Решение по делу № А55-14286/2009 от 11.12.2009

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

                             443045,  г.Самара,  ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

 РЕШЕНИЕ

 

11 декабря 2009 года

Дело №А55-14286/2009

Судья Арбитражного суда Самарской области Богданова Р.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зиятдиновой И.В.

рассмотрев в судебном заседании 04 декабря 2009 года дело по иску, заявлению

Индивидуального предпринимателя Кальченко Сергея Анатольевича,445007, Самарская область, Тольятти, Мурысева, 93а-3

к Мэрии городского округа Тольятти, 445011, Самарская область, Тольятти, пл. Свободы, 4

Третье лицо – ФГУП «Ростехинвентаризация»

о  признании права собственности

при участии в заседании

от истца, заявителя – представитель Дяченко Ю.Б. (доверенность от 02.02.2009)

от ответчика – представитель Вадченко А.В. (доверенность от 27.11.2008 №4460/1)

от иных лиц – не явился, извещен

Установил:

Индивидуальный предприниматель Кальченко Сергей Анатольевич обратился в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о признании права собственности на самовольно реконструированный объект недвижимости – нежилое здание Литер А17, площадью 2332,2 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 149А.

Исковые требования мотивирует следующим образом.

ИП Кальченко С.А. является собственником нежилого здания электроцеха, расположенного по адресу:  Самарская область, г.  Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 149А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 11.02.2004 г.

Без получения соответствующего разрешения, но с учетом дальнейшей эксплуатации здания и с соблюдением градостроительных норм и правил ИП Кальченко С.А. своими силами и средствами осуществило реконструкцию здания.

Поскольку истец лишен возможности оформить право собственности на реконструированный объект, последний обратился в суд с иском о признании права собственности на него на основании ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дает право суду рассмотреть спор в его отсутствии по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, доводы искового заявления и отзыва на иск, заслушав представителя истца и ответчика, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 17.11.1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство и реконструкция любого объекта должны вестись при наличии следующих условий:1) разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и 2) соблюдения градостроительных, строительных норм и правил.
     Поскольку, как указал истец реконструкция спорного объекта недвижимого имущества была произведена без получения разрешения на строительство (реконструкцию), в силу п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возведенный объект недвижимого имущества является самовольной постройкой.

Согласно п.п. 1,2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
     Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

ИП Кальченко С.А. принадлежит право собственности на земельный участок, на котором расположено реконструированное здание, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29 декабря 2008 года и кадастровым паспортом земельного участка от 21 октября 2008 года № 63-00-102/08-419695. Объект реконструкции находится в границах указанного земельного участка, соответствует разрешенному виду использования земельных участков в соответствии с градостроительным зонированием в г. Тольятти, что подтверждается письмом Управления архитектуры и градостроительства от 30.06.2009.

Согласно экспертному заключению по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы №105 от 09.04.2009г., выполненному ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области», установлено, что реконструкция спорного нежилого здания соответствует государственным санитарно- эпидемиологическим правилам и нормам: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения».

Представленное истцом экспертное заключение подписано главным врачом филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по самарской области в г. Тольятти» Дробышевым В.С.

Пунктом 1 ст. 49 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено что, «должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Перечень специалистов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор устанавливается положением, утверждённым Правительством Российской Федерации».

Согласно Положению об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005г. № 569, должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ, являются:
     руководители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека -   главный   государственный   санитарный   врач   РФ;
     руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» утвержден Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержден порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных статьями 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
     Результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы оформляются в виде экспертного заключения.

Экспертное заключение не является документом разрешительного характера.

Экспертное заключение - документ, выдаваемый федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии, другими аккредитованными в установленном порядке организациями, экспертами, подтверждающий проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с техническими  регламентами, государственными санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами, с использованием методов и методик, утвержденных в установленном порядке, и содержащий обоснованные заключения о соответствии (несоответствии) предмета санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам.

Действующим законодательством РФ определен перечень продукции, видов деятельности (работ, услуг) по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы которых выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг; зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона видов деятельности; проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.
     В соответствии со ст.51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г санитарно-эпидемиологическое заключение выдается руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главным государственным санитарным врачом и его заместителями, и главными государственными санитарными врачами Управлений Роспотребнадзора и их заместителями.

По результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы на соответствие (несоответствие) самовольной постройки санитарно-гигиеническим нормам санитарно-эпидемиологическое заключение не выдается, оформляется только экспертное заключение.

Таким образом, указанное заключение подписано уполномоченным лицом, соответствует требованиям нормы п.2 ст. 42, 51 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и является надлежащим доказательством соответствия объекта санитарным нормам и правилам.

В соответствии с актом № 851 от 14.04.2009 г. Отдела Государственного пожарного надзора Промышленного района г.Самары ГУ  Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий по Самарской области Отдела Государственного пожарного надзора г.о. Самары проведенные работы по реконструкции здания соответствует требованиям норм и правил пожарной безопасности, нарушений не выявлено.

Согласно статьям 1, 6 Федерального закона N 69-ФЗ государственный пожарный надзор в Российской Федерации (деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности) осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (к их числу отнесены структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности).

Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право осуществлять надзор за соблюдением требований пожарной безопасности организациями, должностными лицами и гражданами; проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований безопасности и пресечения их нарушений.
     Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004г. № 820 (в ред. от 19.10.2005 N 629, от 22.10.2008 № 771) утверждено Положение о государственном пожарном надзоре.
     Таким образом, правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности наделяются все государственные инспекторы пожарного надзора МЧС, в том числе, как областного, так и районного звена.

Следовательно, истцом предоставлен надлежащий документ, подписанный уполномоченным должностным лицом, о соответствии самовольной постройки пожарным нормам и правилам.

Соответствие спорного объекта экологическим нормам подтверждается представленным истцом в материалы дела отчетом по экологическому аудиту объекта.

Оценив вышеизложенные доказательства, суд пришел к выводу, что представленными в дело заключениями истцом доказано, что реконструкция спорного объекта недвижимого имущества осуществлено с соблюдением установленных законодательством обязательных норм и правил, его дальнейшая эксплуатация не создает угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Обратного ответчиком не доказано, доказательств, опровергающих безопасность возведенного объекта, в деле не имеется.

Из материалов дела усматривается, что истец осуществил реконструкцию спорного объекта с привлечением лицензированной строительной организации, о чем свидетельствуют договор подряда, акт выполненных работ, платежные поручения. Истец  в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания спорного имущества, что подтверждается имеющимися в деле документами.
     Спорный объект недвижимого имущества был проинвентаризирован с составлением технического паспорта, где отражены его технические характеристики.

Доказательства наличия правопритязаний третьих лиц на спорные объекты недвижимого имущества в материалах дела отсутствуют.

Согласно письма Мэрии городского округа Тольятти от 27.08.2009г. № 2916/2.5 спорный объект в реестре муниципального имущества городского округа Тольятти не числится.

Спорный объект не является имуществом Самарской области, что подтверждается письмом министерства имущественных отношений Самарской области №01.09.2009 №12-13/6596.

Согласно ст.ст.11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется судами различными способами, в том числе  путем признания права.

Принимая во внимание доказанность истцом наличия оснований, предусмотренных ст. ст.12, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания за ним права собственности на спорный объект недвижимого имущества как объект самовольной постройки, учитывая, что признание права собственности на спорный объект недвижимости устранит возникшую неопределенность в правоотношениях, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить.

В связи с тем, что судебный спор возник в результате несоблюдения истцом порядка градостроительной деятельности, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит судебные расходы, на истца, которые оплачены им при подаче иска.     

Руководствуясь ст.110,167-170,176

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                      РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Индивидуальным предпринимателем Кальченко Сергеем Анатольевичем, 08.10.1970 года рождения, зарегистрированным по адресу: Самарская область, г. Тольятти, ул. Мурысева, 93а-3, ИНН 632300019650, право собственности на реконструированный объект недвижимости – нежилое здание литер А17, площадью 2332,2 кв.м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ларина, д. 149 А.

Копию вступившего в законную силу решения направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по Самарской области.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Богданова Р.М.

А55-14286/2009

Категория:
Другие
Статус:
Иск удовлетворить полностью, обратить взыскание на имущество должника
Ответчики
Кальченко Сергей Анатольевич
Суд
АС Самарской области
Судья
Богданов Р. М.
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее