Дело № 2а-897/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2018 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием представителя административного истца Евдокимова И.Н.,
представителя административного ответчика Игнатюк Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Зейского района к администрации города Зеи Амурской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением администрации г. Зеи от <Дата обезличена> <Номер обезличен> в редакции постановления администрации г. Зеи от 18 апреля 2017 года <Номер обезличен> утвержден Порядок обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Зеи Амурской области, который опубликован на официальном сайте города Зеи www.admzeya.ru. Указанный Порядок определяет последовательность действий администрации г. Зеи, направленных на реализацию жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2.4 указанного Порядка для предоставления жилых помещений дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на регистрационный учет отделом образования администрации города Зеи (поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, в администрации города Зеи до 01.01.2013), обращаются в администрацию города Зеи с заявлением о предоставлении жилого помещения по форме согласно Приложению <Номер обезличен>.
В силу пункта 2.5 Порядка к заявлению, указанному в 2.4 Порядка, прилагаются следующие документы:
а) копия документа, удостоверяющего личность (паспорт и свидетельство о рождении) все листы;
б) справка (выписка из домовой книги) о регистрации по месту жительства, составе семьи и занимаемой площади (в случае, когда сведения о регистрации содержатся в домовой книге, находящейся у собственника жилого помещения);
в) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения (занимаемые и (или) находящиеся в собственности) - свидетельств о праве собственности, договоров купли-продажи;
г) сведения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о проведении технической инвентаризации и учета объектов капитального строительства, зарегистрированных за заявителем;
д) правовые акты органа местного самоуправления, подтверждающие принятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет для внеочередного обеспечения жильем (либо на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до <Дата обезличена>) или протокол (выписка из протокола) заседания комиссии об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди детей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также об установлении опеки (попечительства) или о помещении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) копия решения суда о лишении родительских прав родителей либо свидетельств о смерти родителей;
ж) копия свидетельства об установлении отцовства или свидетельства о регистрации брака матери или справка отдела ЗАГС (форма № 25) о том, что в запись акта о рождении сведения об отце ребенка внесены на основании заявления матери;
з) для подтверждения факта окончания образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания населения, а также учреждений всех видов профессионального образования - копия документа об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении;
и) для подтверждения факта возвращения по окончании военной службы по призыву - копия военного билета;
к) для подтверждения факта возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы - копия справки об освобождении.
Прокурор Зейского района обратился в суд с административным иском, в котором просит признать пункт 2.5 Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории города Зеи Амурской области, утвержденного постановлением администрации города Зеи от 07.11.2013 года <Номер обезличен>, с изменениями, внесенными постановлением администрации города Зеи от 18.04.2017 года<Номер обезличен>, не соответствующим действующему законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу, в обоснование указав, что региональным законодательством установлен иной перечень документов, необходимых при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения. Так, согласно пункту 2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года <Номер обезличен>, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года <Номер обезличен>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно пункту 5 и 6 Порядка для предоставления жилых помещений дети-сироты обращаются в орган местного самоуправления по месту принятия на регистрационный учет (на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года) указанных лиц с заявлением о предоставлении жилого помещения по форме согласно приложению <Номер обезличен> к настоящему Порядку. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, представителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае представления документов представителем). Таким образом, возложение администрацией г.Зеи на детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет органом местного самоуправления, обязанности по предоставлению документов, не предусмотренных постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года <Номер обезличен>, является незаконным. Пунктом 5 ст.4.1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года <Номер обезличен>-ОЗ установлено, что органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган следующую информацию о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи: 1) список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по форме согласно приложению <Номер обезличен> к настоящему Закону и копии следующих документов: паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность; документа об окончании (прекращении) обучения в образовательной организации (пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - для подтверждения факта окончания срока пребывания в указанных организациях, а также завершения получения профессионального образования; военного билета - для подтверждения факта окончания прохождения военной службы по призыву; справки об отбытии наказания или освобождении от наказания - для подтверждения факта окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях; документов, подтверждающих постановку детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года или принятие на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года; 2)документы, подтверждающие приобретение детьми-сиротам и полной дееспособности до достижения совершеннолетия (решение органа опеки и попечительства, решение суда); 3)документы, подтверждающие, что дети-сироты не являются собственниками жилых помещений (выписка из Единого государственного реестра прав па недвижимое имущество и сделок с ним). Региональное законодательство не предусматривает предоставление органом местного самоуправления в уполномоченный орган следующих документов: справка (выписка из домовой книги) о регистрации по месту жительства, составе семьи и занимаемой площади (в случае, когда сведения о регистрации содержатся в домовой книге, находящейся у собственника жилого помещения); копий правоустанавливающих документов на жилые помещения (занимаемые и (или) находящиеся в собственности) - свидетельств о праве собственности, договоров купли-продажи; сведений ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о проведении технической инвентаризации и учета объектов капитального строительства, зарегистрированных за заявителем; правовые акты органа местного самоуправления, подтверждающие принятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет для внеочередного обеспечения жильем (либо на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2013) или протокол (выписка из протокола) заседания комиссии об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также об установлении опеки (попечительства) или о помещении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, Порядок, утвержденный постановлением администрации города Зеи 07.11.2013 года <Номер обезличен> (с изменениями, внесенными постановлением администрации города Зеи от 18.04.2017 года <Номер обезличен>) противоречит действующему федеральному и региональному законодательству, в частности Федеральному закону от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Закону Амурской области от 11.04.2005 года <Номер обезличен>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлению Правительства Амурской области от 08.04.2013 года <Номер обезличен>. Допущенные нарушения приводят к избыточному количеству административных процедур (действий), увеличению количества документов, представляемых заявителями для предоставления муниципальной услуги, и как следствие к несвоевременной реализации жилищных прав граждан, а также создают препятствия для обеспечения единого правового пространства на территории Амурской области.
В судебном заседании представитель административного истца Евдокимов И.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г. Зеи Игнатюк Н.В. и считает исковые требования необоснованными, просит в их удовлетворении отказать, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий администрации города Зеи и не противоречит действующему законодательству. Перечень документов, предоставляемых детьми-сиротами в орган местного самоуправления для постановки на регистрационный учет для получения жилья, не установлен федеральными или областными законами. Пункт 5 ст. 4.1. Закона Амурской области от 11.04.2005 года <Номер обезличен>-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет перечень документов и информации о детях-сиротах, направляемых органами местного самоуправления. Истребование у детей-сирот указанных в 2.5 оспариваемого Порядка документов необходимо для определения статуса сироты, нуждаемости в предоставлении жилого помещения, то есть для выяснения всех обстоятельств, необходимость которых обусловлена требованиями федерального и областного законодательства.
Представитель заинтересованного лица министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, из представленного отзыва на иск следует, что с исковыми требованиями не согласен, просит в иске отказать, указывает, что обжалуемый Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории города Зеи Амурской области, утвержденный постановлением администрации города Зеи от 07.11.2013 года <Номер обезличен> (в редакции от 18.04.2017 года <Номер обезличен>) в части п. 2.5. принят в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства, поскольку по содержанию не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 1 Федеральный закон №184-ФЗ является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 8 вышеуказанного Федерального закона предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В Амурской области отношения, связанные с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, урегулированы Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года №144.
В силу статьи 5 Закона Амурской области № 472-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению социальной поддержки, в том числе и по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в данной местности в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в редакции от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке правомочным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Судом установлено, что постановлением администрации г. Зеи от 07 ноября 2013 года № 1752 в редакции постановления администрации г. Зеи от 18 апреля 2017 года № 402 утвержден Порядок обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Зеи Амурской области.
Оспариваемый Порядок содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на реализацию жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому является нормативным правовым актом, что сторонами не оспаривается.
Кроме того, оспариваемый нормативный правовой акт принят администрацией города Зеи, уполномоченной на принятие указанного акта в пределах своей компетенции, определенной ст. 40 Устава города Зеи, Законом Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.п. 4,5 ст. 4.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона.
Органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган следующую информацию о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи:
1) список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по форме согласно приложению № 4 к настоящему Закону и копии следующих документов:
паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность;
документа об окончании (прекращении) обучения в образовательной организации (пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) - для подтверждения факта окончания срока пребывания в указанных организациях, а также завершения получения профессионального образования;
военного билета - для подтверждения факта окончания прохождения военной службы по призыву;
справки об отбытии наказания или освобождении от наказания - для подтверждения факта окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях;
документов, подтверждающих постановку детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года или принятие на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года;
2) документы, подтверждающие приобретение детьми-сиротами полной дееспособности до достижения совершеннолетия (решение органа опеки и попечительства, решение суда);
3) документы, подтверждающие, что дети-сироты не являются собственниками жилых помещений (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Порядком обеспечения жильем детей - сирот на территории города Зеи Амурской области предусмотрено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, с 01.01.2013 года осуществляет отдел образования администрации города, наделенный государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительстве в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 3.1.). Учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представивших письменные заявления о предоставлении жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи (п.3.2.).
При этом действующим Порядком не определен перечень документов, необходимых для осуществления регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года № 144 (в редакции от 26.07.2017) «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (приложение №4).
Указанным Порядком предусмотрено, что предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления).
Для предоставления жилых помещений дети-сироты обращаются в орган местного самоуправления по месту принятия на регистрационный учет (на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года) указанных лиц с заявлением о предоставлении жилого помещения (далее - заявление) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (п. 5).
При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, представителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае представления документов представителем). В случае приобретения лицом, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, полной дееспособности до достижения совершеннолетия вместе с заявлением о предоставлении жилого помещения представляется копия решения органа опеки и попечительства или решения суда об объявлении его полностью дееспособным (п.6).
Специалист органа местного самоуправления, ответственный за регистрацию документов, регистрирует поступившие документы в день их поступления в журнале входящей корреспонденции. Органы местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия в течение трех рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, запрашивают в министерстве социальной защиты населения области выписку из списка. По результатам рассмотрения документов органом местного самоуправления принимается решение о предоставлении или об отказе в предоставлении жилого помещения. Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении жилого помещения оформляется муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не позднее трех месяцев со дня поступления заявления (п. 7-10).
Вместе с тем, оспариваемым п. 2.5. Порядка в разделе 2 «Предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» предусмотрено, что к заявлению о предоставлении жилого помещения лица данной категории, принятые на регистрационный учет отделом образования администрации г. Зеи, помимо копии документа, удостоверяющего личность, должны приложить следующие документы:
б) справки (выписка из домовой книги) о регистрации по месту жительства, составе семьи и занимаемой площади (в случае, когда сведения о регистрации содержатся в домовой книге, находящейся у собственника жилого помещения);
в) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения (занимаемые и (или) находящиеся в собственности) - свидетельств о праве собственности, договоров купли-продажи;
г) сведения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о проведении технической инвентаризации и учета объектов капитального строительства, зарегистрированных за заявителем;
д) правовые акты органа местного самоуправления, подтверждающие принятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет для внеочередного обеспечения жильем (либо на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2013) или протокол (выписка из протокола) заседания комиссии об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди детей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также об установлении опеки (попечительства) или о помещении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
е) копию решения суда о лишении родительских прав родителей либо свидетельств о смерти родителей;
ж) копию свидетельства об установлении отцовства или свидетельства о регистрации брака матери или справка отдела ЗАГС (форма № 25) о том, что в запись акта о рождении сведения об отце ребенка внесены на основании заявления матери;
з) для подтверждения факта окончания образовательного учреждения или учреждения социального обслуживания населения, а также учреждений всех видов профессионального образования - копию документа об окончании (прекращении) обучения в образовательном учреждении;
и) для подтверждения факта возвращения по окончании военной службы по призыву - копию военного билета;
к) для подтверждения факта возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы - копию справки об освобождении.
Сопоставив оспариваемый нормативный правовой администрации г. Зеи с приведенными региональными нормами, суд приходит к выводу, что Порядок в оспариваемой части не соответствует пункту 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденному Постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 года № 144, поскольку содержит обязанность детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению документов, не предусмотренных региональным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Доводы представителя административного ответчика о том, что истребование указанных документов необходимо для определения статуса сироты, нуждаемости в предоставлении жилого помещения, суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства подлежат установлению при решении вопроса о регистрационном учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения их в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Более того, предоставление таких документов, как справки (выписки из домовой книги) о регистрации по месту жительства, составе семьи и занимаемой площади, копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, сведений ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не требуется и при направлении органами местного самоуправления ежеквартальной информации о принятых на регистрационный учет детях-сиротах в уполномоченный орган – Министерство социальной защиты населения Амурской области.
Требование о предоставлении правовых актов органа местного самоуправления, подтверждающих принятие детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет для внеочередного обеспечения жильем, протокола (выписки из протокола) заседания комиссии об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, об установлении опеки (попечительства) или о помещении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, противоречит положениям статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указанные сведения при предоставлении муниципальной услуги должны быть получены органом местного самоуправления самостоятельно.
Таким образом, имеются основания для признания пункта 2.5. Порядка обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Зеи Амурской области от 07 ноября 2013 года (в редакции от 18 апреля 2017 года) в части обязанности приложения к заявлению о предоставлении жилого помещения указанных документов (за исключением копии документа, удостоверяющего личность) недействующим в связи с его противоречием нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска оспариваемый нормативный правовой акт признается недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 28 постановления Пленума от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что оспариваемая норма на момент рассмотрения дела применялась, суд считает необходимым признать ее недействующей в части со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ и ст. 12 Устава города Зеи сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте города Зеи.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ 2.5. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░░░ 2013 ░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2017 ░░░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>,
░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░. 2.5 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░) ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░);
░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░) - ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░;
░) ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░;
░) ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2013) ░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
░) ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░;
░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ (░░░░░ № 25) ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░;
░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░;
░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ www.admzeya.ru.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░