Судья Орлова Л.А. адм. дело № 33а-3078/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 12 марта 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Шилова А.Е., Житниковой О.В.,
при секретаре Сукмановой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Зиньковской Н.Н. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 20 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Зиньковская Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных требований указала, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 714 кв.м., расположенный по <адрес>, с кадастровым номером №. Для приобретения в собственность путем перераспределения прилегающего земельного участка площадью 299 кв.м., находящегося в государственной или муниципальной собственности, она обратилась с соответствующим заявлением в Департамент градостроительства городского округа Самара.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 11.07.2018 № РД-1084 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано со ссылкой на то, что часть образуемого земельного участка находится в береговой полосе и вид разрешенного использования «сады» не соответствует фактическому виду разрешенного использования «для ведения садоводства».
С решением Департамента административный истец не согласен, так как испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы и водоохраной зоны водных объектов. Также указывает, что распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 18.01.2017 № РД-227 вид разрешенного использования земельного участка был установлен как «сады» для садоводства.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 11.07.2018 № РД-1084 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» незаконным и не подлежащим применению; обязать административного ответчика возобновить рассмотрение заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков находящихся в частной собственности.
Решением Промышленного районного суда г. Самары от 20 декабря 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Зиньковской Н.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Зиньковская Н.Н. просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Зиньковская Н.Н. и ее представитель Тренина Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель Департамента градостроительства городского округа Самара в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца и его представителя, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Зиньковской Н.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 714 кв.м., расположенный по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - сады.
05.06.2018 Зиньковская Н.Н. обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером №, находящегося в ее собственности. Согласно представленной схеме расположения земельного участка, в результате перераспределения предполагается образование земельного участка площадью 1 013 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 11.07.2018 № РД-1084, Зиньковской Н.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29 и пп. 1 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, поскольку схема расположения земельного участка не может быть утверждена по основаниям, указанным в пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, так как часть образуемого земельного участка находится в береговой полосе водного объекта. Кроме того, земельный участок с кадастровым номером № имеет разрешенное использование «сады», а испрашиваемый земельный участок имеет основной вид разрешенного использования для «ведения садоводства», поэтому образование земельного участка на основании пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ невозможно.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотрен ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
Основания для отказа в заключении соглашении о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Согласно п. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, часть образуемого земельного участка находится в береговой полосе ручья и принадлежит территории общего пользования.
Учитывая данные обстоятельства, административному истцу обоснованно отказано в перераспределении земельных участков, так как образование земельного участка приведет к нарушению требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Доводы административного истца о том, что база данных Департамента содержит недостоверные сведения о нахождении земельного участка в береговой полосе водного объекта, тогда как согласно сведениям Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области испрашиваемый земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов, правильно не приняты судом во внимание.
Информация о том, что часть испрашиваемого земельного участка находится в береговой полосе ручья и принадлежит территории общего пользования содержится в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара в соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, что предусмотрено пунктом «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта «в» части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя сведения, в том числе о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию.
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет информационные системы градостроительной деятельности как организованный в соответствии с требованиями данного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1 статьи 56).
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Устава городского округа Самара Департамент градостроительства городского округа Самара наделен полномочиями по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара.
В рамках исполнения возложенных полномочий в период с 2004 года Департаментом осуществлено сканирование топографических материалов (планшетов) и их перевод в электронно-цифровой вид. В настоящее время в распоряжении Департамента имеются электронные копии топографических планшетов, входящие в состав ИСОГД городского округа Самара, созданной в порядке, установленном действующим федеральным законодательством.
Распоряжением Департамента от 11.11.2011 № Д05-01-06/93 утверждено Положение об ИСОГД (далее – Положение), устанавливающее разделы, подразделы информационной системы, её структуру, порядок формирования и ведения, а также порядок предоставления сведений, содержащихся в информационной системе.
Согласно пункту 1.3 Положения, ИСОГД является единственным официальным источником сведений о градостроительных регламентах общего и особого вида, иной регламентной информации об объектах градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.12 Положения, внесение изменений в сведения, содержащиеся в основных разделах ИСОГД и подразделах раздела 8 ИСОГД, осуществляется на основании информации, поступившей от органов государственной власти или органов местного самоуправления либо полученной Департаментом из иных источников, путем анализа имеющейся информации (в отношении сведений подразделов раздела 8 ИСОГД).
Таким образом, информация о наличии или отсутствии, месте расположения планировочных ограничений, полученная от иных органов и организаций, не может быть принята судом как достоверная.
При отсутствии подтвержденных в установленном порядке сведений о технической ошибке или злоупотреблениях со стороны должностных лиц Департамента градостроительства городского округа Самара, правовых оснований для непринятия официальной информации ИСОГД городского округа Самара у суда не имелось.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земельных участков допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании пп. 1 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «сады».
Перераспределение земельного участка с таким видом разрешенного использования противоречит положениям пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, предусматривающего возможность перераспределения земельных участков, предназначенных для «ведения садоводства».
Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, а также Правилами застройки и землепользования в городе Самаре не предусмотрен вид разрешенного использования «сады».
Часть 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступившего в силу с 1 января 2019 г.) установлено, что для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка «сады» не является равнозначным виду разрешенного использования «для садоводства», «для ведения садоводства», в связи с чем административным ответчиком обоснованно указано на невозможность образования испрашиваемого земельного участка на основании пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
Доводы административного истца о том, что распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 18.01.2017 № РД-227 установлен вид разрешенного использования принадлежащего истцу земельного участка – «сады» для садоводства, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, поскольку данным распоряжением внесены изменения в части вида разрешенного использования в распоряжение Департамента от 17.08.2016 № РД-905 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Однако в ГКН изменения в части вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № не внесены.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришёл к правильному выводу о том, что отказ Департамента градостроительства городского округа Самара в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, с кадастровым номером №, находящегося в собственности Зиньковской Н.Н., соответствует закону, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы Зиньковской Н.Н. об отсутствии правовых оснований для отказа в перераспределении земельных участков, поскольку испрашиваемый участок не относится к территории общего пользования и имеет вид разрешенного использования «для садоводства», сводятся к изложению правовой позиции административного истца и обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном акте, поэтому не могут служить основанием для его отмены.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Зиньковской Н.Н., не имеется, так как данные доводы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Зиньковской Н.Н. без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи