Решение по делу № 33-4168/2015 от 03.08.2015

Судья Колодезный А.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 августа 2015 года № 33-4168/2015

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Слепухина Л.М., Сотникова И.А.,

при секретаре Михеевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Парменова Д.В. на решение Вологодского городского суда от 3 июня 2015 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора города Вологды о признании недействительным разрешения на строительство №... от <ДАТА> двухэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Слепухина Л.М., объяснения Парменова Д.В., представителя Администрации г.Вологды Коломоец О.И., прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора города Вологды, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации г. Вологды и Парменову Д.В., о признании недействительным разрешения на строительство дома №... от <ДАТА> на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: <адрес>, которое не соответствует требованиям действующего законодательства, а также иным нормативным правовым актам.

В обоснование заявления указал, что разрешение на строительство дома выдано в нарушение ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Пунктом 4 градостроительного плана земельного участка рекомендовано перед началом строительных работ проведение археологических исследований. Проектная документация подлежала направлению на рассмотрение в Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области. Указанное требование градостроительного плана связано с тем, что данный земельный участок находится в границах охранной зоны объекта культурного наследия, утвержденной Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2009 №2087 «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ».

В судебном заседании помощник прокурора города Вологды Оленева А.Н. исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Кудрявцева С.В. в судебном заседании исковые требования также полагала подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание ответчик Парменов Д.В. не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее, в судебном заседании <ДАТА> ответчик Парменов Д.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает, что указанное Постановление Правительства области носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения.

В судебное заседание представитель третьего лица Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, будучи надлежащим образом извещённым о дне, времени и месте судебного разбирательства, не явился, направил в суд отзыв, в котором поддержал позицию прокуратуры города Вологды, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Парменов Д.В. указывает, что при получении разрешения на строительство дома им были представлены все предусмотренные законодательством документы, поэтому оснований для признания недействительным выданного разрешения на строительство не имеется. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявления.

В отзыве на апелляционную жалобу и.о. заместителя прокурора г. Вологды Власова Ю.Н. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Парменова Д.В. – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения Парменова Д.В., поддержавшего жалобу, представителя Администрации г.Вологды Коломоец О.И., прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., которые полагали в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, не находит оснований для отмены или изменения решения суда в связи со следующим.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Парменов Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: ..., разрешенное использование: ....

<ДАТА> Парменов Д.В. обратился к Главе г. Вологды с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, по указанному адресу.

<ДАТА> администрацией города Вологды выдано разрешение на строительство двухэтажного жилого дома (индивидуального) со строительным объёмом ... куб.м, общей площадью ... кв.м, на земельном участке площадью ... кв.м №... на основании подготовленного Департаментом градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №..., утверждённого постановлением Администрации города Вологды от 29 августа 2013 года № 6937 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по улице ...».

Удовлетворяя требования заместителя прокурора г.Вологды, суд первой инстанции сделал вывод о том, что при выдаче Парменову Д.В. оспариваемого разрешения на строительство Администрацией г.Вологды не соблюдены требования Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года №2087«Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ», регулирующих указанные правоотношения, градостроительного плана земельного участка, что повлекло нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия.

Судебная коллегия полагает возможным и необходимым согласиться с такими выводами суда по следующим основаниям.

В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Пунктом 7 статьи 51 Кодекса предусмотрен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.

В указанный перечень, в том числе, входят градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса).

Пунктом 11 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Пунктом 13 указанной статьи установлено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет прийти к выводу, что разрешение на строительство, как итоговый документ, предваряющий начало фактических работ по развитию предполагаемой к застройке территории, должен быть основан на законных и действующих разрешительных документах, в том числе градостроительном плане застраиваемого земельного участка.

В пункте 4 градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №... по улице <адрес> рекомендовано перед началом строительных работ провести археологическое исследование на основании заключения Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области в соответствии с градостроительными регламентами в границах зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, и режимами использования земель на территориях памятников и в границах зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, утверждённых постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года № 2087.

Пунктом 5 указанного градостроительного плана предусмотрена рекомендация о направлении проектной документации на рассмотрение в Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Вологды, утверждённым решением Вологодской городской Думы от 26 июня 2006 года № 72, указанный земельный участок расположен в зоне «...».

В соответствии со статьей 2 решения Вологодской городской Думы от 26 июня 2009 года № 72 площадь застройки для индивидуальных жилых домов составляет 30%. Однако, схема планировочной организации земельного участка не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка в части площади застройки, составляющего 35,4%.

Из представленного градостроительного плана следует, что земельный участок, принадлежащий Парменову Д.В., расположен в зоне регулирования застройки ... категории ..., то есть в зоне охраны объекта культурного наследия (статья 34 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). Этим же градостроительным планом предусмотрено, что применительно к зоне регулирования застройки ... категории ... требуется проектная документация с рассмотрением проектов и получением рекомендаций в органе охраны объектов культурного наследия Вологодской области.

Между тем, проектная документация в органы охраны объектов культурного наследия не была направлена, археологические исследования на земельном участке не были проведены.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, выдача разрешения на строительство противоречит действующему законодательству, а именно Федеральному закону № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Земельному кодексу Российской Федерации (статья 99), а также постановлению Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года №2087 «Об утверждении границ зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ».

В соответствии с названными нормами материального права для сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки, в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно статье 35 вышеупомянутого Федерального закона характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, вносятся в правила застройки и в схемы зонирования территорий, разрабатываемые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В силу статьи 46 данного Федерального закона физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанного Федерального закона постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009 года №2087 «Об утверждении границ зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ» утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г.Вологды, градостроительные регламенты в границах этих зон и режимы использования земель, также расположенных в границах указанных зон.

Постановлением в частности установлено, что в зоне регулирования застройки ... категории ..., в которой расположен земельный участок Парменова Д.В., запрещается строительство зданий и сооружений без положительного заключения органа охраны объектов культурного наследия Вологодской области, которым является Департамент культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, земельный участок Парменова Д.В. находится в зоне, к которой действующим законодательством предъявляются особые требования, ограничивающие строительство и хозяйственную деятельность и требующие дополнительных согласований.

Поскольку Парменовым Д.В. не выполнена необходимая и предусмотренная законодательством процедура получения положительного заключения органа охраны объектов культурного наследия, предшествующая строительству, то выдача разрешения на строительство дома со стороны Департамента градостроительства и инфраструктуры Администрации г. Вологды является незаконной.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда от 3 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Парменова Д.В. – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: Л.М. Слепухин

И.А. Сотников

33-4168/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура г.В.
Ответчики
Администрация Г.В.
Парменов Д.В.
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Слепухин Леонид Михайлович
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
12.08.2015Судебное заседание
24.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2015Передано в экспедицию
12.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее