Судья Гончаров А.В. Дело № 33-2402/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Немовой Т.А.,
судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Ильине Д.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2016 года апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №6 по г.Москве и Московской области на решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 сентября 2015 года по делу
по иску Е.М. к Государственному Учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда РФ №6 по г.Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца и представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
Е. М. обратилась в суд к ответчику, просила признать решение комиссии Пенсионного фонда незаконным в части отказа во включении в медицинский стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы: с 01.10.1999 года по 31.12.1999 года, с 01.01.2000 года по 21.03.2000 года, с 25.03.2000 года по 11.09.2000 года, с 16.09.2000 года по 30.09.2000 года, с 01.12.2000 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.12.2006 года в должности врача-лаборанта (иммунолога) в Центральной консультативно-диагностической поликлинике №3; с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года в должности врача клинической лабораторной диагностики отдела инфекционной иммунологии и ПЦР - диагностики клинико-диагностической лаборатории ЗАО «Лаборатория XXI век»; обязании ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с момента обращения, то есть, с 29.01.2015 года.
В обоснование заявленных требований указывает, что 29.01.2015 обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением комиссии от 28.04.2015 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа. Не включены в специальный стаж указанные периоды работы. Истица с решением комиссии не согласна, поскольку она в спорные периоды осуществляла медицинскую деятельность в должности врача в медицинских учреждениях.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
Решением суда исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционном порядке просил его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения комиссии от 28.04.2015 года в части отказа во включении истице в медицинский стаж периода работы с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года, обязании включить в специальный стаж период работы с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года в должности врача клинической лабораторной диагностики отдела инфекционной иммунологии и ПЦР – диагностики клинико-диагностической лаборатории ЗАО «Лаборатория XXI», а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 29.01.2015 года, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции в указанной части данным требованиям закона не соответствует.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 года №400-ФЗ, действовавшего в спорные периоды работы истицы, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи ст.30 ФЗ №400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Под. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Как установлено судом, истица в период с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года работала в должности врача клинической лабораторной диагностики отдела инфекционной иммунологии и ПЦР – диагностики клинико-диагностической лаборатории ЗАО «Лаборатория XXI век».
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.04.2015 года истице отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа – 30 лет. Пенсионным фондом не засчитан в специальный стаж, в том числе, указанный период работы, так как данное учреждение по организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения, предусмотренного Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части включения в медицинский стаж указанного периода работы, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие указания на коды льгот в индивидуальных сведениях застрахованного лица является виной лиц, обязанных представлять индивидуальные сведения, и не может являться препятствием для реализации истицей пенсионных прав. Кроме того, истица в спорный период осуществляла лечебную деятельность в должности, предусмотренной Списком, работая полный рабочий день на полную ставку, а ЗАО «Лаборатория 21 век» согласно лицензии осуществляла, в том числе, лечебную деятельность.
Судебная коллегия считает возможным не согласится с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на не правильном толковании и применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из положений пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях», а также пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающего назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следует, что право на досрочную трудовую пенсию медицинским работникам связано с работой именно в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, не имеющее извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 50 ГК РФ).
Согласно п. 1 Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г., занимаемая истицей в спорные периоды должность врача -лаборанта (иммунолога) поименована в перечне должностей, работа в которых дает право на досрочной назначение трудовой пенсии по старости. Однако в разделе наименования учреждений здравоохранения, закрытые акционерные общества (ЗАО) - не указаны.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу п. п. 19 и 20 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных п. п. 19 и 20 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Каких-либо сведений о том, что ЗАО «Лаборатория XXI век» ранее являлось учреждением здравоохранения, а впоследствии имело место изменение организационно-правовой формы при сохранении в нем прежнего характера профессиональной деятельности работника, в суд первой инстанции не представлено.
Тем самым, какими-либо признаками, присущими учреждению здравоохранения, предусмотренными Списками, созданному в порядке ст. 120 ГК РФ, данное юридическое лицо не обладает.
Из материалов дела следует, что ЗАО «Лаборатория XXI век» создано решением единственного учредителя от 23 июня 2004 года ООО «Дельта», является коммерческой организацией (п.п.1.1, 1.2 Устава).
Согласно устава общество осуществляет следующие виды деятельности: торговая, посредническая, закупочная, сбытовая; закуп, хранение, реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; приобретение, реализация полудрагоценных камней; организация комиссионной торговли; и т.д., в том числе, оказание медицинских услуг в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая, что истица в период с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года работала в должности врача клинической лабораторной диагностики отдела инфекционной иммунологии и ПЦР – диагностики клинико-диагностической лаборатории ЗАО «Лаборатория XXI век», тогда как данное юридическое лицо не является учреждениям здравоохранения, предусмотренных законом, то оснований для включения данного периода её работы в организации, имеющей организационно-правовую форму в виде закрытого акционерного общества, в медицинский стаж не имеется.
ЗАО «Лаборатория XXI век» в спорный период имело лицензию на право осуществление медицинской деятельности, срок действия с 12 мая 2005 года по 12 мая 2010 года.
В Приложении №1 от 12 мая 2005 года к лицензии установлена номенклатура работ и услуг: доврачебная помощь: лабораторная диагностика, сестринское дело. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому: клиническая лабораторная диагностика. Прочие работы и услуги: бактериология.
Однако, само по себе наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности безусловным доказательством признания закрытого акционерного общества учреждением здравоохранения не является.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.03.2004 N 81-О, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).
С учетом приведенных разъяснений и требований пенсионного законодательства, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о включении в медицинский стаж истицы периода работы с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года в должности врача клинической лабораторной диагностики отдела инфекционной иммунологии и ПЦР – диагностики клинико-диагностической лаборатории ЗАО «Лаборатория XXI век», поскольку указанная организация не относится к учреждениям здравоохранения, перечисленных в вышеуказанном Списке.
В связи с чем, решение суда в части включения в медицинский стаж указанного периода подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в медицинский стаж данного спорного периода работы.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что судом правильно включен в медицинский стаж период работы истицы с 01.10.1999 года по 31.12.1999 года, с 01.01.2000 года по 21.03.2000 года, с 25.03.2000 года по 11.09.2000 года, с 16.09.2000 года по 30.09.2000 года, с 01.12.2000 года по 31.12.2001 года, с 01.01.2002 года по 31.12.2006 года в должности врача-лаборанта (иммунолога) в Центральной консультативно-диагностической поликлинике №3 Министерства обороны РФ, по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что 17.09.1990 года истица зачислена на должность врача-лаборанта (иммунолога) лаборатории инфекционной иммунологии лабораторного отделения в 3 Центральную консультативно-диагностическую поликлинику. 21.05.1993 года установлен должностной оклад по разряду единой тарифной сетки. 01.08.1995 года в соответствии с директивами ТШВС РФ №314/1/1176 от 1.06.95г. и №314/1/1221 от 22.06.95г. поликлиника переформирована в 9 Лечебно-диагностический центр Министерства обороны РФ. 10.11.1996 года истице присвоена вторая квалификационная категория «врач-лаборант». 30.04.1998 года присвоена первая квалификационная категория «врач-лаборант». 30.04.1998 года установлен должностной оклад по 13 разряду. 01.10.2000 года истица переведена на 0,5 ставки по той же должности. 01.12.2000 года переведена на полную ставку по той же должности. 14.06.2002 года присвоена высшая квалификационная категория по специальности - клиническая лабораторная диагностика. 9 ЛДЦ марта 2006 года переименован в ФГУ «9 ЛДЦ Минобороны России» - приказ НТ ВС РФ- зам. МО РФ 2005г. №65. 31.05.2007 года уволена по собственному желанию п.п. 3 ст. 77 ТК РФ.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года.
Трудовая деятельность истца в должности «врача-лаборанта» началась 17 сентября 1990 года.
В соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в том числе, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Поскольку истица работала в должности врача с 1999 по 2006 год в поликлинике Министерства обороны РФ, являющейся структурным подразделением организации, то указанный период подлежит включению в медицинский стаж.
Доводы жалобы о том, что штатно-должностные инструкции, табели учета рабочего времени на рабочих и служащих Центральной консультативно-диагностической поликлиники Министерства обороны за 1990-2007 год на хранение в архив не поступали, а корректирующая форма индивидуальных сведений не представлена, так как данная организация ликвидирована, по мнению судебной коллегии, не могут служить основанием для отказа во включении указанных периодов в медицинский стаж, поскольку в данные спорные периоды истица работала в должности (врач) и в учреждении (поликлиника), предусмотренных вышеуказанными Списками.
С учетом включенного судом первой инстанции периода работы, с которым согласилась судебная коллегия, а также включенных Пенсионным фондом периодов, суммарно специальный стаж истицы на день обращения за назначением пенсии не составил 30 лет, поскольку решение суда отменено в части включения в специальный стаж периода работы с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года, то судебная коллегия считает возможным решение суда в части обязания Пенсионный фонд назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 29.01.2015 года отменить, постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии с указанной даты.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мытищинского городского суда Московской области от 22 сентября 2015 года в части удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения комиссии от 28.04.2015 года в части отказа включить Е. М. в специальный стаж периода работы с <данные изъяты> по <данные изъяты> года, обязании включить в специальный стаж период работы с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года в должности врача клинической лабораторной диагностики отдела инфекционной иммунологии и ПЦР – диагностики клинико-диагностической лаборатории ЗАО «Лаборатория XXI век», а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 29.01.2015 года отменить.
В отмененной части постановить по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Е. М. о признании незаконным решения комиссии от 28.04.2015 года в части отказа включить в специальный стаж период работы с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года, обязании ответчика включить в специальный стаж истицы период работы с 05.06.2007 года по 28.02.2011 года в должности врача клинической лабораторной диагностики отдела инфекционной иммунологии и ПЦР – диагностики клинико-диагностической лаборатории ЗАО «Лаборатория XXI век», а также назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 29.01.2015 года.
В остальной части решение оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Главное Управление Пенсионного Фонда РФ №6 по г.Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи