Дело № 3a-243/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 23 мая 2018 г.

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Антропова Е.А.

при секретаре Корниловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Антоновой ОВ, Зиминой АИ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Федеральному государственному бюджетному Учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Антонова О.В., Зимина А.И. обратились в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование требований указали, что является собственниками вышеуказанного земельного участка. По их мнению, установленная кадастровая стоимость в несколько раз превышает рыночную стоимость, что возлагает обязанность по уплате налога в необоснованно завышенном размере.

Антонова О.В. и Зимина А.И. в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доверили представлять свои интересы Стрилец Н.О.

Представитель административных истцов Стрилец Н.О. в судебном заседании административные исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, представители административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата «Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», комитета по управлению государственным имуществом администрации Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители заинтересованного лица администрации городского округа город Волжский Волгоградской области, в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки не указали.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Антоновой О.В., Зиминой А.И. на праве долевой собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером № <...>, площадью 555 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимости (л.д.23-25). Категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования спорного земельного участка - земли под зданиями (строениями), сооружениями.

Полагая, что установленная государственной кадастровой оценкой кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную и увеличивает размер земельного налога, истцы считают, что в связи с этим кадастровая стоимость должна быть определена в размере рыночной стоимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», в который была включена глава III. 1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах её определения.

В силу ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а затем в суде, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, указанная норма закона допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесённой в государственный кадастр недвижимости, посредством указания их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно данным кадастровой справки, а также сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером № <...>, установлена на 1 января 2015г. в размере 5992518 рублей 15 копеек (л.д.22,87).

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, следует, что количественные и качественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2015 г. не изменялись, его кадастровая стоимость определена на 1 января 2015 г.

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, является дата, установленная Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 г. № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Волгоградской области» - 1 января 2015 г.

Согласно положениям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 6 КАС РФ, закрепляющими принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.

Не согласившись с произведённой оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена равной рыночной стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.

Административным истцом суду представлен отчёт, подготовленный оценщиком ООО «Альпари» по определению рыночной стоимости земельного участка, согласно которому по состоянию на 1 января 2015 г. рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 1080000 рублей (л.д.31-65).

Кроме того по ходатайству административного ответчика Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области была назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 10 апреля 2018 г., проведённой ООО «Агентство Судебных Экспертиз и Оценки», отчет № 363 от 20 ноября 2017 г. соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупреждён об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, стаж экспертной работы.

Заключение экспертизы содержит описание проведённого исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нём выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2015 г. составляет 1080000 рублей.

Доказательств того, что рыночная стоимость земельного участка является иной, чем отражено в судебном экспертном заключении, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной судебной оценочной экспертизы не просили.

Суд считает, что административный истец представил доказательства, подтверждающие заявленные требования, доказал своё право на обращение в суд и нарушение его прав результатами кадастровой оценки.

Суд полагает установленным, что кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость земельного участка, следовательно, заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьёй 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов оценки является 1 декабря 2017 г. - дата обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (л.д.26), данную дату суд считает необходимым указать с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>, ░░░░░ ░░░░░░░░ 555 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1080 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2015 ░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2017 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

3а-243/2018 ~ М-80/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зимина А.И.
Антонова О.В.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Волгоградской области
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области
Другие
Стрилец Н.О.
Администрация городского округа город Волжский
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Антропов Евгений Александрович
31.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
02.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2018[Адм.] Судебное заседание
26.04.2018[Адм.] Производство по делу возобновлено
23.05.2018[Адм.] Судебное заседание
28.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2018[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.09.2018[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
27.09.2018[Адм.] Судебное заседание
07.11.2018[Адм.] Судебное заседание
12.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
12.02.2019[Адм.] Дело оформлено
13.02.2019[Адм.] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее