Дело №33-2824
Судья Балакина А.Б.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28марата 2012 года город Пермь
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змесвой К).А., судей Кириенко Е.В., Варовой Л.П., при секретаре Араслановой О.Р.. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по кассационной жалобе Голубцова Владимира Николаевича на решение Пермского районного суда Пермского края от 26 октября 2011 года, которым постановлено:
« в удовлетворении исковых требований Голубцова Владимира Николаевича к администрации Култаевского сельского поселения, Казакову Леониду Григорьевичу о признании отсутствующим зарегистрированное па земельный участок с кадастровым номером ** площадью 2 500 кв. м в пользу Казакова Л.Г. ограничение права - аренду, признании незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером ** и спять его с кадастрового учета, установлении границы земельного участка с кадастровым номером ** до площади 1014 кв.м но точкам 644, 643, н1, н2 10276, и.З, н4, н5, 644 в соответствии с их координатами, указанными в межевом плане, составленном ООО «Земпроект» от 21 Л 2.2009 года отказать»,
И по частной жалобе Голубцова Владимира Николаевича на определение Пермского районного суда Пермского края от 25 января 2012 года, которым постановлено:
« исправить описку в решении суда от 26.10.2011 года по гражданскому делу по иску Голубцова Владимира Николаевича к администрации Култаевского сельского поселения, Казакову Леониду Григорьевичу о признании отсутствующим зарегистрированное ограничение права на земельный участок, снятии земельного участка с кадастрового учета, установлении границ земельного участка.
В установочной части решения от 26.10.2011 года во втором абзаце предпоследнего предложения слова «право собственности» заменить на «отсутствующим право», в третьем абзаце первого предложения слова «право собственности» заменить на «отсутствующим право».
В мотивированной части решения от 26.10.2011 года в предпоследнем абзаце первого предложения слова «право собственности» на «отсутствующим право».
В резолютивной части решения от 26.10.2011 года слова «право собственности» исключить.»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения представителя истца Голуб.цовой О.В., ответчика Казакова Л.Г., представителя Администрации Кулгаевоского сельского поселения П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голубцов В.Н. обратился в суд с иском к ответчикам о признании отсутствующим зарегистрированное па земельный участок с кадастровым номером ** площадью 2500 кв. м в пользу Казакова Л.Г. ограничение (обременение) прав - аренду; о признании незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером ** и снятии его с кадастрового учета; об установлении границ принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ** до площади 1014 кв м по характерным •точкам 644,643,н1, н2, 10276, нЗ,н4, н5, 644 в соответствии с их координатами, указанными в межевом плане, составленном ООО «Землеустроительный проект» 21.12.2009 года.
Требования мотивировал тем, что в 1994 году ему был выделен земельный участок площадью 900 кв. м по адресу: ****.
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный без сведений о координатах местоположения границ, ему присвоен кадастровый номер ** 09.12.2009 года постановлением администрации Култаевского сельского поселения площадь земельного участка была уточнена и установлена в размере 1 014 кв. м. В декабре 2009 года составлен межевой план, границы участка были согласованы, в том числе с администрацией. При обращении в Управление Роснедвижимости Пермского края с заявлением о государственном, кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в регистрации было отказано в виду наличия противоречий со сведениями, содержащимися в государственном кадастре недвижимости, а именно было выявлено, что данный участок пересекает другой земельный участок с кадастровым номером **. Постановлением от 17.03.2010 года администрация отменила постановление от 09.12.2009 года и уточнила площадь предоставленного ему земельного участка до 404 кв. м. Данное постановление судебным решением признано незаконным, однако он вынужден был оформить право собственности на земельный участок с кадастровым номером ** площадью лишь 404 кв. м.. а оставшаяся часть принадлежащего ему земельного участка вошла в площадь земельного участка с кадастровым номером **, предоставленном Казакову Л.Г. в аренду. Считает, что земельный участок площадью 2500 кв. м с кадастровым номером ** был сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением норм действующего законодательства, что установлено судебным решением, ("читает, что при формировании земельного участка площадью 2500 кв. м. нарушены его права, так как он лишен возможности оформить право собственности на оставшиеся 610 кв. м земельного участка, в связи с чем настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании истец участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании на иске наставал, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Казаков Л.Г. в судебном заседании не присутствовал, направив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласился.
Представитель Администрации Култаевского сельского поселения с иском не согласен.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии но Пермскому краю Пермский отдел и ФБУ «Земельная кадастровая палата но Пермскому краю» в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит истец, считая, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального и материального права. Полагает, что судом не учтено, что он с 1994 года фактически пользуется и владеет земельным участком площадью 1014 кв. м. При формировании земельного участка площадью 2500 кв. м,, который в последующем был предоставлен в аренду Казакову Л.Г., а именно при определении границ данного земельного участка, были нарушены его права, а именно он, истец не был уведомлен о проведении данной процедуры. В результате действий Администрации, часть его земельного участка, без его согласия вошла в состав земельного участка с кадастровым номером **. Кроме того, при установлении границ земельного участка, отличительные межевые знаки не выставлялись, линия межи, позволяющая визуально определить границу межевания, не устанавливалась. Судом при рассмотрении дела не потребовался межевой план на земельный участок с кадастровым номером **, а также похозяйственная книга, что не позволило суду правильно определить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что является основание для отмены судебного решения. Кроме того, судом не исследовался вопрос о законности предоставления Казакову в аренду земельного участка, а также о соблюдении процедуры выделения данного земельного участка ответчику, что также не позволило суду принять законное и обоснованное решение в части признания отсутствующим права аренды. Просит решение отменить.
В судебном заседании представитель истца на доводах кассационной жалобы настаивал.
Ответчик Казаков Л.Г., представитель Администрации Култаевского сельского поселения с доводами жалобы не согласны, просят судебное решение оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы (ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ), нашла, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на фактических обстоятельствах дела, нормы материального права, проанализированные в решении, применены правильно, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено, что на 01.01.1994 года в пользовании Голубцова В.Н. находился земельный участок по адресу: ****. Данное обстоятельство подтверждено выпиской из похозяйственной книги N° 3 за 1991-1996 г.г. (л.д.7). Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 17.08.2009 гада, площадь земельного участка с кадастровым номером **, по адресу: **** 900 кв. м. При этом в выписке указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. 27.01.2009 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером **, общей площадью 2 500 i_12 кв.м по адресу: ****.
Постановлением Администрации Култаевского сельского поселения от 09.12.2009 года № 1295 «Об уточнении местоположения и площади земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании у Голубцова В.Н.» площадь земельного участка с кадастровым номером ** установлена 1 014 кв. м (л.д.20). 01.08.2009 года между Голубцовым В.Н. и. ООО «ЗемПроект» заключен договор на выполнение работ по межеванию и землеустройству, предметом которого является выполнение работ по межеванию двух земельных участков, расположенных по адресам: ****, и формированию межевых планов (л.д.58). В межевом плане, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, площадь участка 1 014 кв. м, площадь по сведениям государственного кадастра недвижимости 900 кв.м (л.д. 13). Местоположение границы земельного участка согласовано с собственником смежного земельного участка С. и главой Култаевского с/п Щ. (л.д.17).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 15.06.2010 года, право собственности на земельный участок по адресу: ****, общей площадью 404 кв. м зарегистрировано за Голубцовым В.П..
Из материалов кадастрового дела объекта недвижимости, 11.11.2008 года в орган кадастрового учета поступило заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. Пермским территориальным отделом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю 02.02.2009 года № 1735 принято решение осуществить процедуру государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером **.
До 1 сентября 2006 года Земельным кодексом РФ было предусмотрено право гражданина на однократное приобретение в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в его постоянном (бессрочном) пользовании (п. 5 ст. 20 ЗК РФ) либо в его пожизненном наследуемом владении (п. 3 ст. 21 ЗК РФ).
С учетом положений п. 3 ст. 28 ЗК РФ процедура переоформления прав на земельный участок включала несколько стадий:
- подачу заявления о предоставлении земельного участка на соответствующем праве при переоформлении ранее возникшего права;
- принятие решения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка на соответствующем плане;
- подготовку документов для государственной регистрации прав, включая изготовление кадастрового плана;
- государственную регистрацию права в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Федеральным законом N 93-ФЗ от 30 июня 2006 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрошенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", вступившим в силу с 1 сентября 2006 года, приведенные нормы закона признаны утратившими силу, а установленный порядок переоформления ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения изменен на регистрацию в упрощенном порядке ранее возникшего права на землю.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ) регистрация ранее возникшего права на земельный участок в упрощенном порядке возможна при одновременном наличии следующих условий:
- земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть до 30 октября 2001 года;
- земельный участок предоставлен в строго определенных целях: для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- земельный участок был предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права;
- поставлен вопрос о регистрации права собственности, а не иного права.
Основания для государственной регистрации права собственности гражданина на вышеуказанный земельный участок предусмотрены ч. 2 ст. 25.2 названного Федерального закона N 122-ФЗ (акт о предоставлении земельного участка, свидетельство о праве на земельный участок, выписка из нохозяйственной книги в отношении участка, предоставленного для ведения личного подсобного"- хозяйства, иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок).
Обязательным приложением к вышеназванному документу является кадастровый план (кадастровый паспорт) соответствующего земельного участка.
Государственная регистрация права собственности гражданина па вышеуказанный земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в представленном в соответствии с пунктом 2 ст. 25.2 документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка. Аналогичная норма содержится в пункте 6.1 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре".
Анализ" указанных правовых норм свидетельствует, что в каждом конкретном случае необходимо, проверять, действительно ли возник спор о праве на земельный участок, нарушены ли ответчиком права истца и отсутствует ли возможность к регистрации нрава собственности истца в порядке, установленном ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 4 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имели право в период времени до 1 сентября 2006 года зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20 Земельного кодекса РФ, а после 1 сентября 2006 года - бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 настоящего Кодекса.
Под сделками в данном случае понимаются любые действия, которые привели к правомерному пользованию земельным участком.
Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено приобретение права собственности на застроенные земельные участки. В этих целях заинтересованное лицо обращается с соответствующим заявлением в органы государственной власти или местного самоуправления, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка - обеспечивает за свой счет выполнение в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением о постановке такого участка на государственный кадастровый учет.
Одним из обстоятельств, имеющих значение по делам о признании права собственности на фактически используемый земельный участок, является правомерность землепользования, которая может быть доказана путем представления практически любых документов, удостоверяющих право на земельный участок.
В частности, к таким документам в соответствии с п. 5 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утв. Роскомземом 20 мая 1992 года, относятся государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйствепные книги, планово-картографические и другие материалы, имевшиеся в районных комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских администрациях, у самих землепользователей.
Письмом Минжилкомхоза РСФСР N 20-15-1-4/Г-9808р было разъяснено, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяю! границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения.
Принимая во внимание правоподтверждающий характер записей в похозяйственной книге, в силу п. 5 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" выписка из похозяйственной книги, выданная органом местного самоуправления по форме, утвержденной Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года N 146, признана основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации нрав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из исследованной судом похозяйственной книги в отношении земельного участка, находящегося в пользовании истца следует, что на 01.01.1994 г. площадь участка (вместе с земельным участком под жилым домом) составляла 3 + 6 соток. Из кадастрового плана также следует, что полощадь земельного участка по адресу: **** составляет 900 кв. м.. при этом основания возникновения прав на землю и основания изменения площади земельного участка не указаны.
В соответствии с абзацем 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своихъ требования и возражений. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Положениями ст. 60 ГПК РФ установлено, что обстоятельства дела, которые в
соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, помогут подтверждаться никакими другими доказательствами. Частью 1 ст. 71 ГПК РФ предусмотрено, что письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи. В соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса. Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Представленные и исследованные на предмет относимое™ и допустимости доказательства, оценены судом первой инстанции по правилам, установленным нормами ГПК РФ, оценка доказательств нашла свое отражение в судебном решении. Поэтому оснований полагать, что представленные истцом доказательства являются недопустимыми, не имеется.
Как следует из материалов дела, Голубцов В.П. является собственником земельного участка площадью 311 кв. м, расположенного по адресу: **** с кадастровым номером ** и собственником земельного участка площадью 404 кв. м по адресу: **** с кадастровым номером **. Доказательств того, что с 1994 года истец фактически пользуется на законных основаниях земельным участком площадью 1014 кв м ответчиком не представлено. Постановление администрации Култаевского сельского поселения от 09.12.2009 года, в совокупности с другими доказательствами не может однозначно свидетельствовать о предоставлении в безвозмездное пользование истца земельного участка именно площадью 1014 кв. м, поскольку опровергается иными доказательствами.
При этом формировании земельного участка с кадастровым номером **, предоставленным в последующем в аренду ответчику, было учтено, что согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером ** имеются сведения, что граница данного земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства не была, сведений о собственнике либо о землепользователе отсутствовали.
Указанные обстоятельства, исследованные и оцененные судом первой инстанции по правилам ст. ст. 55, 56, 59, 60 и 67 ГПК РФ, правомерно положены в основу вывода суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления истцу судебной защиты.
В соответствии со ст. 1 1 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Статье 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 60 ЗК РФ, Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях:
1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок;
2) самовольного занятия земельного участка;
3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. "Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:
1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2) Приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов
исполни тельных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
3) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением "уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений (далее также - учет изменений объекта недвижимости), кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее -учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статья 38 настоящего Федерального закона устанавливает, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков. В межевом плане, подготовленном в отношении земельного участка, право собственности на который считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в глдином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приводятся сведения, позволяющие отнести такой земельный участок к имуществу, право на которое возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации данного права. Особенности подготовки межевого плана в отношении такого земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ" земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Установив, что у Голубцова В.Н. до 2010 года отсутствовал план земельного участка по ул. **** площадью 1014 кв. м., отсутствовал номер земельного участка с данной площадью, не имелось и сведений о Голубцове как землепользователе земельным участком площадью 1014 кв.м. Лишь в декабре 2009 года истец обратился в администрацию за уточнением площади земельного участка, однако на момент его обращения, уже был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером ** площадью 2 500 кв. м, формирование и постановка на кадастровый учет которого проведено в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем суд обоснованно отказал истцу в удовлетворении требований о признании отсутствующим зарегистрированное на земельный участок с кадастровым номером ** площадью 2 500 кв. м в пользу Казакова Л.Г. ограничение права аренду, признании незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером ** и снятии его с кадастрового учета.
Ввиду отсутствия доказательств предоставления Голубнову В.Н. земельного участка площадью 1 014 кв. м, в порядке, установленным законодательством, суд правильно пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требования истца об установлении границы земельного участка с кадастровым номером ** до площади 1014 кв.м по точкам 644, 643, н1, н2 10276, нЗ, н4, н5, 644 в соответствии с их координатами, указанными в межевом плане," составленном ООО «Земпроект» от 21.12.2009 года.
Иных доводов, влекущих необходимость отмены решения суда, кассационная жалоба и объяснения сторон не содержат.
Необоснованными судебная коллегия находит и доводы частной жалобы Голубцова В.Н. на определение Пермского районного суда Пермского края от 01.12.2011 года, которым внесены исправления, описок в судебном решении, поскольку из анализа характера рассматриваемого судом спора, содержания судебного решения, судебная коллегия считает установленным, что предметом рассматриваемого спора являлись именно требования истца к администрации Култаевского сельского поселения, Казакову Леониду Григорьевичу о признании отсутствующим зарегистрированное на земельный участок с кадастровым номером ** площадью 2 500 кв. м в пользу Казакова Л.Г. ограничение права - аренду, признании незаконным формирование земельного участка с кадастровым номером ** и снять его с кадастрового учета, установлении границы земельного участка с кадастровым номером ** до площади 1014 кв.м по точкам 644, 643, н1, н2 10276, нЗ, н4, н5, 644 в соответствии с их координатами, указанными в межевом плане, составленном ООО «Земпроект» от 21,.12.2009. При этом спор о праве собственности на земельные участки не являлся предметом судебного разбирательства, следовательно у суда имелись основания для внесения исправления описок в"судебном решении. При этом судебная коллегия приходит к выводу, что содержание судебного решения не изменилось.
Руководствуясь ст.ст. 328-329, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 26 октября 2011 года и определение Пермского районного суда Пермского края от 01 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу и частную жалобу Голубцова Владимира Николаевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: