Решение по делу № 2-4952/2016 ~ М-3773/2016 от 22.06.2016

КОПИЯ

Дело № 2-4952/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 года, г. Пермь,

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Копылова-Прилипко Д.А.,

при секретаре Лесиной Е.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района г. Перми ФИО4, на основании служебного удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района города Перми в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2 к Департаменту образования Администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

У с т а н о в и л:

Прокурор Кировского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО1 и его законного представителя ФИО2, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее по тексту, также – детский сад, МДОУ) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Также просит признать незаконным бездействие ответчика по своевременному обеспечению несовершеннолетнего местом в МДОУ.

В обоснование требований истец указал, что в Прокуратуру Кировского района г. Перми обратилась ФИО2– законный представитель ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с заявлением о непредставлении ее несовершеннолетнему сыну места в МДОУ. ФИО1 находится в регистре детей, нуждающихся в устройстве в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, утвержденном Департаментом образовании г. Перми. В ДД.ММ.ГГГГ законный представитель обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении сыну места в МДОУ Кировского района г. Перми, вместе с тем до настоящего времени место не предоставлено. ФИО2 – выполнены все требования, предъявляемые Положением о порядке комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений г. Перми, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденные Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 также соответствует возрастным критериям для посещения группы полного дня МДОУ. Таким образом, ответчик, не обеспечивая несовершеннолетнего свободным местом в МДОУ по месту жительства, отказывая ему в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законодательством.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении, указала, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в МДОУ несовершеннолетнему не предоставлено.

Законный представитель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что место в дошкольное учреждение ее сыну до настоящего времени не предоставлено.

Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела /л.д.18/, в судебное заседание не явился, представил в возражения на иск /л.д.20-22/, в которых просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Департамента образования администрации г. Перми. Также указал, что в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» распределение детей в МОУ г. Перми осуществляется ежегодно на учебный год согласно регистру детей дошкольного возраста по дате рождения и перечню закрепленной за МОУ территории г. Перми постановлением администрации г. Перми с учетом имеющихся прав у родителей на внеочередное и первоочередное зачисление детей в МОУ г. Перми. На момент обращения, ребенку временно не предоставлено место в МДОУ, поскольку, в группах возрастной категории 1.5-3 года места отсутствуют, перед ФИО1 в списке стоит <данные изъяты> равного возраста, при этом, доказательств того, что несовершеннолетний обладает льготой для внеочередного либо первоочередного предоставления места в МДОУ, не имеется. Таким образом, предоставление путевки ФИО1 приведет к нарушению прав других лиц; к нарушению порядка определения детей в МДОУ; к нарушению «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13». Со стороны Департамента образования Администрации г. Перми предпринимаются всевозможные меры в части создания сети дошкольных учреждений на территории г. Перми. В этой связи, просит в удовлетворении иска, отказать.

При таких обстоятельствах, с учётом мнения явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав доводы явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.

Согласно ст. 18; ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.7/, данные лица зарегистрированы по месту жительства на территории Кировского района г. Перми, что подтверждается, копий паспорта /л.д.8-11/, свидетельством о регистрации по месту жительства /л.д.14/.

С целью направления ФИО1 в дошкольное образовательное учреждение ФИО2 обращалась в уполномоченные органы с соответствующим заявлением, однако, ей сообщено, что места в детских садах комплектуются с датой рождения, в связи с чем, место будет предоставлено в порядке очередности, т.к. свободные места в дошкольных образовательных учреждениях отсутствуют, что подтверждается ответом Департамента образования <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12-14/.

Как следует из пояснений ФИО2, и что не оспаривается ответчиком, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в дошкольном образовательном учреждении ее сыну не предоставлено.

Исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ФИО1 имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетнего на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.

Ссылка представителя Департамента образования администрации г. Перми на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

Сторонами не представлены доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего ФИО1 возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Разрешая требования прокурора, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ) и считает, что место несовершеннолетнему в дошкольном образовательном учреждении следует предоставить на территории г. Перми, поскольку ФИО1 проживает на территории муниципального городского округа - г. Пермь, при этом, суд также считает, что при предоставлении путевки в детский сад, ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).

В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 16 ст. 11 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы № 150 от 25.08.2015 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми.

При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как, на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 г. № 150 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Разрешая требования прокурора по правилам ч.3 ст. 196 ГПК РФ, суд считает, что требования о признании незаконным бездействия ответчика по своевременному обеспечению несовершеннолетнего местом в МДОУ, являются основанием заявленных требований о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении.

С учётом изложенного, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает необходимым исковые требования Прокурора Кировского района г. Перми удовлетворить, следует возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО1 место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Возложить обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий: п/п

<данные изъяты>

2-4952/2016 ~ М-3773/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сабирова И.М.
Прокурор Кировского района г. Перми в интересах н/л Зингарова М.А.
Ответчики
Департамент образования администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Копылов-Прилипко Д.А.
22.06.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.06.2016[И] Передача материалов судье
24.06.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2016[И] Судебное заседание
02.08.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.08.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2016[И] Дело передано в архив
16.11.2016[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее