Решение по делу № 2-1000/2019 ~ М-1063/2019 от 18.11.2019

Дело 2-1000/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2019 года                             г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Лавровой С.А.,

при секретаре Макеевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминой Натальи Васильевны к УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) о признании права и назначение досрочной страховой пенсии,

установил:

    Зимина Н.В. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) о признании права и назначение досрочной страховой пенсии. В обоснование заявленного требования указывает, что 09.10.2019 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением УПФР в ... (межрайонное) от ... ... отказано в установлении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия специального стажа работы, из подсчета которого ответчик исключил периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.04.2006 по 05.05.2006, с 18.04.2011 по 26.05.2011, с 16.09.2012 по 04.10.2012, с 30.01.2015 по 23.05.2015, с 24.05.2015 по 04.06.2015, с 13.11.2017 по 20.11.2017, с 25.04.2018 по 27.04.2018. С чем истица не согласна и просит суд обязать УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.04.2006 по 05.05.2006, с 18.04.2011 по 26.05.2011, с 16.09.2012 по 04.10.2012, с 30.01.2015 по 23.05.2015, с 24.05.2015 по 04.06.2015, с 13.11.2017 по 20.11.2017, с 25.04.2018 по 27.04.2018.

Обязать УПФР в г. Каменке Пензенской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 24.10.2019.

В судебное заседание истец Зимина Н.В. не явилась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена, в суд представлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещена.

Изучив материалы дела, суд пришел к следующему:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено (п. 1 пп. «н»), что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее в тексте Постановление от29.10.2002 №781); список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее в тексте Постановление от 22.09.1999 № 1066); список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4, 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее в тексте Постановление от 06.09.1991 № 464); перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее в тексте Постановление от 17.12.1959 № 1397);

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материала дела следует, что Зимина Н.В. 09.10.2019г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013.

Решением УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) от ... ... в установлении досрочной страховой пенсии отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии. По мнению пенсионного органа, специальный стаж на дату обращения истицы составляет 24 года 10 месяцев 17 дней. Ответчик из подсчета специального стажа ответчик исключил время прохождения курсов повышения квалификации с 06.04.2006 по 05.05.2006, с 18.04.2011 по 26.05.2011, с 16.09.2012 по 04.10.2012, с 30.01.2015 по 23.05.2015, с 24.05.2015 по 04.06.2015, с 13.11.2017 по 20.11.2017, с 25.04.2018 по 27.04.2018.

В судебном заседании установлено, что с 05.04.1993 осуществляет медицинскую деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В периоды с 06.04.2006 по 05.05.2006, с 18.04.2011 по 26.05.2011, с 16.09.2012 по 04.10.2012, с 30.01.2015 по 23.05.2015, с 24.05.2015 по 04.06.2015, с 13.11.2017 по 20.11.2017, с 25.04.2018 по 27.04.2018. находилась на курсах повышения квалификации.

Факт нахождения на курсах повышения квалификации в спорные периоды подтверждаются соответствующими приказами работодателя о направлении на курсы, выданными по их окончании удостоверением, свидетельством и сертификатом.

В соответствии с действовавшими в спорный период ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 09.08.2001 № 314 «О порядке получения квалификационных категорий» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.

Также в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности. В силу п. 2 ч. 1 ст. 72 указанного Федерального закона медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Медицинская организация обязана обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пп. 8 п. 1 ст. 79Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются, сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, несмотря на их отсутствие в Списках и Перечнях, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 464, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, от 11.07.2012 № 156, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости.

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу№15-КГ2-2.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.

В этой связи периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 06.04.2006 по 05.05.2006, с 18.04.2011 по 26.05.2011, с 16.09.2012 по 04.10.2012, с 30.01.2015 по 23.05.2015, с 24.05.2015 по 04.06.2015, с 13.11.2017 по 20.11.2017, с 25.04.2018 по 27.04.2018 общей продолжительностью (7 месяцев13 дней) подлежат включению в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент обращения истца к ответчику, т.е. 09.10.2019г истец имел необходимый специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20.ч1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. – более 25 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Право на социальное обеспечение относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (часть 1 статьи 39).

Как разъяснено в абз. 2 п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. ст. 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что право Зиминой Н.В. на назначение ей досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 287.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло, Зимина Н.В. выработала специальный стаж 25 лет на 24 апреля 2019 года., т.е. право на пенсию у истицы возникло 24.04.2019. Истица обратилась в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсии 09.10.2019, с учетом положения статьи 8 ФЗ от 287.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия может быть назначена через 6 месяцев с даты возникновения права, т.е. с 24 октября 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

суд

Решил:

Исковые требования Зиминой Натальи Васильевны к УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) о признании права и назначение досрочной страховой пенсии - удовлетворить.

обязать УПФР в г. Каменке Пензенской области (межрайонное) назначить Зиминой Наталье Васильевне досрочную страховую пенсию в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 287.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 24 октября 2019, включив в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06.04.2006 по 05.05.2006, с 18.04.2011 по 26.05.2011, с 16.09.2012 по 04.10.2012, с 30.01.2015 по 23.05.2015, с 24.05.2015 по 04.06.2015, с 13.11.2017 по 20.11.2017, с 25.04.2018 по 27.04.2018.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области.

Председательствующий С.А. Лаврова

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2019 года.

2-1000/2019 ~ М-1063/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зимина Наталья Васильевна
Ответчики
ГУ УПФР в г.Каменке Пензенской области
Суд
Каменский городской суд
Судья
Лаврова С.А.
18.11.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2019[И] Передача материалов судье
20.11.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
04.12.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2019[И] Судебное заседание
23.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее