Судья Фефелова З.С. |
Дело № 33а-15558/2016 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2016 года |
г. Екатеринбург |
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Шабалдиной Н.В.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 5» к Государственной инспекции труда в Свердловской области об оспаривании предписаний,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Свердловской области – Афонасьева А.А. на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
административный истец общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 5» (далее – ООО «СУ № 5) обратилось в суд с заявлением об отмене предписаний № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 и № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 и № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015.
В обоснование требований указано, что 02.07.2015 должностными лицами Государственной инспекции труда в Свердловской области (далее – ГИТСО) по результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях в отношении ООО «СУ № 5» вынесены вышеназванные предписания об устранении выявленных нарушений закона. Полагает эти предписания незаконными, поскольку отсутствуют основания их вынесения и нарушения, которые должно устранить общество; проверка проведена с грубым нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора)».
В дополнительном заявлении указано, что нарушения, которые обязано в соответствии с предписаниями устранить общество, отсутствуют. Так, на момент проведения проверки требования законодательства о прохождении всеми работниками обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда соблюдены; расчет-обоснование потребности работникам завода ЖБИ Н-Тагил в смывающих и обезвреживающих средствах на 2015 год разработан и утвержден по состоянию на 20.05.2015; заведены личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств; выдача работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ осуществляется регулярно, о чем 17.04.2015 утверждены действующие нормы; прием на работу осуществляется после положительного заключения предварительного медицинского осмотра работника, составлен контингент лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2015 году. В связи с тем, что деятельность обособленного подразделения ООО «Строительное управление № 5» на территории г. Нижний Тагил Свердловской области была начата весной 2014, на 02.07.2015 в соответствии с разработанным контингентом лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, отсутствуют работники, которые должны пройти периодический медицинский осмотр 1-ом полугодии 2015, так как основная периодичность медицинского осмотра работников составляет 1 раз в 2 года и необходимый период работником не выработан.
Кроме того, административный ответчик указал, что в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» данные нормы и правила не являются обязательными, в связи с чем административный ответчик не вправе был обязывать общество обеспечить их соблюдение и не относятся к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда.
Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015 принят отказ ООО «СУ № 5» от части исковых требований об отмене предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015, производство по делу в данной части прекращено.
Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015 требования административного искового заявления удовлетворены, предписания ГИТСО № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 и № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015 отменены.
Не согласившись с таким решением, ГИТСО, действуя через своего представителя, подало апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного акта. В обоснование доводов указывает на неправильное применение «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников и организаций», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, поскольку из данного акта следует, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится непосредственно самой организацией только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материально-технической базы. Ссылается, что на момент составления акта проверки и выдачи предписания СНиП 12-03-2001 являлся действующим нормативным правовым актом, требования которого носили обязательный характер. Также указывает на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании предписаний, и необходимость рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства по правилам ГПК РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители административного истцаООО «Строительное управление № 5», административного ответчика - Государственной инспекции труда в Свердловской области не явились.
Как следует из материалов дела, административный истец о времени и месте судебного заседания извещен 13.09.2016 по почте; административный ответчик - 09.09.2016 по факсимильной связи.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего в ГИТСО коллективного заявления работников ООО «СУ № 5» о нарушении требований охраны труда и трудовых прав, в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, об устранении которых ООО «СУ № 5» выданы предписания.
Так, предписанием № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 директору ООО «СУ № 5» Базыковой Л.Р. предписано отстранить от работы с 03.07.2015 работников: заместителя директора по производству Й., главного технолога В., инженеров ПТО А., Е., Л., главного инженера И., мастеров-технологов С., К., О., Д., Х., мастеров З., Ц., Ш., М., Ж., П., С., У., Р., начальника цеха № Т., начальников цехов Ф., Я., начальника цеха НСП Э., главного энергетика Ю., инженера-энергетика Ч., начальника участка КУ и форм Д., механиков Б., Н., Колкотруб ИП.В., начальника склада Щ., как не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда на рабочем месте, до устранения указанных нарушений (л.д. 4-6).
Предписанием № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015 директору ООО «СУ № 5» Базыковой Л.Р. предписано:
- в срок до 02.08.2015: разработать Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств; завести личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств; провести обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в обучающей организации органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда руководителей, специалистов, инженерно-технических работников, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ (заместитель директора НТЗЖБИ по производству Й., главный инженер НТЗЖБИ И., мастер-технолог С., начальник цеха № 1 Т. и т.д. в количестве 31 человека); работникам организации выдать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ с соблюдением установленных сроков выдачи, предусмотренных нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, в частности в цехе наружных стеновых панелей (цех № 2) и цех № 1; направить поименные списки работников не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра работодателем в указанную медицинскую организацию; составить и утвердить работодателем календарный план периодических медосмотров работников;
- в срок с 03.07.2015 и постоянно: обеспечить обязательность применения работниками СИЗ, в частности в цехе наружных стеновых панелей (цех № 2) и цех № 1; работодателю за счет собственных средств обеспечить уход за СИЗ, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ; запретить допуск работников к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра с целью определения соответствия состояния здоровья лиц, поручаемой им работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний; организовать контроль за отложениями производственной пыли на кровлях зданий и сооружений и своевременным безопасным их удалением; обеспечить ведение документации по освидетельствованию и опробованию средств механизации, вновь приобретенных, арендованных или после капитального ремонта лицами, ответственными за их эксплуатацию; запретить эксплуатацию стационарных машин, установленных цехах без документации подтверждающей ввод на основании совместного решения лиц, ответственных за безопасность труда на данной площадке и при эксплуатации данного вида оборудования с привлечением в случае необходимости соответствующих органов государственного надзора;
- в срок до 02.09.2015: организовать столовую-раздаточную при количестве работников в смене более 30-ти человек:
- в срок до 02.10.2015: санитарно-бытовые помещения привести в соответствие с требованиями п. 2.5 табл. 6 СНИП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания»; санитарно- бытовые помещения (гардеробные, сушилки для одежды и обуви, душевые, помещения для приема пищи, отдыха и обогрева) привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм; в цехах №№ 1и 2 обеспечить функционирование аспирационных и вентиляционных систем; параметры микроклимата в производственных помещениях привести в соответствие с требованиями соответствующих санитарных правил.
Указанные предписания является предметом проверки по настоящему делу.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов устанавливающих: полномочия органа, наделенного публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия; основания для его принятия, а также соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции в определении о подготовки дела к судебному заседанию от 25.08.2015 Государственной инспекции труда по Свердловской области разъяснена обязанность представить доказательства в подтверждение законности и обоснованности оспариваемых предписаний (л.д. 19-20).
Между тем, как следует из материалов дела, такая обязанность в нарушение вышеприведенных правовых норм административным ответчиком исполнена не была, каких-либо доказательств соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия оспариваемых предписаний, доказательств наличия оснований для их принятия административным ответчиком, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, представители для участия в судебном заседании ГИТСО не направлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности административным ответчиком законности оспариваемых решений.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда (ст. 225 ТК РФ).
Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.
Согласно п. 2.3.2. данного Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
Обучение по охране труда проходят:
руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;
специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;
члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
При этом абз. 10 п. 2.3.2 руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
Таким образом, по смыслу вышеприведенной нормы руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, перечисленных в абзацах 2 - 9 п. 2.3.2. Порядка, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
При этом административным ответчиком не представлено доказательств, что перечисленные в предписании № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 работники по своим функциональным обязанностям не относятся к лицам, которые не могут в соответствии с абз. 10 п. 2.3.2 Порядка проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.
При таких обстоятельствах суд, исследовав доказательства наличия в ООО «СУ № 5» комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников (л.д. 47, 50-62), а также представленные в материалы дела протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников (л.д. 37-41, 82-88), правомерно пришел к выводу о несоответствии предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 требованиям закона.
Статьей 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя, который обязан обеспечить, в том числе: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.
Оценивая законность предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015, суд правомерно принял во внимание представленные ООО «СУ № 5» в подтверждение соблюдения вышеприведенных требований трудового законодательства расчет-обоснование потребностей работниками ЖБИ в смывающих и обезвреживающих средствах на 2015 год, утвержденный директором обособленного подразделения 20.05.2015 (л.д. 43-44), личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств (л.д. 45-46, 48-49), список контингента, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный 23.04.2015 (л.д. 63-70), нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников ООО «СУ № 5» НТЗЖБИ (л.д. 71-81).
Учитывая представленные административным истцом доказательства в подтверждение соблюдения ООО «СУ № 5» обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, а также невыполнение административным истцом обязанности доказывания законности оспариваемых решений, предусмотренной ч. 11 ст. 226 КАС РФ, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015 незаконным.
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что административное исковое заявление об оспаривании предписаний ГИТСО подано ООО «СУ № 5» в установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ 10-дневный срок, не имеется. Поэтому доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд, не могут быть приняты во внимание.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости рассмотрения настоящего спора в порядке гражданского судопроизводства подлежат отклонению, поскольку требований материально-правового характера, которые повлекли возникновение, изменение, либо прекращение гражданских правоотношений, не содержат.
Таким образом, выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Свердловской области – Афонасьева А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Шабалдина Н.В.