Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Верхний Услон 01 декабря 2016 года
Республики Татарстан
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Назмиева А.Ф.,
при секретаре Самигуллиной Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лидоновой А.Н. к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении специализированного жилого помещения,
установил:
Лидонова А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее по тексту - МО и науки РТ), Исполнительному комитету Верхнеуслонского района Республики Татарстан о предоставлении специализированного жилого помещения. В обоснование иска указано, что Лидонова Александра Николаевна (далее - Истец) является уроженкой села <адрес>. Отец Истца - Лидонов Н.Н., умер 24.03.1998 г., мать - Лидонова А.Н. умерла 05.08.2000 г. В связи с ранней смертью родителей Истца, последний имеет право на получение специализированного жилого помещения как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное право установлено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159). Истец имеет право на социальные гарантии, предусмотренные вышеуказанной статьей в силу того, что после смерти родителей и по настоящее время Истец проживает в жилом доме по адресу: <адрес> Помимо Истца, в указанном доме проживает ее брат - Лидонов Е.Н. с супругой Лидоновой Ю.В. и дочерью Лидоновой А.Е. ДД.ММ.ГГГГ г. р.. Общая площадь помещений в жилом доме по адресу: <адрес> составляет 31,2 кв.м., что подтверждается договором на передачу жилого помещения в собственность граждан № от 06.12.1996 г. Таким образом, на сегодняшний день на каждое проживающее лицо в данном доме приходится не более 7,8 кв.м, площади жилого дома. Однако, Ответчиком 1 не учтено то обстоятельство, что еще 11.02.2011 г. председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнительном комитете Верхнеуслонского муниципального района Касимовым В.В. вынесено заключение № согласно которому Истец нуждается в жилом помещении, в связи с тем, что площадь занимаемого ее жилого помещения ниже учетной нормы. В это же время Истец обратился в Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района (далее - Ответчик 2) с заявлением о включении в список участников программы «Обеспечение жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения». При этом, Ответчиком 2 так и не был решен вопрос о предоставлении специализированного жилого помещения, равно как и не выносился отказ в предоставлении такого помещения Истцу. В связи с изложенными обстоятельствами Истец не смог реализовать свое право па получение специализированного жилого помещения в связи с чем вынужден обратиться в суд за защитой своих нрав.
Истец просит признать незаконным отказ Министерства образования и науки Республики Татарстан № от 19.06.2015 г., решение об отказе № от 30.03.2015 г. во включении Лидонову А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, обязать Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан включить Лидонову А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, обязать Министерства образования и науки Республики Татарстан предоставить Лидоновой А.Н., специализированное жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по специальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Представитель ответчика по доверенности Нигматуллин Д.М. в судебном заседании иск поддержал.
Ответчик – представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан в судебное заседание не явился извещен направил отзыв где исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что истец обращалась с исковым заявлением о том же предмете и по тем же основаниям в Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан. Решением суда от 03.11.2015 года в удовлетворении исковых требований было отказано. Апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан решение суда оставлено без изменения.
Ответчик – представитель Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан – Салихов Е.М. – просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Суд считает, что в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О, дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у Лидоновой А.Н. отсутствует право на дополнительные гарантии, предусмотренные указанной статьей, поскольку Лидонова А.Н. является сособственником жилого дом по адресу: <адрес> указанная же статья предусматривает дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В судебном заседании установлено, что Лидонова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является уроженкой <адрес>. Отец заявительницы - Лидонов Н.Н., умер 24.03.1998. Мать - Лидонова А.М., умерла 05.08.2000.
03.03.2015 Лидонова А.Н. обратилась в Министерство образования и науки Республики Татарстан с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Министерство образования и науки Республики Татарстан, рассмотрев заявление, приняло решение № от 30.03.2015, в соответствии с которым Лидоновой А.Н. отказано во включении в список в связи с достижением возраста 23 лет (л.д.15-17).
Лидонова А.Н. зарегистрирована и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> площадью 31,2 кв.м. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан за регистрационным номером № от 06.12.1996 указанный жилой дом зарегистрирован за Лидоновой А.Н. на праве совместной собственности. В указанном доме кроме Лидоновой А.Н. проживает ее брат Лидонов Евгений Николаевич, который также является сособственником указанного дома. Другие сособственники Лидонов Н.Н. и Лидонова А.М. скончались.
Согласно заключению № от 11.02.2011 г. председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнительном комитете Верхнеуслонского муниципального района Касимова В.В., Лидонова А.Н. нуждается в жилье, в связи с тем, что площадь занимаемого ее жилого помещения ниже учетной нормы.
В этот же день Лидонова А.Н. повторно обратилась в исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района с заявлением о включении в список участников программы «Обеспечение жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения». К своему заявлению Лидонова А.Н. в числе прочего приложила и вышеуказанное заключение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнительном комитете Верхнеуслонского муниципального района.
Однако по результатам рассмотрения соответствующего заявления общественной жилищной комиссией при исполнительном комитете Верхнеуслонского муниципального района было принято решение отложить включение Лидоновой А.Н. в список участников программы и запросить дополнительные документы, подтверждающие, что жилье, находящееся в собственности заявительницы непригодно для проживания. Вопрос о постановке Лидоновой А.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий также остался нерешенным.
Из пояснений представителя истца следует, что МО и науки РТ не учтено то обстоятельство, что в 2010 году, то есть до достижения возраста 23 лет, Лидонова А.Н. обратилась в исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района по вопросу обеспечения жильем.
Судом также установлено, что 11.02.2011 председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнительном комитете Верхнеуслонского муниципального района Касимовым В.В. вынесено заключение № согласно которому Лидонова А.Н. нуждается в жилье, в связи с тем, что площадь занимаемого ее жилого помещения ниже учетной нормы.
Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствующих обращению истца, до достижения им 23-летнего возраста, в компетентные органы с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, не представлено.
Поскольку с заявлением о постановке на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей в Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан и с аналогичным заявлением в Министерство образования и науки Республики Татарстан истец обратился уже после достижения возраста 23 лет, то правовых оснований для предоставления ему жилого помещения по указанному основанию не имеется.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Суд считает, что в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у Лидоновой А.Н. отсутствует право на дополнительные гарантии, предусмотренные указанной статьей, поскольку Лидонова А.Н. является сособственником жилого дом по адресу:... указанная же статья предусматривает дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Доказательств, что проживание в занимаемом истцом жилом помещении является невозможным в суд не представлено.
Таким образом, Лидонова А.Н. достигла возраста 27 лет, при этом необходимые меры по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не предпринимала. Сам факт обращения Лидонова А.Н. в Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан без приложения соответствующих документов не порождает бесспорное право истца на специализированное жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по специальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного суд приходит к мнению, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь статьями194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Лидоновой А.Н. к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказ Министерства образования и науки Республики Татарстан № от 19.06.2015 г., решение об отказе № от 30.03.2015 г. во включении Лидонову А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, обязании Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан включить Лидонову А.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, обязании Министерства образования и науки Республики Татарстан предоставить Лидоновой А.Н., специализированное жилое помещение в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по специальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.
Судья А.Ф. Назмиев