Решение по делу № А76-32616/2009 от 16.10.2009

Арбитражный суд Челябинской области

454091, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 2

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Челябинск         

16 октября 2009 года                                             Дело №А76-32616/2009-8-157

Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи С.Б. Полич,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
О.Е. Кулагиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска

к индивидуальному предпринимателю Антоновой Наталье Александровне,
г. Челябинск,

о взыскании 386руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Челябинской области обратилось государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе г. Челябинска (далее – ГУ УПФ РФ, Учреждение) с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя
Антоновой Н.А. (далее – предприниматель) финансовых санкций за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 386руб. 00 коп. (л.д. 2).

В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в судебное заседание.

Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с ч. 1 ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, просит рассмотреть дело без участия уполномоченного представителя, возражений против рассмотрения дела в упрощённом порядке не представил (л.д. 25, 27). Ответчик возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и отзыв на заявление не представил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии с ч. 1
ст. 123, ч. 3 ст. 156 АПК РФ(л.д. 28).

Исследование фактических обстоятельств дела следующее.

На основании выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателейАнтонова Наталья Александровна, 23.02.1981 г.р., уроженка г. Челябинска, проживающая по адресу:
г. Челябинск, пр. Победы, д. 360, кв. 135, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 16.08.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска за основным государственным регистрационным номером 306744822800022 (л.д. 15-18, 21-22).

Учреждением проведена проверка своевременности предоставления предпринимателем сведений персонифицированного учета, о чем составлен акт камеральной проверкиб/н от 17.04.2008 (л.д. 5).

Сделав вывод о том, что предпринимателем не представлены в срок до 01.03.2009 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год, а именно ведомость уплаты страховых взносов за расчётный период 2008 года (АДВ-11), ГУ УПФ вынесло решение от 21.05.2009 № 2089 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 386руб. 00 коп. (л.д. 9).

Решение направлено ответчику по почте (л.д. 10)и в добровольном порядке не исполнено, о чём свидетельствуют реестр  поступления платежей от страхователя за периодс 01.01.2009 по 12.10.2009 (л.д. 26).

В связи с неисполнением ответчиком решения о привлечении к ответственности, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в размере 386 руб. 00 коп.

Арбитражный суд, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу нижеследующего.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 185-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию.

В силу ст. 5 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона
№ 160-ФЗ от 23.07.2009) органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования, является пенсионный фонда Российской Федерации.

В соответствии с абз. 5 ст. 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона
№ 160-ФЗ от 23.07.2009) индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей, являются физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, или застрахованными лицами.

На основании п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона
№ 160-ФЗ от 23.07.2009) страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по перечню, обозначенному в названной норме закона.

Дополнительно к сведениям, предусмотренным п.2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона № 160-ФЗ от 23.07.2009) страхователь одни раз в год, но не позднее первого марта года, следующего за отчётным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона №27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, к числу которых отнесены:

1) страховой номер индивидуального лицевого счёта;

2) фамилия, имя, отчество;

3) сумма уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

Обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы (застрахованных лиц), ежегодно до определённого срока представлять установленные п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения не предусмотрена.

Вменённая в решении от 21.05.2009 и акте камеральной проверки от 17.04.2009 обязанность предпринимателю в установленный срок представлять ведомость по уплате страховых взносов, является необоснованной, поскольку действующее законодательство не относит ведомость к числу сведений, подлежащих представлению физическими лицами.

В соответствии с абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из анализа ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ следует, что в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, индивидуальные предприниматели могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

В указанной статье дано определение понятия «страхователь», обязательным признаком которого является осуществление приема на работу по трудовому договору, а также заключение договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы

Следовательно, индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории «страхователь» в соответствии с данным Законом в том случае, если он состоит в трудовых отношениях в качестве работодателя либо в отношениях, основанных на договоре гражданско-правового характера, выплачивая при этом физическому лицу вознаграждение, на которое начисляются страховые взносы.

В настоящем деле эти обстоятельства ГУ УПФ РФ представленными в дело доказательствами не подтверждаются. Более того, согласно заявлению Учреждения, имеющемуся в материалах дела (л.д. 25), последнее не располагает сведениями о том, что ответчик осуществляет прием на работу по трудовым договорам, а также заключает договоры гражданско-правового характера, по которым начисляются страховые взносы; ответчик не является индивидуальным предпринимателем – работодателем.

Таким образом, у индивидуальных предпринимателей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы и не имеющих работающих по трудовым договорам лиц, отсутствует обязанность ежегодно до первого марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учёта в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Предусмотренная п. 5 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого учёта, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования и иные сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком (в том числе, сроком до первого марта года, следующего за отчётным), за нарушение данной обязанности не может быть применена ответственность, установленная абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Предприниматель Антонова Н.А.не является страхователям по смыслу, придаваемому этому понятию Федеральным законом № 27-ФЗ, соответственно основания для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в рассматриваемом деле отсутствуют.

Подобный подход сформулирован в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-7802/09 от 06.08.2009, № ВАС-10088/09 от 30.09.2009 по конкретным делам, и свидетельствует о соответствующей арбитражной практике подобной категории споров.

Кроме того, из ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» следует, что Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом № 167-ФЗ.

Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ, поэтому подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки определен в
ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Из п. 5 указанной статьи следует, что если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 3 ст. 100 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены требования к содержанию акта налоговой проверки, в частности, в нем должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п.1 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п.8 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации).

При применении ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в соответствии с
п. 2 ст. 11 указанного закона сведений, истцу надлежало установить, является ли ответчик страхователем – осуществляющим прием на работу лиц по трудовому договору, а также заключившим договоры гражданско-правового характера.

Между тем, ни из акта проверки, ни из решения не усматривается, что истцом данные обстоятельства устанавливались и исследовались. Таким образом, решение о привлечение к ответственности принято истцом в отсутствие достаточных доказательств, позволяющих отнести ответчика к категории «страхователь» в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ, который является таковым в случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Поскольку решение о привлечении ответчика к ответственности принято в отсутствие достаточных доказательств, у заявителя не имелось правовых оснований для привлечения его к ответственности в соответствии с
абз. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ и, соответственно, взыскания штрафа в судебном порядке.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления ГУ УПФ РФ в Курчатовском районе г. Челябинска следует отказать.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении требований, государственная пошлина относится на заявителя. Поскольку ГУ УПФ РФ как государственный орган в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Курчатовском районе
г. Челябинска
отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд или в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Уральского округа путем подачи соответствующей жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной и кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru и Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья                                                                       С.Б. Полич

А76-32616/2009

Категория:
Другие
Статус:
Решение суда первой инстанции: В иске отказать полностью
Ответчики
Антонова Наталья Александровна
Суд
АС Челябинской области
Судья
Полич Светлана Байрамовна
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее