Судья Хулханова Е.К.
Дело № 33а-2291/2017
Поступило 18.05.2017 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 июля 2017 г. г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судей Казанцевой Т.Б., Гончиковой И.Ч., при секретаре Абзаевой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомина Н.А. к МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение
по апелляционной жалобе МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации МО «Иволгинский район» на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 30 марта 2017г., которым постановлено:
Административное исковое заявление Фомина Н.А. о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение удовлетворить.
Признать решение муниципального учреждения «Отдел по развитию
инфраструктуры» Администрации муниципального образования «Иволгинский район»
от 20.02.2017г. № <...> об отказе Фомину Н.А. в выдаче разрешения на строительство в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, незаконным.
Обязать муниципальное учреждение «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации муниципального образования «Иволгинский район» выдать Фомину Н.А. разрешение на строительство в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, местоположение которого: <...>.
Взыскать с муниципального учреждения «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации муниципального образования «Иволгинский район» в пользу Фомина Н.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...> руб., расходы на представителя в размере <...> руб.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации МО «Иволгинский район» Буянтуева Ж.Ю., представителя Фомина Н.А. – Антипова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Фомин Н.А. просил признать незаконным решение Администрации муниципального образования «Иволгинский район» от 20.02.2017г. №<...> об отказе в выдаче разрешения на строительство в отношении земельного участка с кадастровым номером <...>, обязать Администрацию МО «Иволгинский район» выдать разрешение.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...> Однако ему было незаконно отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке в связи с тем, что земельный участок попадает в зону подтопления и затопления. Границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов. Земельный участок административного истца не попадает в зоны затопления, подтопления.
В судебное заседание Фомин Н.А. не явился, его представитель Антипов А.В. требования поддержал.
Представитель ответчика - МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации МО «Иволгинский район»Буянтуев Ж.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований.
Обжалуемым решением иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации МО «Иволгинский район» просит отменить решение в связи с неправильным применением норм материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации МО «Иволгинский район» Буянтуев Ж.Ю. поддержал доводы жалобы, против которых возражал представитель Фомина Н.А. – Антипов А.В.
Фомин Н.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что Фомин Н.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <...>.
Письмом МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации МО «Иволгинский район» №<...> от 20.02.2017г. ему было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома на данном участке в связи с нахождением земельного участка в зоне затопления и подтопления, где строительство объектов капитального строительства не представляется возможным.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд исходил из того, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выдаче Фомину разрешения на строительство, поскольку процедура отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования - зоне затопления, подтопления, установленная Водным Кодексом РФ, соблюдена не была.
Однако указанные выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.13 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство в том числе в случае несоответствия представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как установлено ч.ч.2, 5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования, являющейся составной частью правил землепользования и застройки, в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.
Согласно п.4 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся в том числе зоны затопления, подтопления.
В соответствии с ч.2 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация в том числе об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (ч.3 ст.57.3.).
Решением Совета депутатов МО «Нижнеиволгинское» Иволгинского района РБ №52 от 30 сентября 2014г. внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО СП «Нижнеиволгинское» Иволгинского района РБ и установлены зоны затопления и подтопления указанного поселения, отраженные на карте градостроительного зонирования. Указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления не был оспорен в установленном порядке, на момент принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство являлся действующим.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <...> представленный Фоминым в целях получения разрешения на строительство, отображает информацию, содержащуюся в Правилах землепользования и застройки, о расположении участка в зоне с особыми условиями использования – зоне затопления, подтопления.
В соответствии с ч.2 ст.67.1 Водного Кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Таким образом, с учетом расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территорий (затопления и подтопления), установленной нормативно-правовым актом органа местного самоуправления в сфере территориального планирования, в отношении которых Водным Кодексом РФ установлены ограничения по использованию, у административного ответчика имелись установленные частью 13 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ основания для отказа в выдаче разрешения на строительство жилого дома.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении иска, указанные обстоятельства не учел, не применил нормы материального права, регулирующие указанные правоотношения, что привело к принятию незаконного решения, которое подлежит отмене в соответствии с п.п.1, 4 ч.2 ст.310 КАС РФ.
При этом судебная коллегия не может принять во внимание доводы о том, что не была соблюдена процедура отнесения зон затопления и подтопления, установленная ч.4 ст.67.1 Водного Кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014г. №360, поскольку нормативно-правовым актом, принятым представительным органом местного самоуправления, не оспоренным в порядке абстрактного нормоконтроля, такие зоны были установлены.
Кроме того, судебной коллегии были представлены сведения (кадастровая выписка о земельном участке, письмо Управления Росреестра по РБ от 20.06.2017г.), свидетельствующие о том, что приказом Енисейского бассейнового водного управления от 02.03.2017г. №46 были установлены зоны затопления водами рек Селенга, Уда и Иволга, сведения об этом внесены в ЕГРН 14.06.2017г. Участок, принадлежащий Фомину, находится в указанной зоне.
С учетом изложенного, отменяя решение районного суда, судебная коллегия приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 30 марта 2017 года отменить, вынести новое решение.
Исковые требования Фомина Н.А. к МУ «Отдел по развитию инфраструктуры» Администрации муниципального образования «Иволгинский район» о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, возложении обязанности выдать разрешение оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Ж.В. Тубденова
Судьи: Т.Б. Казанцева
И.Ч. Гончикова