Дело № 2а-654/2019
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ялта 11 января 2019 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Ершовой Я.Ю., с участием представителя истца – Комарова А.В., представителя ответчика – Полевой К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Товарищества собственников недвижимости «Наш дом» к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, с участием заинтересованного лица – некоммерческой организации Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым о признании незаконным и отмене предписания, признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л :
ТСН «Наш дом» обратилось в суд с иском о признании незаконным и отмене предписания Инспекции по жилищному надзору Республики Крым № № от 12.10.2018 года; признании незаконным бездействия ответчика по невнесению ТСН «Наш дом» в Реестр специальных счетов, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов и возложении на ответчика обязанности совершить действия по включению истца в указанный Реестр.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является некоммерческой организацией, созданной для управления жильем собственников многоквартирного жилого дома № № по <адрес> По результатом проведенной 12.10.2018 года Инспекцией по жилищному надзору внеплановой проверки соблюдения Товариществом требований жилищного законодательства было выдано предписание в срок до 12.12.2019 года прекратить сбор средств на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома на специальный счет, владельцем которого является ТСН и принять меры по решению вопроса о перечислении собранных денежных средств на счет регионального оператора. Истец считает предписание незаконным, поскольку решением общего собрания собственников жилья многоквартирного жилого дома по <адрес> принятым 30.09.2016 года было решено изменить способ формирования фонда капитального ремонта, путем выбора иного способа, а именно перечисления взносов на капитальный ремонт не на счете регионального оператора, а на специальный счет. Об изменении способа формирования фонда капитального ремонта ответчик и региональный оператор были уведомлены путем направления в их адрес соответствующего письма с приложением копии протокола общего собрания. Таким образом, истец считает, что выданное Инспекцией предписание противоречит решению общего собрания собственников многоквартирного дома и является незаконным, и ответчик необоснованно бездействует, не принимая решения о внесении ТСН в Реестр специальных счетов, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта многоквартирных домов.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика против иска возражал.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом был поставлен на обсуждение вопрос о прекращении производства по настоящему делу, в связи с его подведомственностью арбитражному суду.
Представитель истца против прекращения производства по делу возражал.
Представитель ответчика считает необходимым прекратить производство по делу в связи с его не подведомственностью суду общей юрисдикции.
Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Как усматривается из материалов дела, предписанием инспекции от 12.10.2018 года N 713, вынесенным по результатам внеплановой документарной проверки товарищества по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства при сборе и расходовании денежных средств на капитальный ремонт жилья собственников многоквартирного дома № № по <адрес>, последнему предписано в срок до 12.12.2018 года прекратить сбор взносов на капитальный ремонт с собственников помещений многоквартирного дома, а денежные средства, поступившие от собственников помещений многоквартирного дома, в рамках выполнения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт перевести на счет регионального оператора.
В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В силу положений части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из вышеуказанного следует, что основными критериями отнесения споров о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав спора и характер спорных правоотношений, то есть возникновение последних в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), одним из способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в том числе, определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные главой 13 ЖК РФ и уставом товарищества цели.
Пунктом 1 части 2 статьи 175 ЖК РФ установлено, что владельцем специального счета, на котором аккумулируются взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, может быть товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в доме по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Согласно части 2 статьи 158 ЖК РФ, расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Из текста оспариваемого предписания инспекции от 12 октября 2018 года N 713 усматривается, что оно содержит обязательные для товарищества требования о прекращении начисления последним взносов на капитальный ремонт и о необходимости перевода всех денежных средств, поступивших на специальный счет, на счет Регионального оператора.
Поскольку названное предписание адресовано товариществу, которое ответственно за содержание общего имущества многоквартирного дома, и его неисполнение в установленный срок влечет для товарищества негативные последствия в виде привлечения к административной ответственности, учитывая, что по смыслу приведенных выше норм жилищного законодательства товарищество имеет право определять затраты на капитальный ремонт многоквартирного дома, а также вносить на общее собрание собственников помещений многоквартирного дома предложение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, суд считает, что предписание инспекции от 12.10.2018 года N 713 определенно затрагивает права и законные интересы товарищества в сфере экономической деятельности, в связи с чем, исходя из положений статей 27, 27, 198 АПК РФ, спор о признании незаконным данного предписания подлежит рассмотрению в арбитражном суде по правилам главы 24 АПК РФ.
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление о признании незаконным предписания инспекции от 12.10.2018 года N 713, как затрагивающего права и законные интересы товарищества в сфере экономической деятельности, подведомственен арбитражному суду, в связи с чем не подлежит рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 128, 194 КАС РФ,
о п р е д е л и л :
прекратить производство по административному делу по иску Товарищества собственников недвижимости «Наш дом» к Инспекции по жилищному надзору Республики Крым, с участием заинтересованного лица – некоммерческой организации Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым о признании незаконным и отмене предписания, признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Крым суд в течение пятнадцати дней через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова