Решение по делу № 33а-15558/2016 от 25.07.2016

Судья Фефелова З.С.

Дело № 33а-15558/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2016 года

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.,

судей Шабалдиной Н.В.,

Гылкэ Д.И.,

при секретаре Ушаковой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 5» к Государственной инспекции труда в Свердловской области об оспаривании предписаний,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Свердловской области – Афонасьева А.А. на решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

административный истец общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление № 5» (далее – ООО «СУ № 5) обратилось в суд с заявлением об отмене предписаний № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 и № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 и № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015.

В обоснование требований указано, что 02.07.2015 должностными лицами Государственной инспекции труда в Свердловской области (далее – ГИТСО) по результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях в отношении ООО «СУ № 5» вынесены вышеназванные предписания об устранении выявленных нарушений закона. Полагает эти предписания незаконными, поскольку отсутствуют основания их вынесения и нарушения, которые должно устранить общество; проверка проведена с грубым нарушением положений Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного (муниципального) контроля (надзора)».

В дополнительном заявлении указано, что нарушения, которые обязано в соответствии с предписаниями устранить общество, отсутствуют. Так, на момент проведения проверки требования законодательства о прохождении всеми работниками обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда соблюдены; расчет-обоснование потребности работникам завода ЖБИ Н-Тагил в смывающих и обезвреживающих средствах на 2015 год разработан и утвержден по состоянию на 20.05.2015; заведены личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств; выдача работникам спецодежды, спецобуви и других СИЗ осуществляется регулярно, о чем 17.04.2015 утверждены действующие нормы; прием на работу осуществляется после положительного заключения предварительного медицинского осмотра работника, составлен контингент лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 2015 году. В связи с тем, что деятельность обособленного подразделения ООО «Строительное управление № 5» на территории г. Нижний Тагил Свердловской области была начата весной 2014, на 02.07.2015 в соответствии с разработанным контингентом лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, отсутствуют работники, которые должны пройти периодический медицинский осмотр 1-ом полугодии 2015, так как основная периодичность медицинского осмотра работников составляет 1 раз в 2 года и необходимый период работником не выработан.

Кроме того, административный ответчик указал, что в соответствии со СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» данные нормы и правила не являются обязательными, в связи с чем административный ответчик не вправе был обязывать общество обеспечить их соблюдение и не относятся к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда.

Определением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015 принят отказ ООО «СУ № 5» от части исковых требований об отмене предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015, производство по делу в данной части прекращено.

Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015 требования административного искового заявления удовлетворены, предписания ГИТСО № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 и № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015 отменены.

Не согласившись с таким решением, ГИТСО, действуя через своего представителя, подало апелляционную жалобу, в которой просит об отмене судебного акта. В обоснование доводов указывает на неправильное применение «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников и организаций», утвержденного Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29, поскольку из данного акта следует, что обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится непосредственно самой организацией только при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда и соответствующей материально-технической базы. Ссылается, что на момент составления акта проверки и выдачи предписания СНиП 12-03-2001 являлся действующим нормативным правовым актом, требования которого носили обязательный характер. Также указывает на пропуск административным истцом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании предписаний, и необходимость рассмотрения дела в порядке гражданского судопроизводства по правилам ГПК РФ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители административного истцаООО «Строительное управление № 5», административного ответчика - Государственной инспекции труда в Свердловской области не явились.

Как следует из материалов дела, административный истец о времени и месте судебного заседания извещен 13.09.2016 по почте; административный ответчик - 09.09.2016 по факсимильной связи.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, на основании поступившего в ГИТСО коллективного заявления работников ООО «СУ № 5» о нарушении требований охраны труда и трудовых прав, в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, об устранении которых ООО «СУ № 5» выданы предписания.

Так, предписанием № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 директору ООО «СУ № 5» Базыковой Л.Р. предписано отстранить от работы с 03.07.2015 работников: заместителя директора по производству Й., главного технолога В., инженеров ПТО А., Е., Л., главного инженера И., мастеров-технологов С., К., О., Д., Х., мастеров З., Ц., Ш., М., Ж., П., С., У., Р., начальника цеха Т., начальников цехов Ф., Я., начальника цеха НСП Э., главного энергетика Ю., инженера-энергетика Ч., начальника участка КУ и форм Д., механиков Б., Н., Колкотруб ИП.В., начальника склада Щ., как не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда на рабочем месте, до устранения указанных нарушений (л.д. 4-6).

Предписанием № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015 директору ООО «СУ № 5» Базыковой Л.Р. предписано:

- в срок до 02.08.2015: разработать Перечень рабочих мест и список работников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств; завести личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств; провести обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в обучающей организации органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда руководителей, специалистов, инженерно-технических работников, осуществляющих организацию, руководство и проведение работ (заместитель директора НТЗЖБИ по производству Й., главный инженер НТЗЖБИ И., мастер-технолог С., начальник цеха № 1 Т. и т.д. в количестве 31 человека); работникам организации выдать спецодежду, спецобувь и другие СИЗ с соблюдением установленных сроков выдачи, предусмотренных нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ, в частности в цехе наружных стеновых панелей (цех № 2) и цех № 1; направить поименные списки работников не позднее, чем за 2 месяца до согласованной с медицинской организацией датой начала проведения периодического осмотра работодателем в указанную медицинскую организацию; составить и утвердить работодателем календарный план периодических медосмотров работников;

- в срок с 03.07.2015 и постоянно: обеспечить обязательность применения работниками СИЗ, в частности в цехе наружных стеновых панелей (цех № 2) и цех № 1; работодателю за счет собственных средств обеспечить уход за СИЗ, своевременно осуществлять химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку СИЗ, а также ремонт и замену СИЗ; запретить допуск работников к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательного периодического медицинского осмотра с целью определения соответствия состояния здоровья лиц, поручаемой им работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний; организовать контроль за отложениями производственной пыли на кровлях зданий и сооружений и своевременным безопасным их удалением; обеспечить ведение документации по освидетельствованию и опробованию средств механизации, вновь приобретенных, арендованных или после капитального ремонта лицами, ответственными за их эксплуатацию; запретить эксплуатацию стационарных машин, установленных цехах без документации подтверждающей ввод на основании совместного решения лиц, ответственных за безопасность труда на данной площадке и при эксплуатации данного вида оборудования с привлечением в случае необходимости соответствующих органов государственного надзора;

- в срок до 02.09.2015: организовать столовую-раздаточную при количестве работников в смене более 30-ти человек:

- в срок до 02.10.2015: санитарно-бытовые помещения привести в соответствие с требованиями п. 2.5 табл. 6 СНИП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания»; санитарно- бытовые помещения (гардеробные, сушилки для одежды и обуви, душевые, помещения для приема пищи, отдыха и обогрева) привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических норм; в цехах №№ 1и 2 обеспечить функционирование аспирационных и вентиляционных систем; параметры микроклимата в производственных помещениях привести в соответствие с требованиями соответствующих санитарных правил.

Указанные предписания является предметом проверки по настоящему делу.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов устанавливающих: полномочия органа, наделенного публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, порядок его принятия; основания для его принятия, а также соответствие содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

Как следует из материалов дела, судом первой инстанции в определении о подготовки дела к судебному заседанию от 25.08.2015 Государственной инспекции труда по Свердловской области разъяснена обязанность представить доказательства в подтверждение законности и обоснованности оспариваемых предписаний (л.д. 19-20).

Между тем, как следует из материалов дела, такая обязанность в нарушение вышеприведенных правовых норм административным ответчиком исполнена не была, каких-либо доказательств соблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия оспариваемых предписаний, доказательств наличия оснований для их принятия административным ответчиком, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено, представители для участия в судебном заседании ГИТСО не направлены.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности административным ответчиком законности оспариваемых решений.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание следующее.

Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда (ст. 225 ТК РФ).

Порядок обучения и проверки знаний требований охраны труда утвержден Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29.

Согласно п. 2.3.2. данного Порядка обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение по охране труда проходят:

руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ; педагогические работники образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования и дополнительного профессионального образования - преподаватели дисциплин "охрана труда", "безопасность жизнедеятельности", "безопасность технологических процессов и производств", а также организаторы и руководители производственной практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации;

специалисты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти;

специалисты органов местного самоуправления в области охраны труда - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций - в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда;

члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций, осуществляющих обучение специалистов и руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, - в обучающих организациях Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

При этом абз. 10 п. 2.3.2 руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

Таким образом, по смыслу вышеприведенной нормы руководители и специалисты по своим функциональным обязанностям не входящие в круг лиц, перечисленных в абзацах 2 - 9 п. 2.3.2. Порядка, могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

При этом административным ответчиком не представлено доказательств, что перечисленные в предписании № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 работники по своим функциональным обязанностям не относятся к лицам, которые не могут в соответствии с абз. 10 п. 2.3.2 Порядка проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

При таких обстоятельствах суд, исследовав доказательства наличия в ООО «СУ № 5» комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников (л.д. 47, 50-62), а также представленные в материалы дела протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников (л.д. 37-41, 82-88), правомерно пришел к выводу о несоответствии предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/4 от 02.07.2015 требованиям закона.

Статьей 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя, который обязан обеспечить, в том числе: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда.

Оценивая законность предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015, суд правомерно принял во внимание представленные ООО «СУ № 5» в подтверждение соблюдения вышеприведенных требований трудового законодательства расчет-обоснование потребностей работниками ЖБИ в смывающих и обезвреживающих средствах на 2015 год, утвержденный директором обособленного подразделения 20.05.2015 (л.д. 43-44), личные карточки учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств (л.д. 45-46, 48-49), список контингента, подлежащего предварительным и периодическим медицинским осмотрам, утвержденный 23.04.2015 (л.д. 63-70), нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты для работников ООО «СУ № 5» НТЗЖБИ (л.д. 71-81).

Учитывая представленные административным истцом доказательства в подтверждение соблюдения ООО «СУ № 5» обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, а также невыполнение административным истцом обязанности доказывания законности оспариваемых решений, предусмотренной ч. 11 ст. 226 КАС РФ, судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания предписания № 7-3550-15-ОБ/0219/42/3 от 02.07.2015 незаконным.

Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что административное исковое заявление об оспаривании предписаний ГИТСО подано ООО «СУ № 5» в установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ 10-дневный срок, не имеется. Поэтому доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд, не могут быть приняты во внимание.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости рассмотрения настоящего спора в порядке гражданского судопроизводства подлежат отклонению, поскольку требований материально-правового характера, которые повлекли возникновение, изменение, либо прекращение гражданских правоотношений, не содержат.

Таким образом, выводы суда соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 09.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Свердловской области – Афонасьева А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Шурыгина Л.Г.

Судьи: Гылкэ Д.И.

Шабалдина Н.В.

33а-15558/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "строительное управление № 5"
Ответчики
Государственная инспекция труда СО
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Шурыгина Лариса Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
07.09.2016[Адм.] Судебное заседание
23.09.2016[Адм.] Судебное заседание
11.10.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2016[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее