Дело № 2 – 1633 / 2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2016 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Низаевой Е.Р.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экпертизы по Пермскому краю» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю», Бюро № 28 – Филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» об изменении индивидуальной программы реабилитации инвалида;
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро № –Филиалу Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» об изменении индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Исковые требования ФИО1 мотивированы следующим: истец является инвалидом 1 группы. Специалисты бюро МСЭ № 28 для лечения истца разработали индивидуальную программу реабилитации (ИПР), последняя карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ. С учетом представленных медико-экспертных документов на момент освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время истцу, как инвалиду первой группы полагаются катетеры для нефростомы. Ранее на основании ИПР истцу выдавали 12 нефростомических катетеров (самофиксирующих) в год, но с ДД.ММ.ГГГГ, согласно карты № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ стали выдавать только 8 катетеров в год. Данное количество катетеров несовместимо с индивидуальными особенностями истца и формой его заболевания. Количество рассчитанных на год не соответствует требованиям инструкции по применению данных катетеров, согласно которой не следует устанавливать катетер более чем на 4 недели, и соответственно на год должно выдаваться не менее 13 катетеров. Приобретать за свой счет дополнительного средства реабилитации у истца нет финансовой возможности. Истец ФИО1 просит обязать изменить количество и включить в Индивидуальную программу реабилитации инвалида (Карта № от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 в п. 2 Перечня Технических средств реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР) «Система (с катетером) для нефростомии» в количестве 24 штук.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просит изменить индивидуальную программу реабилитации, включить в перечень технических средств 24 системы. Пояснил, что является инвалидом 1 группы. В ДД.ММ.ГГГГ установлены двухсторонние нефтостомы. Ежемесячно производится замена нефтостомического дренажа. Стоимость одной системы ***. В индивидуальной программе реабилитации установлено 8 систем. Указанное количество противоречит инструкции по применению и медицинским показаниям. При несвоевременной замене у истца ухудшается состояние здоровья. В ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ системами не обеспечивался.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Шаламов М.В. в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал полностью, просит оставить без удовлетворения. Количество систем определено на основании Приказа Минздравсоцразвития № 1666н от 31.07.2013 года о сроках использования систем. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях по иску.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в письменных возражениях по иску ФИО1 указал следующее: ФИО4 признан инвалидом 1 группы бессрочно по общему заболеванию. Истцу была выдана индивидуальная программа реабилитации карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)» указан катетер нефростомический (самофиксирующийся) 12 штук в год». Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы и их филиалами – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, согласно Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от ДД.ММ.ГГГГ №. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Указанная программа доводится до сведения инвалида (его законного представителя) в доступной для него форме. Количество технических средств реабилитации (в частности – систем (с катетером) для нефростомии) на момент освидетельствования ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ определялось в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 года № 1666н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены», в настоящий момент определяется в соответствии с Приказом Минтруда РФ от 24.05.2013 года №215н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены», и согласно п. 21-25 указанных выше приказов, срок использования системы (с катетером) для нефростомии составляет не менее трех месяцев. Учитывая, что в основном диагнозе указана двусторонняя нефростомия, ФИО1 таким образом могло быть рекомендовано не более 8 шт. катетеров в год (2х4). На основании ходатайства Уполномоченного по правам человека в Пермском крае ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки обоснованности назначения ФИО1 системы (с катетером) для нефростомии в количестве 8 штук, в экспертном составе № ФИО1 была проведена заочная медико-социальная экспертиза с целью коррекции, выданной ИПР в порядке контроля на основании пп. «б» п. 6 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Порядка организации в деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы». Поскольку в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ, разработанной специалистами бюро №, были допущены неточности в назначении ТСР, ДД.ММ.ГГГГ ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ была отменена, ФИО1 была выдана новая ИПР, карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, где в разделе ТСР на основании указанного выше пункта Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, включена система (с катетером) для нефростомии в количестве 8 шт/год. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется по заявлению инвалида и на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида. Уполномоченным органом по обеспечению инвалидов ТСР в Пермском крае является Пермское региональное отделение фонда социального страхования РФ, которое обеспечивает инвалидов необходимыми средствами в установленном законом порядке.
Представитель ответчика Бюро № филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, времени, месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда страхования Российской Федерации в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя отделения.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Пермского регионального отделения Фонда страхования Российской Федерации в письменных возражениях по иску указал следующее: В соответствии со ст. 10 Федерального закона 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст. 7, 8 Закона № 181-ФЗ, медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются: установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности; определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего. Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей о свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно положениям ст. 11 Закона № 181 –ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медикосоциальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии со ст. 11.1.Закона № 181-ФЗ, решение об обеспечении инвалидов TCP принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду TCP, которые обеспечивают компенсацию или Устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. В пункте 21 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347-р, предусмотрено обеспечение инвалидов специальными средствами при нарушении функций выделения.
В соответствии с приказом Минтруда России от 09.12.2014 года № 998н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» вид технического средства реабилитации (TCP) подбирается инвалиду индивидуально, исходя из нарушений функций организма, с учетом условий использования технического средства реабилитации в целях компенсации или устранения имеющихся у него стойких ограничений жизнедеятельности. Медицинские показания для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации являются основанием для изменения количества либо подбора иного показанного технического средства реабилитации. Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 (далее - Правила) установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Приобретение TCP осуществляется отделением Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (пункт 5 Правил). ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 в бюро №-филиал ФКУ "ГБ МСЭ по Пермскому краю" проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой была разработана индивидуальная программа реабилитации с указанием получения в том числе катетера нефростомического в количестве 2 шт. в месяц. С ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и индивидуальной программы реабилитации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 состоит на учете в отделении Фонда по обеспечению, в том числе, системой (с катетером) для нефростомии. Согласно Срокам пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 215н от 24.05.2013 года, срок пользования катетером для нефростомы составляет не менее 3 месяцев. Однако в ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 рекомендованы катетеры нефростомические — 12 шт. в месяц. В рамках исполнения контрактов, заключенных отделением Фонда в ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был обеспечен: катетером для нефростомы 8 штук — ДД.ММ.ГГГГ Акт № от ДД.ММ.ГГГГ, 20 штук - ДД.ММ.ГГГГ Акт № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно приложенного технического задания к Государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны технические характеристики катетеров для нефростомы, полученных ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и предоставленной ИПР № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была выплачена компенсация за самостоятельно приобретенные катетеры для нефростомы в количестве 2 штук. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ потребность ФИО1 в изделиях с даты постановки на учет закрыта по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму ФНУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» Минтруда России № от ДД.ММ.ГГГГ катетер для нефростомы приравнивается к системе (с катетерами) для нефростомии. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 системой (с катетерами) для нефростомии за счет средств федерального бюджета не обеспечивался. (л.д. 81-84)
Заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 1 группы.
ДД.ММ.ГГГГ учреждением медико-социальной экспертизы бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» для ФИО1 разработана Индивидуальная программа реабилитации инвалида, выдана карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1 как инвалиду первой группы необходимы технические средства реабилитации – катетер нефростомический самофиксирующийся в количестве 8 шт/год с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, исполнитель реабилитационных мероприятий ГУ ФСС, внесены исправления по количеству 12 исправлено на 8. (л.д.8-9).
Согласно Индивидуальной программы реабилитации инвалида – Карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 предусмотрены Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР) – система с катетером для нефростомии 8 штук, бессрочно, за счет ФСС. (л.д. 5-6)
Согласно Медицинского заключения ГУЗ «Пермская краевая клиническая больница», ФИО1 наблюдается в ПККБ, является инвалидом 1 группы, по состоянию здоровья нуждается в регулярной замене нефростомических дренажей с периодичностью 1 раз в месяц, нуждаемость определена 24 штуки в год. (л.д. 95)
Согласно Инструкции по применению набора, замена нефростомического дренажа проводится индивидуально, не реже одного раза в месяц.
Из доводов истца ФИО1 следует, что согласно инструкции по применению системы для нефростомии, катетеры устанавливаются на срок не более чем 4 недели. Указанные системы предоставлены по программе в 2014 году.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации или абилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы направляют выписки из индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм, на которые возложено проведение мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. Указанные органы и организации предоставляют информацию об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида мероприятий в федеральные учреждения медико-социальной экспертизы по форме и в порядке, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно ст. 11.1.Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания; специальные средства для ухода; … Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. …Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями. Перечень медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р (ред. от 10.09.2014 года) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», предусмотрены: 21. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).
Согласно Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации, утвержденных Приказом Минтруда России от 31.07.2015 года N 528н (ред. от 27.01.2016 года) "Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм", 1. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее соответственно - ИПРА инвалида, ИПРА ребенка-инвалида), разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро). ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) содержит как реабилитационные или абилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду (ребенку-инвалиду) бесплатно в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, так и реабилитационные или абилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является инвалидом 1 группы, по медицинским показаниям нуждается в технических средствах реабилитации - Специальных средствах при нарушениях функций выделения : Системах (с катетером) для нефростомии.
При составлении Индивидуальной программы реабилитации ответчиком определено количество систем 8 штук на основании Приказа Минтруда России от 24.05.2013 года N 215н (ред. от 22.07.2015 года) "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены", определяющим срок использования системы на менее трех месяцев.
По медицинскому заключению истец ФИО1 нуждается в регулярной замене нефростомических дренажей с периодичностью 1 раз в месяц. Истцу ФИО1 предоставили системы для нефростомии, срок установки катетеров в которых составляет 4 недели.
Суд полагает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положениями ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Требования истца ФИО1 обусловлены медицинскими показаниями о необходимости предоставления технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию и устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в необходимом количестве.
Обязанность учета медицинских показаний предусмотрена положениями ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Доводы представителя ответчика о необходимости ограничения количества средств технической реабилитации вопреки медицинским показаниям в связи с Приказом Минтруда России от 24.05.2013 года N 215н (ред. от 22.07.2015 года), утвердившим сроки пользования техническими средствами реабилитации, суд находит противоречащими положениям ст. 39 Конституции РФ, ст. 2, 3 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
С учетом изложенного, на ответчика Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» подлежит возложению обязанность изменить Индивидуальную программу реабилитации инвалида первой группы ФИО1 и увеличить количество технических средств реабилитации – систем (с катером) для нефростомии до 24 штук в год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Пермскому краю» изменить Индивидуальную программу реабилитации инвалида первой группы ФИО1 и увеличить количество технических средств реабилитации – систем (с катером) для нефростомии до 24 штук в год.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чернушинский районный суд.
Судья (подпись) Е.Р. Низаева