Гр. дело ...
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 мая 2016 года гор.Улан-Удэ
Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Богдановой И.Ю.
при секретаре Гетмановой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор.Улан-Удэ действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Транспортная Строительная Компания» и Коломийцеву ФИО8 об устранении нарушений природоохранного законодательства
у с т а н о в и л:
В суд обратился прокурор с названным иском указав, что ООО «Транспортная Строительная Компания» осуществляет деятельность по производству асфальтобетона арендовав промышленную базу, строение и оборудование у Коломийцева. На территории базы имеются источники воздействия на атмосферный воздух и источники шума, которые воздействуют на среду обитания и здоровье человека. Поскольку предприятие осуществляет деятельность в отсутствие разработанного проекта расчетной санитарно-защитной зоны, при этом контроль за загрязнением атмосферного воздуха и воздействия физических факторов (шума) в зоне влияния предприятия не ведется, отсутствует контроль за качеством атмосферного воздуха, не приняты меры по уменьшению шумового воздействия от производственной деятельности и не соблюдаются предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ в воздухе, что наносит ущерб окружающей среде создает угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц и угрозу экологической безопасности, просит суд обязать ответчиков разобрать проект расчетной санитарно-защитной зоны, установить окончательную санитарно-защитную зону, принять меры по соблюдению в жилых домах допустимых значений уровня шума, обеспечить соблюдение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, обеспечить осуществление производственного контроля за соблюдением санитарных правил, а также приостановить деятельность по производству асфальтобетона на производственной базе.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Роспотребнадзора по РБ
Определением суда принят отказ истца от исковых требований в части обеспечения ответчиком осуществления производственного контроля за соблюдением санитарных правил.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Богоманова А.А. на требованиях настаивала, просила обязать ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчик Коломийцев С.В. в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. Его представитель по доверенности Берестенникова Т.И., представляющая одновременно по доверенности интересы ответчика ООО «Транспортная Строительная Компания» и Куркина О.А., представляющая по доверенности ответчика ООО «Транспортная Строительная Компания» (далее ООО «ТСК») в судебном заседании с требованиями истца не соглашались поясняя, что промышленная база была построена и пущена в эксплуатацию до принятия СапПиНа на котором основывает свои требования истец, потому положения действующих на сегодня СаНПиНов не применимо в отношении действующего объекта. Тем не менее, проект расчетной санитарно-защитной зоны ответчиком ООО «ТСК» разработан и передан на экспертизу и установление зоны в Управление Роспотребнадзора по РБ. Устанавливать санитарно-защитную зону ответчики не могут, т.к. это компетенция специальных органов – Роспотребнадзора. В связи с указанным оснований для возложения на ответчика обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны и тем более её установления, не имеется. Просили учесть, что с учетом уменьшения класса опасности санитарной классификации и незначительного вклада производства базы в загрязняющие выбросы, санитарно-защитная зона вероятно будет установлена по периметру промплощадки. Также просили учесть, что поблизости от их производства находятся другие источники загрязняющих веществ – федеральная трасса, котельная, отапливающая весь пос.Бурводстроя, частный сектор и т.д. Указывали, что ответчиками приняты меры к соблюдению допустимых значений уровня шума на прилегающей к промышленной базе территории – источник шума (компрессор) изолирован шумонепроницаемым материалом, кроме того ответчиком принимаются меры для возведения шумового экрана по периметру базы. Также ответчиками приняты меры по снижению концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе - закуплено и установлено 350 пылеулавливающих фильтров для поглощения загрязняющих веществ. Ранее фильтры устанавливались очень давно и свою функции по очистке загрязняющих веществ практически не выполняли. Полагали, что требования истца о приостановке деятельности производства не основано на нормах права, т.к. разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздухе предприятием получено, иных оснований для удовлетворения требований истца в названной части не имеется.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РБ по доверенности Дамбаев А.С. в судебном заседании пояснил, что ООО «ТСК» является источником загрязняющих выбросов в воздух и шума. Выделить отдельно производимый шум от различных источников и выбросов невозможно, но ответчик однозначно является источником таких воздействий, несмотря на присутствующий иной фон. Действительно, проект расчетной санитарно-защитной зоны ответчиком разработан и находится на доработке в Роспотребнадзоре, с учетом уменьшения класса опасности от которого зависит размер устанавливаемой санитарно-защитной зоны, будут определены границы зоны и необходимые мероприятия по соблюдения санитарного законодательства. Считает, что соблюдать требования санитарно-гигиенического законодательства ответчики обязаны, т.к. они являются действующим предприятием негативно влияющим на окружающую среду.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются -предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами... и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Создание санитарно - защитных зон (далее - СЗЗ) предусмотрено Градостроительным кодексом РФ, Федеральными законами "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об охране атмосферного воздуха", "Об охране окружающей среды".
Часть 3 статьи 52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды" и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" содержат бланкетную норму, в соответствии с которыми при определении СЗЗ необходимо руководствоваться СанПиН.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 данного закона).
Судом установлено, что ответчик Коломийцев С.В. является собственником помещений, оборудования и земельного участка, расположенных в ...
Эксплуатация промышленной базы, строений и оборудования по указанному адресу осуществляется в производственных целях ответчиком ООО «Транспортная Строительная Компания» («ТСК») на основании договора аренды заключенного между Коломийцевым С.В. и ООО «ТСК» ДД.ММ.ГГГГ. На территории базы осуществляется производство бетона и асфальтобетонной смеси.
Кроме того из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТСК» приобрело у ООО «БайкалТрансСтрой» асфальтосмесительную установку, на которой ранее осуществлялось производство бетона и асфальтобетонной смеси.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района гор.Улан-Удэ проверкой деятельности ответчика ООО «ТСК» на предмет соблюдения природоохранного законодательства установлено, что в соответствии с проектом нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предприятие является источником воздействия на окружающую среду для которого требуется организация санитарно-защитной зоны.
То обстоятельство, что на территории базы имеются источники воздействия на атмосферный воздух и источники шума, подтверждено материалами дела и представителями ответчиков не отрицались.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.05.2001 N 14 введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01".
В силу части 1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.
Пунктом 3.1.6. названных Санитарных правил и нормативов установлено, что для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам.
Согласно п. 1.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (в редакции изменений и дополнений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с Постановлением Главного государственного врача РФ от 09.09.2010 года N 122 "Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 "Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" были внесены изменения и дополнения N 3, согласно которым из главы I пункта 1.2 абзаца первого "Требования настоящих санитарных правил" распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека" были исключены слова "и действующих". Начало действия данного документа приходится на 12.11.2010 года.
Как следует из пояснений сторон, представленных в дело материалов – предприятие арендовало оборудование и базу в 2013 году, до передачи в аренду указанного имущества производственную деятельность по производству асфальтобетона осуществляло ООО «БайкалТрансСтрой» на той же асфальтосмесительной установке, которая в настоящее время эксплуатируется ответчиком.
Из ответа ответчика на запрос истца от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.13) следует, что ООО «ТСК» ни временных ни капитальных объектов строительства на арендуемой территории не производило. Со слов представителей ответчиков следует, что реконструкции предприятия также не производилось.
Таким образом, учитывая, что на момент проверки деятельности ООО «ТСК» - ДД.ММ.ГГГГ, положения СанПиН действовали в редакции изменений и дополнений N 3 к СанПиН, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, в соответствии с которыми из абз. 1 п. 1.2 гл. I новых правил исключены слова "и действующих промышленных объектов и производств", требования СанПиН, на которые ссылается прокурор, не распространяются на данный объект.
В связи с указанным оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика разработать проект расчетной санитарно-защитной зоны и установить окончательную санитарно-защитную зону на производственной базе, не имеется.
Более того, основанием для отказа истцу в удовлетворении названных исковых требований является и то обстоятельство, что проект расчетной санитарно-защитной зоны ответчиком разработан и передан в органы, в компетенцию которых входит установление окончательной санитарно-защитной зоны. Доказательства изготовления проекта представлены в материалы дела и следуют из пояснений участников судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которого не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 20 названного Федерального закона - атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
В статье 27 того же Федерального закона установлено, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека.
Из представленного в материалы дела экспертного заключения № 307-О от 26 октября 2015 года выполненного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» следует, что атмосферный воздух на прилегающем к промышленной базе ответчиков земельном участке жилого дома № 15 по улице Мерецкова, 15 в гор.Улан-Удэ не соответствует нормативам, установленным Гигиеническим нормативам предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 21.05.2003 (ГН 2.1.6.1338-03).
Экспертным заключением того же органа за № 322-О от 22.10.2015 года установлено, что уровень шума на территории непосредственно прилегающей к жилым домам вблизи от промышленной базы ответчиков не соответствуют требованиям предельно допустимых уровней звукового давления, эквивалентных и максимальных уровней звука в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, установленных п.6.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64) и приложению 3 к санитарным правилам.
То обстоятельство, что имеется превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в результате деятельности ответчика ООО «ТСК» и превышение уровня шума, в ходе разбирательства дела нашло свое подтверждение. Вследствии чего суд с учетом установленных обстоятельств дела и приведенных норм права, считает что требования истца об обязании ответчика принять меры по соблюдению на прилегающей к базе территории допустимых значений уровня шума образовывающегося в результате производственной деятельности ответчика и по соблюдению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков о том, что ООО «ТСК» приняло ряд мер, которые приведут к снижению уровня шума и снижению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, судом не принимаются во внимание, поскольку доказательств тому, что принятые меры привели к соблюдению нормативов установленных перечисленными выше требованиями Гигиенических нормативов и Санитарных норм и правил, суду не представлено.
Удовлетворяя требования истца в указанной части, суд считает, что они должны быть удовлетворены за счет ответчиков Коломийцева и ООО «ТСК», поскольку Коломийцев являясь собственником источников воздействия на атмосферный воздух, наряду с ООО «ТСК» осуществляющим эксплуатацию таких источников обязаны соблюдать природоохранное законодательство на равных началах.
Требования истца о приостановлении деятельности по производству асфальтобетона на производственной базе ответчиков, удовлетворены быть не могут, поскольку какого-либо правового обоснования указанных требований истцом не приведено и действующим законодательством не предусмотрено.
В силу ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание что ответчиком не заявлено возражений относительно срока в течении которого прокурор просит устранить недостатки - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагая указанный срок разумным, суд приходит к выводу о необходимости установить названный срок для исполнения требований истца.
Наосновании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Советского района гор.Улан-Удэ удовлетворить частично.
Обязать ООО «Транспортная Строительная Компания» и Коломийцева ФИО9 в течении трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры по соблюдению на прилегающей к базе, расположенной в ... территории:
- допустимых значений уровня шума образовывающегося в результате производственной деятельности базы
- допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
В остальной части требований прокурора Советского района гор.Улан-Удэ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ
...
Судья: И.Ю.Богданова
...
...
...