Дело № 2-633/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2017 года город Вилючинск Камчатского края
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой В.М.,
при секретаре судебного заседания Козыревой Н.С.,
с участием помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Кутузовой О.В.,
истца Макагоновой А.М.,
представителя ответчика Овчинниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Федорова А.В., поданному в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в интересах Макагоновой Анастасии Михайловны, к краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет, возложении обязанности назначить указанную ежемесячную денежную выплату,
установил:
И.о. прокурора ЗАТО г. Вилючинска Федоров А.В., в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Макагоновой А.М., обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Вилючинскому филиалу краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат»), в котором просил признать незаконным решение Вилючинского филиала КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» от 03 мая 2017 года об отказе в назначении Макагоновой А.М. ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет; обязать ответчика назначить Макагоновой А.М. ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет за период с 01 марта 2017 года по 31 марта 2020 года.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки по обращению Макагоновой А.М. по вопросу отказа в предоставлении ей ответчиком государственных социальных пособий, было установлено, что при подаче истцом заявления о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет от 02 мая 2017 года, решением ответчика от 03 мая 2017 года было отказано в назначении и выплате данного пособия по причине проживания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты, отдельно от родителя, обратившегося с заявлением о ее назначении. Данный вывод ответчиком сделан на основании того, что представленные Макагоновой А.М. документы, а именно сведения регистрационного учета, не подтверждают факт совместного проживания матери и ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Полагал, что вывод должностного лица ответчика о раздельном проживании матери и ребенка не основан на нормах действующего законодательства, поскольку регистрация гражданина органами регистрационного учета не входит в понятие «место жительства» и не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Решение Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» от 03 мая 2017 года об отказе в назначении Макагоновой А.М. ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет, по причине регистрации ребенка по месту жительства по адресу, отличному от адреса регистрации по месту жительства матери, полагал незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства и нарушающим социальные права Макагоновой А.М. и несовершеннолетнего ФИО2 на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет.
Определением суда от 02 ноября 2017 года на основании ст. 41 ГПК РФ по ходатайству сторон судом произведена замена ненадлежащего ответчика Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» на надлежащего КГКУ «Центр выплат», при этом КГКУ «Центр выплат» исключен из числа третьих лиц.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Кутузова О.В. заявленные исковые требования с учетом замены ответчика поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила признать незаконным решение Вилючинского филиала КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» от 03 мая 2017 года об отказе в назначении Макагоновой А.М. ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет; обязать КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» назначить Макагоновой А.М. ежемесячную денежную выплату на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет на ФИО2 за период с 01 марта 2017 года по 31 марта 2020 года. Дополнительно пояснила суду, что согласно закону Камчатского края № 109 от 05 октября 2012 года дети в возрасте до трех лет, проживающие на территории Камчатского края имеют право на получение полноценного питания в виде ежемесячной денежной выплаты на приобретение продуктов питания (далее ЕДВ). Порядок предоставления ЕДВ определяется Административным регламентом предоставления государственной услуги по назначению данной выплаты, утвержденным Министерством социального развития и труда Камчатского края (далее регламент). Из положений регламента следует, что обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет осуществляется на основании решения ответчика, принятого в рассматриваемом случае в лице его филиала, назначение ЕДВ осуществляется одному из родителей, совместно проживающих с ребенком по месту жительства или по месту пребывания на территории Камчатского края с месяца рождения ребенка, если обращение за ЕДВ последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка, но не ранее даты начала проживания родителей по месту жительства или пребывания на территории Камчатского края. В п. 25 и п. 28 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи гражданами в целях назначения им ЕДВ на питание детей в возрасте от рождения до трех лет. В ходе проведения проверки по заявлению Макагоновой А.М. установлено, что при обращении в Вилючинский филиал КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» за указанной выплатой, заявителем были предоставлены все перечисленные в регламенте документы, однако решением ответчика, в лице его филиала, истцу Макагоновой отказано в назначении ЕДВ на питание ребенка в возрасте до трех лет по причине раздельного проживания мамы и ребенка. Считала данное решение незаконным, поскольку ответчиком фактически не устанавливался и не проверялся факт совместного проживания мамы и ребенка, отказ носит только формальный характер и основан на сведениях о регистрации ребенка и мамы на территории Камчатского края, между тем регистрация граждан по месту жительства не входит в понятие места жительства и не может служить единственным условиям реализации прав и свобод граждан. Пояснила, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что Макагонова А.М. совместно с супругом и тремя детьми, в том числе и младшим сыном ФИО5, на полноценное питание которого она просила назначить ей пособие, проживают совместно в служебной квартире по адресу: г. Вилючинск <адрес>, предоставленной супругу истца как военнослужащему, следовательно, истец имеет право на получение соответствующего пособия на полноценное питание своего младшего сына. В свою очередь ответчик не лишен права получать иные документы в рамках межведомственных запросах, свидетельствующих о совместном проживании матери и ребенка, в том числе в органах жилищного управления и органах местного самоуправления. На основании изложенного просила исковые требования удовлетворить, признать решение об отказе незаконным и назначить Макагоновой выплату, предусмотренную нормами действующего законодательства.
Истец Макагонова А.М. в судебном заседании исковые требования с учетом замены ненадлежащего ответчика поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила суду, что зарегистрирована со старшими детьми по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, в квартире свекрови, ранее они фактически проживали по данному адресу всей семей. В дальнейшем мужу, как военнослужащему, на семью было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, однако в связи со сложностями при оформлении служебного жилья, длительный период времени не заключали договор найма, в данной квартире никто не был зарегистрирован. После предоставления служебного жилья, они всей семьей туда переехали и проживают в служебной квартире по настоящее время. По решению 35 гарнизонного военного суда супруг в 2016 году был прописан в служебной квартире, но ее и старших детей зарегистрировать там до настоящего времени не сможет. После рождения младшего сына ФИО5, супруг зарегистрировал его в служебной квартире по месту фактического их проживания. В целях получения пособия на обеспечение младшего ребенка полноценным питанием она, собрав необходимый пакет документов, через многофункциональный центр обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат», однако ей в назначении пособия и его выплате было отказано по причине раздельного проживания с ребенком, с данным решением она не согласна, так как фактически с момента рождения ребенка и по настоящее время проживает с ним совместно, является «кормящей» матерью.
Представитель ответчика КГКУ «Центр выплат» Овчинникова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск. Пояснила, что 28 апреля 2017 года Макагонова А.М. обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» с заявлением о назначении ей ЕДВ на обеспечение полноценным питанием сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с рождения до трех лет. Ссылаясь на положения ст.ст. 2,3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения выборе места пребывания и жительства на территории Российской Федерации», п.п. 22, 39 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 сентября 2015 года №1123-п, указала, что поскольку факт совместно проживания матери и ребенка документально не был подтвержден, из приложенных к заявлению Макагоновой документов следовало, что истец и ее сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы по месту жительства по различным адресам, Вилючинским филиалом КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» было на законном основании отказано Макагоновой А.М. в назначении ЕДВ. Пояснила суду, что единственным доказательством раздельного проживания Макагоновой А.М. и ее сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является их регистрация по различным адресам на территории ЗАТО г. Вилючинска, считала, что сам факт различной регистрации по месту жительства матери и ребенка, что следует из представленных ответчику документов, является основанием для отказа в назначении ЕДВ. Устанавливать обстоятельства, совместного проживания матери и ребенка ответчик не должен, поступившие из других органов документы, например акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего, не являются для ответчика документами, подтверждающими факт совместного проживания матери и ребенка. В данном случае (при раздельной регистрации) считала, что истцу было необходимо обращаться в суд и устанавливать юридический факт совместного проживания матери и ребенка по одному адресу, после чего представить ответчику такое судебное решение. Указала, что ответчик является государственным учреждением, деятельность которого четко регламентирована, в связи с чем, ответчик руководствуется в своей деятельности положениями утвержденного регламента, в свою очередь при предоставлении соответствующего решения суда об установлении факта совместного проживания Макагоновой А.М. и ребенка истцу будет назначена соответствующая выплата. Просила в удовлетворении требований отказать.
Орган опеки и попечительства в лице отдела по работе с отдельными категориями граждан администрации Вилючинского городского округа о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направил. Начальник Отдела Фролова В.Ю. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя отдела по работе с отдельными категориями граждан администрации Вилючинского городского округа. Согласно поступившему ранее заключению, поскольку заявителем в КГКУ «Центр выплат» были предоставлены все необходимые документы, принимая во внимание, что регистрация гражданина органами регистрационного учета не является единственным законным подтверждением его фактического проживания по определенному адресу, с учетом фактического совместного проживания Макагоновой А.М. с сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: г. Вилючинск, <адрес>, полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения помощника прокурора Кутузовой О.В., истца Макагоновой О.В., представителя ответчика Овчинниковой Е.А., допросив свидетеля ФИО12, исследовав и проанализировав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это закрепляется в Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) (статья 7) в качестве основ конституционного строя государства.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец Макагонова А.М. имеет сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении I-МЛ №.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Вилючинский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приложив к заявлению, копию своего паспорта, копию свидетельства о рождении ФИО2, копию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства, а также реквизиты банковского счета для перечисления денежной выплаты.
Решением Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении ЕДВ на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет, проживающих в Камчатском крае в связи с отсутствием совместного проживания с ребенком по месту жительства в Камчатском крае, о чем истцу ФИО18 было направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившим с данным решением Макагонова А.М. обратилась к прокурору ЗАТО г. Вилючинска с заявлением, в котором просила защитить в судебном порядке ее права на получение ЕДВ на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте до трех лет на ее сына ФИО5, 2017 года рождения.
Рассматривая вопрос о законности оспариваемого решения Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат» от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие при рождении ребенка, являются видами государственных пособий гражданам, имеющим детей, которые выплачиваются, в том числе, и гражданам Российской Федерации, проживающим на территории России (статьи 1, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона №81-ФЗ субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка законами и иными нормативными правовыми актами.
Правоотношения, связанные с обеспечением полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, проживающих в Камчатском крае регулирует Закон Камчатского края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, проживающих в Камчатском крае» (далее Закон Камчатского края №).
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 3 Закона Камчатского края № обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет осуществляется по заключению врачей, форма которого устанавливается приказом Министерства здравоохранения Камчатского края, в виде ежемесячной денежной выплаты на приобретение продуктов питания (далее ЕДВ). Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и увеличенной ежемесячной денежной выплаты устанавливается нормативным правовым актом Министерства социального развития и труда Камчатского края.
В целях предоставления отдельных денежных выплат, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края, гражданам, проживающим в Камчатском крае приказом Минсоцразвития и труда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок предоставления отдельных денежных выплат гражданам, проживающим в Камчатском крае, согласно п.1.3 и п.1.11 которого назначение денежных выплат, указанных в настоящем Порядке, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления государственных услуг по назначению денежных выплат, утвержденными нормативными правовыми актами Министерства социального развития и труда Камчатского края.
В соответствии с п. 2.1 действие настоящего Порядка распространяется на граждан, проживающих в Камчатском крае, являющихся получателями следующих ежемесячных денежных выплат, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Камчатского края (далее - ежемесячные денежные выплаты или ЕДВ) в том числе государственных пособий гражданам, имеющим детей, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Приказ Министерства социального развития и труда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты и увеличенной ежемесячной денежной выплаты для обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, детей в возрасте до трех лет, проживающих в Камчатском крае (далее Административный регламент).
Согласно п. 2 Административного регламента (в редакции, действовавшей на день обращения ФИО18 за назначением и выплатой пособия) государственная услуга предоставляется Министерством через Краевое государственное казенное учреждение «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» и его филиалы.
Пунктом 3 Административного регламента установлено, что право на получение государственной услуги имеет, в том числе, являющийся гражданином Российской Федерации либо, имеющий вид на жительство, проживающий по месту жительства (месту пребывания) в Камчатском крае, один из родителей ребенка в возрасте от рождения до 3 лет, являющегося гражданином Российской Федерации
Назначение ежемесячной денежной выплаты для обеспечения полноценным питанием детей в возрасте до трех лет, проживающих в Камчатском крае, предоставляется Министерством через КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (п. 17-18 Административного регламента).
В соответствии с п.21 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является назначение либо отказ в назначении гражданину ежемесячной денежной выплаты.
Согласно п.22 Административного регламента назначение ежемесячной денежной выплаты для обеспечения полноценным питанием детей в возрасте до трех лет осуществляется одному из родителей (опекуну, усыновителю, одному из родителей приемной семьи), совместно проживающему с ребенком по месту жительства (по месту пребывания) в Камчатском крае, с месяца рождения ребенка, если обращение о назначении ежемесячной денежной выплаты последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка, но не ранее даты вступления в законную силу решения суда об усыновлении либо принятия решения органом опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства) либо заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и (или) начала проживания родителя (опекуна, усыновителя, одного из родителя приемной семьи) по месту жительства (по месту пребывания) в Камчатском крае.
При этом Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги (п.39), в том числе пп.9 п.39 - ребенок, в связи с рождением (усыновлением, передачей под опеку или в приемную семью) которого возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты, проживает отдельно от родителя (опекуна, усыновителя, родителя приемной семьи), обратившегося с заявлением на назначение ежемесячной денежной выплаты и увеличенной ежемесячной денежной выплаты для обеспечения полноценным питанием кормящих матерей и (или) детей в возрасте до 3-х лет.
Как установлено в судебном заседании на основании представленных суду документов, пояснений представителя ответчика Овчинниковой Е.А. и показаний свидетеля ФИО12 решением Вилючинского филиала КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных социальных пособий» от 03 мая 2017 года истцу Макагоновой А.М. было отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с отсутствием совместного проживания с ребенком по месту жительства в Камчатском крае.
По мнению ответчика, единственным доказательством, достоверно свидетельствующим о совместном проживании родителя и ребенка, является их регистрация по одному месту жительства или месту пребывания на территории Камчатского края, отсутствие регистрации родителя и ребенка по одному адресу на территории Камчатского края по утверждению ответчика свидетельствует о раздельном проживании родителя и ребенка.
Основанием к принятию оспариваемого решения явились сведения, содержащиеся в представленных Макагоновой А.М. ответчику документах, а именно в ее паспорте гражданина РФ и свидетельстве № о регистрации ФИО2 по месту жительства, из которых следует, что Макагонова А.М. зарегистрирована по адресу: г. Вилючинск <адрес>, а ее сын ФИО2 зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Вилючинск <адрес>
Иных обстоятельств и доказательств, объективно свидетельствующих об отсутствии оснований для назначения и выплаты заявителю ЕДВ, а именно о раздельном проживании мамы и ребенка на территории Камчатского края, ответчиком суду не представлено и при рассмотрении дела судом не установлено.
Оценив представленные суду доказательства, принимая во внимание принципы распределения между сторонами бремени доказывания определенных обстоятельств, согласно которым в рассматриваемом споре обязанность по доказыванию законности принятого решения возлагается на ответчика, проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о незаконности принятого ответчиком решения об отказе Макагоновой А.М. в назначении ЕДВ на полноценное питание ее сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Так, из содержания положений пп.3 п. 22 и пп.9 п. 39 вышеуказанного Административного регламента, ответчику в целях соблюдения требований законности отказа в назначении ЕДВ необходимо установить факт раздельного проживания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на получение ЕДВ, и родителя, обратившегося за назначением соответствующего пособия.
Таких оснований, как отсутствие в представленных документах сведений о регистрации родителя и ребенка по одному месту жительства (пребывания) на территории Камчатского края, либо раздельная регистрация родителя и ребенка по месту жительства (пребывания) на территории Камчатского края, Административный регламент в качестве оснований для отказа в назначении ЕДВ на полноценное питание ребенка не содержит.
Согласно ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с последующими изменениями), закрепляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, рассматривает постановку гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, отражающий факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
В силу ст. 3 Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713».
Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с пунктами 22,39 Административного регламента позволяет суду прийти к выводу, что юридически значимым обстоятельством в рассматриваемом случае является именно факт проживания родителя и ребенка на территории Камчатского края в одном жилом помещении, а факт их регистрации по определенному адресу на территории Камчатского края.
Из содержания акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что несовершеннолетний ФИО5 проживает совместно с отцом ФИО15, мамой Макагоновой А.М., несовершеннолетними сестрами ФИО13, 2008 года рождения, и ФИО14, 2007 года рождения, в трехкомнатной благоустроенной квартире, расположенной по адресу: г. Вилючинск <адрес>. Малолетний ФИО5 обеспечен игрушками, детской литературой, развивающими играми, питанием, специализированными предметами обихода (средства гигиены, подгузники, детская посуда и т.д.); в наличии одежда и обувь по сезону согласно полу и возрасту, хорошего качества; постельные принадлежности, мягкий инвентарь, средства личной гигиены. Ребенок ухожен и опрятен.
Из пояснений истца следует, что с момента рождения младшего сына ФИО5, а также ранее, и до настоящего времени вся семья, включая ее и сына, проживают совместно по вышеуказанному адресу, а различная регистрация по месту жительства истца Макагоновой А.М. (по адресу: г. Вилючинск <адрес>) и ее сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (по адресу: г. Вилючинск <адрес>), связана с имеющимися проблемами в оформлении служебного жилого помещения, предоставленного ее супругу ФИО15, куда супруг смог зарегистрироваться только по решению суда, а после рождения зарегистрировал там только сына, остальные члены семьи две несовершеннолетние дочери и она остаются быть зарегистрированными по прошлому месту жительства в квартире свекрови.
Доказательств, достоверно свидетельствующих о раздельном проживании Макагоновой А.М. и малолетнего ФИО2, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о доказанности факта совместного проживания Макагоновой А.М. и ее несовершеннолетнего сына ФИО2 по адресу: г. Вилючинск <адрес>, стороной ответчика данное обстоятельство не опровергнуто.
Сам по себе факт раздельной регистрации заявителя Макагоновой А.М. и ее сына ФИО2 по месту жительства на территории ЗАТО г. Вилючинска, в рассматриваемом случае не может являться единственным и безусловным основанием к отказу в назначении ей ЕДВ на полноценное питание ребенка, однако ответчик, принимая оспариваемое решение, никаких иных мер, направленных на подтверждение факта раздельного проживания заявителя и ее сына на территории Камчатского края, до принятия оспариваемого решения, не принимал, вывод о раздельном проживании был основан только на сведениях о регистрации мамы и сына, что говорит о его необоснованности и формальном подходе к разрешению вопросов входящих в компетенцию ответчика.
Между тем, согласно п.п. 1.3, 2.1 Устава КГКУ «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Учреждение является государственным учреждением системы социальной защиты Камчатского края, с основной целью деятельности обеспечение реализации прав граждан на получение государственных, муниципальных услуг по мерам социальной поддержки на территории Камчатского края, на что уполномочено Правительством Камчатского края.
Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сформулированы объективные критерии взаимодействия государственных и муниципальных органов и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В силу пунктов 1 и 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ государственные и муниципальные органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществление действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; а также представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных органов. Исключение составляют документы, представляемые заявителем самостоятельно; их перечень приведен в ч.6 ст. 7 указанного Федерального закона, все они по своей сути относятся к персональным данным. Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания, к таковым не относятся, на что указывает утративший силу п. 4 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ.
Законодатель позволяет заявителю представить в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, документы и информацию, указанные в п.2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, однако это может быть сделано по собственной инициативе заявителя, и, следовательно, это не тождественно обязанности.
Пунктом 19 Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги в целях получения сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется взаимодействие КГКУ "Центр выплат" в соответствии с заключенными Соглашениями со следующими государственными органами, а также организациями: органами регистрационного учета граждан (в части предоставления сведений о месте жительства заявителя в Камчатском крае); органами записи актов гражданского состояния (в части предоставления сведений об умерших гражданах в Камчатском крае); уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи (в части предоставления сведений о получателе мер социальной поддержки населения); органами местного самоуправления (в части получения сведений о составе семьи гражданина); Пенсионным фондом Российской Федерации (в части предоставления сведений о зарегистрированном в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС)).
В судебном заседании на основании представленной копии выплатного дела, а также пояснений представителя ответчика и допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО12, занимающей должность руководителя Вилючинского филиала КГКУ «Центр выплат», установлено, что при рассмотрении заявления Макагоновой М.А., поданного 28 апреля 2017 года, о назначении ей денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием сына ФИО2, какие-либо запросы в рамках межведомственного взаимодействия для выяснения вопроса о фактическом совместном или раздельном проживании истца и ее малолетнего сына, не направлялись, поскольку представленные истцом документы содержали достаточные для ответчика сведения о различных адресах регистрации по месту жительства истца и ее сына, в связи с чем, уже 03 мая 2017 года было вынесено решение об отказе в назначении Макагоновой А.М. вышеуказанной ежемесячной денежной выплаты.
Между тем суд не может согласиться с таким бездействием ответчика, поскольку при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, при этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, следовательно, проживание матери Макагоновой А.М. совместно со своим малолетним сыном, которому на момент ее обращения к ответчику не исполнилось и двух месяцев, предполагается, пока не доказано иное.
Согласно п.п. 25, 28 Административного регламента (в редакции на момент обращения истца) для получения государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты в целях подтверждения факта совместного проживания родителя, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты, с ребенком, родитель обязан представить паспорт гражданина Российской Федерации либо вид на жительство и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства (по месту пребывания) в Камчатском крае.
В свою очередь иные документы, не обязательно исходящие от органов регистрационного учета, но позволяющие установить фактическое место жительства гражданина, в рассматриваемом Административном регламенте не приведены.
Таким образом, подтверждение факта совместного проживания родителя, обратившегося за назначением ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценного питания детей в возрасте до трех лет, с ребенком, в отношении которого подано заявление, исполнительным органом поставлено в прямую зависимость от документов регистрационного учета, исходящих от органов государственного учета, что снижает уровень правовых гарантий гражданина на получение государственной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги, который, в свою очередь, диктует необходимость определения в регламенте исчерпывающего перечня документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 6 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ).
Данная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в апелляционном определении от 22 марта 2017 г. № 60-АПГ17-1.
Следовательно, сам по себе факт отсутствия в Административном регламенте (на момент обращения Макагоновой А.М.) указаний о необходимости предоставления иных документов, подтверждающих фактическое проживание заявителя на территории Камчатского края, не может являться основанием для отказа в назначении матери малолетнего ребенка ЕДВ на полноценное питание данного ребенка.
Доводы стороны ответчика о возможности предоставления заявителем решения суда об установлении юридического факта совместного проживания с сыном, суд находит несостоятельным.
На основании вышеизложенного, учитывая, что отсутствие регистрации заявителя с ребенком по одному адресу, не может лишать Макагонову А.М. права на получение государственного пособия - ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей от рождения до трех лет, принимая во внимание, что факт совместного проживания истца Макагоновой А.М. и ее несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нашел подтверждения в судебном заседании, суд приходит к выводу, что требования и.о. прокурора ЗАТО города Вилючинска Камчатского края Федорова А.В., заявленные в интересах Макагоновой А.М., о признании незаконным решения от 03 мая 2017 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав истца на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению Макагоновой А.М. ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей в возрасте от рождения до трех лет на сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на период с 01 марта 2017 года по 31 марта 2020 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░. 45 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ 03 ░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2017 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░