Решение по делу № 3-129/2014 от 04.12.2014

г. Волгоград 3-129/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.

при секретаре: Кердан Л.Н.

рассмотрев 25 декабря 2014 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гречишникова Виктора Юрьевича, Дьяконова Н.И. и Шихшаевой Н.И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Гречишников В.Ю., Дьяконов Н.И. и Шихшаева П.М. обратились в Волгоградский областной суд к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6413 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости.

В обоснование требований указано, что Гречишникову В.Ю., Дьяконову Н.И. и Шихшаевой П.М. принадлежат на праве собственности доли в общей долевой собственности на земельный участок. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает на истцов обязанность по уплате земельного налога и арендной платы в необоснованно завышенном размере.

В судебное заседание стороны не явились.

От представителя истцов Полуниной Т.А., действующей на основании доверенности, поступило ходатайство, в котором она просила заявленные требования удовлетворить, дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» Лисунов А.С. возражал против удовлетворения заявленных требований. Привел доводы об изменении качественных характеристик спорного земельного участка, выразившихся в увеличении его кадастровой стоимости на основании Распоряжения Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 2577-р от 27.11.2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области». Полагал, что с учетом указанных обстоятельств дата определения рыночной стоимости спорного объекта оценки должна устанавливаться не на дату определения его кадастровой стоимости, а на дату постановки этого земельного участка на кадастровый учет после 01.01.2011 г. в порядке ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Кроме того, полагал, что представляемы им орган не является надлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия гражданско-правового спора между истцами и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области».

Кроме того, указал, что представляемый им орган не является надлежащим ответчиком по делу ввиду отсутствия гражданско-правового спора между истцами и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Волгоградской области, администрация Буерак-Поповского сельского поселения Серафимовического района Волгоградской области, администрация Серафимовического муниципального района Волгоградской области, СПК «им.Калинина», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Буянова П.И., Дьяконов И.А., Дьяконова З.В., Макевнина В.Н., Мистрюкова А.Ф., Рещикова Н.Е., Рустамова Н.В., Сидоров В.А., Сидорова Л.Ф., Фролов А.И., Чаевцева Н.И., Юдина А.П., Юрова Т.В.

Между тем, указанные выше лица в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в силу следующего.

Из материалов дела следует, что истцы имеют на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером № <...>, общей площадью 6413 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

Каждом из истцов принадлежит по 2/53 доли в общей долевой собственности на земельный участок. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области № 2577-р от 27 ноября 2013 года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области» по результатам государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Волгоградской области, а также минимальный и средний уровни кадастровой стоимости 1 кв. м. земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам Волгоградской области.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости на момент предъявления иска кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6413000 кв.м. составляет <.......> руб.

Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, истцы обратились к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.

Из представленного в суд Отчета об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка № 239 от 17 ноября 2014 года, подготовленного ООО Оценочная фирма «Спектр», следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 641,3га, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 12 мая 2011 года составляет <.......> рубль.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, приведенная правовая норма допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель.

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Исходя из пункта 7 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В силу пункта 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. №255 (в редакции, действовавшей в спорный период) при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011г. № 275-О-О).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 457 от 01.06.2009г. «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.

Частью 3 ст. 1 Закона РФ от 24.07.07 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что государственным кадастровым учетом признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи...

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Приказом Росреестра от 11.03.2010 № П/93 Федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии») наделены полномочия органа кадастрового учета.

При рассмотрении настоящего дела Волгоградский областной суд исходит из того, что права истцов, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 66 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29.07.1998г.

С учетом приведенных выше положений действующего законодательства суд полагает, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка. То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

В силу статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Однако, при рассмотрении дела, участники процесса не заявляли ходатайств о назначении и проведении по делу судебной экспертизы.

Таким образом, суд полагает, что Отчет об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка № 239 от 17 ноября 2014 года, подготовленный ООО Оценочная фирма «Спектр», содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения. В отчете указаны общая информация, идентифицируется объект оценки, содержится анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости спорного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено.

Кроме того, суд учитывает, что указанный выше Отчет, получил положительное экспертное заключение № 4323/2014/3 от 20 ноября 2014 года, подготовленное Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков», согласно выводам которого Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной детальности.

Суд соглашается с доводами ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» о том, что рыночную стоимость спорного земельного участка в настоящем деле следует определять на дату постановки этого земельного участка на кадастровый учет, а не на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области, суд отвергает как несостоятельные, поскольку они связаны с неправильным толкованием положений Федерального Закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».

Так, в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Таким образом, из положений ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ следует, что приведенные в статье случаи, при которых датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, являются исчерпывающими и не подлежат расширенному толкованию.

Рыночная стоимость объекта оценки может быть получена в результате его индивидуальной оценки вследствие изменения качественных (количественных) характеристик, имевших место после установления кадастровой стоимости земельного участка на основании нормативного правового акта. Включение таких сведений в государственный кадастр направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок был преобразован в результате выдела и сведения о нём были внесены в государственный кадастр недвижимости только 12.05.2011 года (л.д. 18). Таким образом определение рыночной стоимости земельного участка на указанную дату является правильным и в полном мере соответствует требованиям ст. 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.

Вместе с тем не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований доводы ответчика об отсутствии гражданско-правового спора между сторонами и необходимость рассмотрения дела в ином судебном порядке.

Федеральным законом от 04 июня 2014 г. № 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменениями подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами», вступившим в силу 06 августа 2014 г., из компетенции арбитражных судов исключено рассмотрение дел об оспаривании кадастровой стоимости. Эти споры отнесены к компетенции судов общей юрисдикции с 6 августа 2014 г.

Статьей 6 указанного выше Федерального закона, также вступившей в силу с 6 августа 2014 г., часть первая статьи 26 ГПК РФ дополнена пунктом 8 следующего содержания: «8) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости».

Таким образом, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривают Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

Действующее гражданское процессуальное законодательство какого-либо особого порядка рассмотрения данной категории гражданских дел не установила. В результате удовлетворения заявленных исковых требований на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» возлагается обязанность произвести определенные действия.

Более того, все лица, права которых затрагиваются при рассмотрении настоящего дела, привлечены судом к участию, не были лишены процессуальной возможности высказывать свою позицию относительно предмета спора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд

решил:

исковое Гречишникова В.Ю., Дьяконова Н.И. и Шихшаевой П.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости - удовлетворить в полном объеме.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6413 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.05.2011 года в размере <.......> рубль.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области» внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 6413 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12.05.2011 года в размере <.......> рубль.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 1 месяца.

Судья: И. Г. Кубасов

3-129/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дьяконов Николай Иванович
Гречишников Виктор Юрьевич
Шихшаева Патимат Магомедовна
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области
Другие
Полунина Татьяна Анатольевна
Суд
Волгоградский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
04.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2014Передача материалов судье
08.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.12.2014Предварительное судебное заседание
25.12.2014Судебное заседание
25.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2015Дело оформлено
13.07.2015Дело передано в архив
25.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее