№ 2-979/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля «27» июня 2016 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Кривошаповой М.В.,
при секретаре Фирстовой Н.В.,
с участием и.о. прокурора Иловлинского района Полеева О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному учреждению «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному учреждению «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Иловлинского района проведена проверка соблюдения требований антитеррористической безопасности на территории Иловлинского района Волгоградской области, в ходе которой выявлены нарушения.
Проведённой проверкой установлено, здание Авиловского сельского дома культуры является структурным подразделением МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» (п. 2.10.1 Устава МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения»).
После проведения обследования и категорирования вышеуказанного места массового пребывания людей, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 № 272, в сентябре 2015 года составлен и согласован паспорт безопасности на здание Авиловского сельского дома культуры.
Вместе с тем, система видеонаблюдения в здании Авиловского сельского дома культуры являющимся объектом массового пребывания людей 2 категории, в настоящее время отсутствует.
Согласно п. 1.3. и 4.5 Устава МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» учредителем и собственником имущества Учреждения является администрация Авиловского сельское поселение Иловлинского муниципального района Волгоградской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Авиловского сельского поселения и на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, финансирование мероприятий по оборудованию системой видеонаблюдения здания Авиловского сельского дома культуры МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» должно быть возложено на администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Непринятие мер по обеспечению безопасности работников и посетителей учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества.
С учётом изложенного и.о. прокурора просит суд обязать администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области выделить МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» денежные средства на оборудование здания Авиловского сельского дома культуры системой видеонаблюдения в течение 8 месяцев после вступления решения в законную силу; обязать МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» оборудовать здание Авиловского сельского дома культуры системой видеонаблюдения в течение 2 месяцев с момента получения от администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежных средств на данные цели.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту интересов граждан, неопределённого круга лиц. Указанное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц.
В судебном заседании и.о. прокурора Иловлинского района Волгоградской области Полеев О.П. поддержал исковые требования в полном объёме по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Ураков П.Б. извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, своих возражений по иску не представил.
Представитель ответчика - МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, своих возражений по иску не представил.
Суд, выслушав и.о. прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Подпунктом "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Пункты 7 и 13 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" указывают на основные принципы противодействия терроризму, такие, как приоритет мер предупреждения терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
При разрешении спора судом установлено, что в сентябре 2015 года был составлен и согласован паспорт безопасности здания МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Авиловского сельского поселения» Иловлинского муниципального района Волгоградской области (структурное подразделение Авиловский сельский дом культуры) (л.д. 7-16).
На основании акта обследования МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Авиловского сельского поселения» присвоена 3-я категория места массового пребывания людей (л.д. 17).
Кроме того, в сентябре 2015 года главой Администрации Авиловского сельского поселения утверждена Инструкция по эвакуации людей из здания Авиловского сельского Дома культуры в случае возникновения чрезвычайной ситуации ( л.д.25-29).
В пункте 13 Паспорта безопасности указано, что комплекс по защите достаточен, и способен противостоять попыткам совершения террористических актов, но требуется нарастить усилия.
Как следует из материалов дела, по результатам прокурорской проверки соблюдения норм законодательства в сфере антитеррористической безопасности было выявлено, что в МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Авиловского сельского поселения» отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.
Данное обстоятельство также подтверждается информацией главы администрации от 25 мая 2016 года (л.д.6) и не оспаривалось представителем ответчика.
Отсутствие в учреждении, являющемся объектом с массовым пребыванием людей, системы видеонаблюдения не соответствует требованиям комплексной безопасности лиц, пребывающих в нём, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как отсутствует постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения.
В связи с этим нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, посещающих учреждение.
Заявленные требования прокурора направлены на реализацию конституционного принципа приоритета интересов граждан, их жизни и здоровья, путём обеспечения определённых мер безопасности, в данном случае путём обеспечения системой видеонаблюдения, поскольку это будет отвечать требованиям антитеррористической укреплённости, способствовать созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья работников и посетителей учреждения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности оборудовать здание администрации системой видеонаблюдения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" N 35-ФЗ от 06 марта 2006 года противодействие терроризму является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 3 ст. 5 названного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделён полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 05 октября 2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, в силу требований закона на орган местного самоуправления возложена обязанность финансирования профилактических мероприятий в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения.
В соответствии с Уставом МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Авиловского сельского поселения», Учредителем собственником имущества является администрация Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области. Пунктом 4.7 Устава установлено, что источником формирования имущества Учреждения в денежной и иных формах являются регулярные и единовременные поступления от Учредителя (л.д.28-37).
Таким образом, администрация Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обязана как Учредитель МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Авиловского сельского поселения» и орган местного самоуправления выделить денежные средства на установку камер видеонаблюдения.
При этом, действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности не может являться основанием для освобождения от выполнения требований закона.
В целях минимизации совершения террористических актов в здании Авиловского сельского дома культуры МКУ «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания населения Авиловского сельского поселения» предпринят ряд мер, направленных на уменьшение возможности криминальных проявлений, которых недостаточно, поскольку отсутствие постоянного видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, работающих и пребывающих в учреждении, так как не обеспечивается постоянный контроль и предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, что, в свою очередь, может способствовать совершению противоправных действий в отношении работников и посетителей учреждения. Достижение полной антитеррористической защищенности может быть осуществлено лишь при комплексном функционировании всех предусмотренных законодательством мер антитеррористической направленности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения необходимых работ, суд на основании ст. 206 ч.2 ГПК РФ устанавливает срок исполнения решения 8 месяцев.
Прокурор и администрация Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района в силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, муниципальному казенному учреждению «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности удовлетворить.
Обязать администрацию Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области выделить муниципальному казенному учреждению «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» денежные средства на оборудование здания Авиловского сельского дома культуры системой видеонаблюдения в течение 8 месяцев после вступления решения в законную силу.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Центр культуры, спорта и библиотечного обслуживания Авиловского сельского поселения» оборудовать здание Авиловского сельского дома культуры системой видеонаблюдения в течение 2-х месяцев с момента получения от администрации Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежных средств на данные цели.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Кривошапова