Судья Курчавова Н.Л. |
№ 33-2798/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июля 2018 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Мишеневой М.А., Стракатовой З.Е.
при секретаре Волковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.05.2018 по иску Хоменя П.Е. к администрации Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хоменя П.Е. обратилась с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что 11.01.2013 ее семья в составе двух человек была признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг. и включена в список молодых семей, подавших заявление для участия в указанной программе. Решением ответчика от 24.11.2016 семья истца была исключена из состава участников данной подпрограммы в связи с достижением истцом возраста 35 лет. Истец указанное решение ответчика считает незаконным, поскольку на момент подачи документов и включения в состав участников подпрограммы ее возраст не превышал 35 лет, семья состояла на учете несколько лет ввиду недостаточного финансирования целевой программы. Просила суд признать незаконным решение комиссии об исключении ее семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 гг., устранить допущенные нарушения путем восстановления семьи в списке для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, также просила обязать ответчика предоставить за счет средств федерального бюджета единовременную выплату на приобретение жилого помещения посредством выдачи государственного жилищного сертификата в размере суммы, установленной Правилами предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья, на момент вынесения судебного решения.
Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, удовлетворив заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает на то обстоятельство, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме от 11.01.2013 семья истца отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - участников на получение социальной выплаты, в связи с чем исключение из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. является незаконным. На момент включения семьи в программу в 2013 г. действовали Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (с изменениями и дополнениями от 30.04.2013), которые не предусматривали исключение из списка молодых семей - участников подпрограммы в том случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, возраст одного из членов молодой семьи превышал 35 лет. Семья истца исключена из участников подпрограммы 24.11.2016 (на момент исключения истцу было 36 лет), то есть после введения в 2016 г. изменений в Правила. Указывает, что отсутствие финансирования целевой программы не должно влиять на права семьи истца, включенной в программу 12.07.2013, поскольку семья отвечала всем предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, а затем на 2015-2020 годы. В ее состав была включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 6 приведенных Правил участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил. Таким образом, участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» может быть молодая семья, если возраст каждого из супругов не превышает 35 лет.
В соответствии с п.24 указанных Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
После утверждения Правительством РФ размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27 Правил).
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 № 699-О, исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию. Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Судом установлено, что Хоменя П.Е. (...) обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. Решением городской жилищной комиссии от 10.01.2013 указанное заявление удовлетворено.
Хоменя П.Е. 12.07.2013 обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. в составе двух человек - истец и ее сын (...).
Решением городской жилищной комиссии от 18.07.2013 заявление Хоменя П.Е. было удовлетворено, молодая семья включена в состав участников вышеуказанной подпрограммы по Петрозаводскому городскому округу.
Решением городской жилищной комиссии от 24.11.2016 семья истца была исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. по Петрозаводскому городскому округу в связи с достижением истцом возраста 35 лет (27.10.2015).
Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в иске, так как ее семья на основании положений действующего законодательства оспариваемым постановлением администрации Петрозаводского городского округа была исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что при постановке на учет семья истца соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы, на существо спора не влияет, так как на день утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 г. семья истца требованиям Правил не соответствовала.
Ссылку истца о том, что названными Правилами не предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы при достижении возраста 35 лет, судебная коллегия отклоняет, поскольку она основана на неправильном толковании норм права.
Иные доводы жалобы истца по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта и влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14.05.2018 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи