Решение по делу № 2-177/2019 (2-5432/2018;) ~ М-5048/2018 от 25.10.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2019 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего          Сураевой А.В.,

при секретаре                 Гарибове Р.Б.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-177/2019 (№2-5432/2018) по иску Чучеловой О.И. к администрации г.о. Тольятти о признании права собственности на реконструированную часть жилого дома,

установил:

Чучелова О.И. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Тольятти о признании права собственности на реконструированную часть жилого дома. В обоснование требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит часть одноэтажного жилого дома ( площадью: общая – 45,40 кв.м., жилая – 20,60 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый . Силами истца, на ее денежные средства произведена реконструкция указанной части жилого дома – возведен пристрой под литером А1, без необходимых на то разрешений соответствующих органов. В связи с тем, что часть жилого дома соответствует санитарным нормам и правилам, реконструкция произведена на принадлежащем истцу земельном участке, не угрожает жизни и здоровью граждан, не ущемляет интересы третьих лиц, используется в соответствии с целевым назначением, с учетом уточнений просит признать за ней право собственности на реконструированную жилую часть дома под литером А, А1, с общей площадью жилого помещения 115 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, указать Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, что решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости по части жилого дома с кадастровым номером: <данные изъяты> и основанием для регистрации объекта недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

Представитель истца Гафутян Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, суду пояснил, что объект относится к категории многоквартирного дома, состоящего из двух квартир. Дом имеет два отдельных входа. Это жилой дом блокированной застройки, которые не угрожает жизни и здоровью третьих лиц. Согласно дополнения к экспертному заключению, реконструированный дом не угрожает жизни и здоровью людей, произведен с некоторым отклонением, но в рамках допустимого, может использоваться для постоянной эксплуатации в качестве жилого помещения. Реконструкция производилась в конце 2017-в начале 2018 года. Отказ администрации не обжаловался, нарушений границ нет. Эксперт не обнаружил нарушений. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Нуртынова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенных в письменных возражениях. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявлений или ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие, либо об отложении суду не представлено.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Володкина Н.С., которая в судебном заседании пояснила, что является собственником второй половины жилого дома, считает, что исковые требования Чучеловой О.И. подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения представителей сторон, третье лицо Володкину Н.С., исследовав материалы дела, суд считает иск не обоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а так же требований о целевом назначении земельного участка.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Статьей 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В силу ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

В постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).

Исходя из положений гражданского законодательства следует, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных или строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилам землепользования и застройки или обязательным требованиям к параметрам постройки, содержащимся в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда №22 от 29.04.2010г., отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а так же правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что Чучелова О.И. является собственником земельного участка площадью 292 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома. Истице также принадлежит на праве собственности часть одноэтажного жилого дома (комнаты №) площадью: общая – 45,40 кв.м., жилая – 20,60 кв.м. по адресу: <адрес>, кадастровый , на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что по адресу: <адрес>, земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации индивидуального жилого дома, общая площадь 308+/-6 кв.м., кадастровый .

Как усматривается из уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от ДД.ММ.ГГГГ , в выдаче разрешения на строительство истцу отказано в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в частности отсутствовало согласие всех правообладателей объекта капитального строительства; в связи с несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка в связи с планируемым размещением объекта индивидуального жилищного строительства с нарушением границ места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Таким образом, признание право собственности на самовольную постройку в судебном порядке равносильно упрощенному порядку легализации самовольного строения, применение которого ставит добросовестного застройщика в неравное положение с самовольным застройщиком, который не выполняет предусмотренные законом требования и не выполняет предусмотренные законом требования.

Кроме того, в силу абзаца 3 п. 3 ст. 222 ГК РФ истцу необходимо представить доказательства соответствия самовольной постройки установленным требованиям.

Статьей 18 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 №1059, установлено, что при использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным, наряду с требованиями технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Самарской области.

В обоснование требований о признании права собственности на самовольную постройку истцом указано, что созданный объект недвижимости не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, а также не нарушает чьи-либо права и законные интересы, однако с этими доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) регламентирован порядок возведения и реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объекту капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с п.1 ст. 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.7 ст.51 ГК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.1) заключение, предусмотренное частью 3.5 статьи 49 настоящего Кодекса, в случае использования модифицированной проектной документации;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

Статьей 48 ГК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию.

Анализ приведенных правовых норм в их взаимосвязи дает основания полагать, что в отсутствие проектной документации на здание невозможно сделать достоверный вывод о безопасности спорного объекта недвижимости для жизни и здоровья граждан.

В настоящее время в материалы дела истцом не представлены документы подтверждающие соответствие постройки требованиям действующего законодательства в сфере противопожарной охраны, градостроительным регламентам.

Из представленных истцом Чучеловой О.И. экспертного заключения ООО «Экспертный центр Кузнецова» от ДД.ММ.ГГГГ и дополнения к нему от ДД.ММ.ГГГГ следует, что реконструированное жилое помещение собственника Чучеловой О.И. требованиям градостроительных регламентов не соответствует.

При таких обстоятельствах суд считает, что основания для признания права собственности Чучеловой О.И. на спорную самовольную постройку отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.03.2019.

Председательствующий А.В. Сураева

2-177/2019 (2-5432/2018;) ~ М-5048/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чучелова О.И.
Ответчики
Администрация Центрального района г.Тольятти
Другие
Синичкина Наталья Александровна (представитель истца)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Володкина Н.С.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти
Судья
Сураева А.В.
25.10.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2018[И] Передача материалов судье
26.10.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.10.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
21.12.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
21.12.2018[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.01.2019[И] Предварительное судебное заседание
18.02.2019[И] Предварительное судебное заседание
14.03.2019[И] Предварительное судебное заседание
14.03.2019[И] Судебное заседание
18.03.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее