, с момента задержания в апреле 2011 года и до вынесения приговора 04 июля 2014г.

Связанное с данными нравственными страданиями ухудшение состояния здоровья он испытывал и после вынесения приговора при содержании в СИЗО-1 г. Пензы до мая 2015 года, и продолжает испытывать на сегодняшний день. Его переживания в связи с незаконным уголовным преследованием одновременно по нескольким составам преступлений негативно отразились на его состоянии здоровья, что подтверждается вышеназванными медицинскими документами. Ранее подобными заболеваниями он не страдал. Поэтому ухудшение здоровья является нравственными страданиями в связи с его незаконным уголовным преследованием, в том числе по <данные изъяты> УК РФ.

При определении размер компенсации морального вреда исходит из практики Российских судов по аналогичным делам.

С учетом представленных им медицинских документов, перенесенных им нравственных страданий, периода его содержания под стражей в СИЗО в связи с незаконным уголовным преследованием за преступления, которые не совершал, с 27 апреля 2011г. по 21 апреля 2014г., т.е. 1026 дней, просил суд взыскать в его пользу с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 255 000 рублей.

Определением Ленинского районного суда г. Пензы от 23 августа 2019г. по делу в качестве третьего лица привлечена прокуратура Пензенской области (л.д.1).

По результатам рассмотрения дела Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Ермолаев Ю.А. просит решение суда в части размера компенсации морального вреда отменить, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в заявленном размере, указав, что суд первой инстанции признал установленным факт его пребывания в эмоциональном напряжении ввиду угрозы быть осужденным в результате незаконного уголовного преследования по <данные изъяты> УК РФ, причинении ему нравственных страданий, обоснованными его требования о компенсации морального вреда. Вместе с тем суд не учел степень и характер причиненных ему нравственных страданий, связанных с его индивидуальными особенностями, длительность его пребывания под стражей за преступления, которых он не совершал, ухудшение вследствие этого состояния его здоровья. Факт зачета срока его содержания под стражей в срок наказания за иные преступления, в которых он был признан виновным, не является основанием для изменения размера компенсации морального вреда. Суд необоснованно отверг представленные им доказательства - медицинские документы об ухудшении состояния его здоровья вследствие незаконного уголовного преследования, не усмотрев причинно-следственной связи. При этом, из представленных суду документов видно, что в апреле и мае 2011 года, т.е. при заключении под стражу, при первичных осмотрах было установлено, что он практически и соматически здоров. Ухудшение состояния здоровья наступило после предъявления обвинения по <данные изъяты> УК РФ, связанное с излишними эмоциональным и нравственными страданиями. Доказательств обратного ответчик суду не предоставил. Суд не оценил степень вины ответчика, не указал причины завышенного размера морального вреда (л.д.112-114).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, проведенном с использованием видеоконференц-связи, истец Ермолаев Ю.А. доводыапелляционной жалобы поддержал, просил решение в части размера компенсации морального вреда в его пользу изменить, полностью удовлетворив заявленные им исковые требования, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 255 000 рублей.

Представитель третьего лица - прокуратуры Пензенской области Бойко О.Н. в суде апелляционной инстанции просила решение суда как законное и обоснованное оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку оно постановлено в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

На основании ч.1 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Исходя из требований пункта 3 части 2 статьи 133 УПК РФ, право на реабилитацию имеют лица, по уголовным делам которых подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст.1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст.1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Согласно ст.1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приговором Пензенского областного суда от 04 июля 2014г., вступившим в законную силу 27 марта 2015г., Ермолаев Ю.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011г. № 26-ФЗ), <данные изъяты> УК РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2010г. № 398-ФЗ), ему назначено наказание с применением <данные изъяты> УК РФ, по совокупности преступлений, в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> лет, с отбыванием в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы на срок <данные изъяты> год.

Срок отбытия наказания Ермолаеву Ю.А. исчислен с 4 июля 2014г. с зачетом в срок отбытия времени содержания под стражей с 27 апреля 2011г. по 04 июля 2014г. Мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена в виде заключения под стражу.

Этим же приговором Ермолаев Ю.А. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> УК РФ по факту <данные изъяты> в отношении К.С.А., на основании <данные изъяты> УПК РФ, за отсутствием в его деянии состава преступления, и за ним в этой части признано право на реабилитацию (л.д.34-44).

Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 25 октября 2018г., вступившим в законную силу после апелляционного обжалования 05 марта 2019г., был частично удовлетворен иск Ермолаева Ю.А. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, в соответствии с которым с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Ермолаева Ю.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб. за незаконное уголовное преследование по <данные изъяты> УК РФ (л.д.24-26,27-29).

Постановлением Пензенского областного суда от 21 апреля 2014г. на основании <данные изъяты> УПК РФ прекращено уголовное преследование в отношении Ермолаева Ю.А. по <данные изъяты> УК РФ по факту <данные изъяты> К.С.А. за отсутствием состава преступления, и в соответствии с ч.1 ст.134 УПК РФ за ним в этой части признано право на реабилитацию (л.д.31-33).

В связи с тем, что Ермолаев Ю.А. незаконно был привлечен к уголовной ответственности по <данные изъяты> УК РФ и в отношении его прекращено уголовное преследование, суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для компенсации истцу морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда суд обоснованно исходил из фактических обстоятельств дела, которые свидетельствуют о незаконном привлечении истца Ермолаева Ю.А. к уголовной ответственности по <данные изъяты> УК РФ. Суд признал, что в результате незаконного уголовного преследования по данному преступлению он пребывал в эмоциональном напряжении ввиду угрозы быть осужденным, испытывал нравственные страдания.

Вместе с тем суд принял во внимание, что истец был признан виновным и осужден за совершение иных вмененных ему в вину преступлений по <данные изъяты> УК РФ, что незаконное уголовное преследование по <данные изъяты> УК РФ осуществлялось в рамках одного уголовного дела, в один период времени; учел срок содержания под стражей, зачтенный ему в срок отбытия наказания по приговору суда за преступления, в которых он признан виновным.Суд учел степень и характер нравственных страданий Ермолаева Ю.А., связанных с его индивидуальными особенностями, требования разумности и справедливости, обстоятельства его привлечения к уголовной ответственности, категорию преступления, в совершении которого он обвинялся, применение в отношении его меры пресечения в виде содержания под стражей, длительность применения указанной меры пресечения, и взыскал компенсацию морального вреда в размере 7000 руб.

При этом суд обоснованно отклонил довод истца, что ухудшение состояния его здоровья вызвано незаконным уголовным преследованием по <данные изъяты> УК РФ, поскольку доказательств в обоснование данного довода им представлено не было.

Представленные истцом медицинские справки, подтверждающие, по его мнению, ухудшение состояния его здоровья исключительно ввиду незаконного уголовного преследование по <данные изъяты> УК РФ, безусловно не свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между этими событиями.

Судебная коллегия не принимает во внимание ссылку истца в обоснование своих доводов на судебную практику иных судов, поскольку преюдициального значения для данного дела они не имеют, размер компенсации морального вреда определяется исходя из обстоятельств конкретного дела.

Размер денежной компенсации морального вреда судом определен в соответствии с характером причиненных истцу нравственных страданий и отвечает принципам разумности и справедливости, оснований для его увеличения судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат фактов и обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Ермолаева Ю.А. подлежащей отклонению.

Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермолаева Ю.А.-без удовлетворения.

Председательствующий                                                         Судьи

33-810/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ермолаев Юрий Андреевич
Ответчики
Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Пензенской области
Другие
Пензенская областная прокуратура
Суд
Пензенский областной суд
Судья
Усанова Любовь Васильевна
20.02.2020[Гр.] Передача дела судье
17.03.2020[Гр.] Судебное заседание
23.03.2020[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее