Решение по делу № 33-971/2015 от 25.02.2015

Судья Арефьева Т.Ю. дело № 33-971/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ус Е.А.

судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,

при секретаре Вахниной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании 5 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому в удовлетворении иска ФИО1 к администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству труда и социальной защиты РК, ЭМУП «Жилкомхоз» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в подъезд <Номер обезличен> многоквартирного <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> и в <Адрес обезличен> указанного дома, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» отказано. Судебные расходы отнесены на счет федерального бюджета.

Заслушав доклад судьи Ус Е.А, объяснения представителя истца ФИО7, представителя администрации <Адрес обезличен> МО ГО « Сыктывкар» ФИО8, представителя ЭМУП « Жилкомхоз» ФИО9, представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Коми ФИО10, третьего лица ФИО12, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» (с учетом уточнения) об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в подъезд <Номер обезличен> многоквартирного <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> и в <Адрес обезличен> указанного дома, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». В обоснование требований указав, что является ... с ... передвигается при помощи кресла-коляски. Зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <Адрес обезличен>, где отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалида к объектам социальной инфраструктуры, в частности, отсутствует пандус или устройство для доступа инвалида на крыльцо ...го подъезда и на ...-й этаж.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, Эжвинский МУП «Жилкомхоз».

В судебном заседании истец ФИО1 участие не принимала.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях к администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» настаивал в полном объеме по доводам искового заявления.

Третьи лица ФИО11 и ФИО12 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании с иском не согласилась.

Представитель соответчика Министерства труда и социальной защиты РК в судебном заседании с иском не согласилась.

Представители соответчиков администрации МО ГО «Сыктывкар» и Эжвинского МУП «Жилкомхоз» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной на 1 этаже по адресу: <Адрес обезличен>, является инвали<Адрес обезличен> группы бессрочно, передвигается с помощью кресла-коляски. Данное жилое помещение <Номер обезличен> принадлежит на праве собственности ФИО11 и ФИО12 Многоквартирный дом, в том числе и вход в ...-й подъезд не оборудованы пандусами.

На обращение истца в администрацию <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» по вопросу установки пандуса в указанном жилом доме, был получен ответ от <Дата обезличена> в котором сообщалось, что решение по вопросу устройства пандуса будет принято после вынесения решения собрания собственников многоквартирного дома (далее – МКД) по адресу: <Адрес обезличен>, которое состоится ....

В связи с тем, что собрание собственников МКД <Дата обезличена> в повестке которого ставился вопрос об устройстве пандуса не состоялось, повторное собрание было назначено на .... Однако и данное собрание не состоялось из-за отсутствия кворума.

Согласно заключению судебно-строительной экспертизы от ..., техническая возможность оборудовать основной вход (выходы) в ...й подъезд жилого <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>, а также до места жительства (<Адрес обезличен>, 1 этаж) инвалида-колясочника ФИО1 отсутствует. Также отсутствует техническая возможность оборудовать одну из лоджий <Адрес обезличен> без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. При оборудовании запасного входа (выхода) в ...-й подъезд дома, а также до места жительства истца (<Адрес обезличен>) техническими средствами реабилитации инвалидов необходимо выполнить следующие работы: выполнить бетонную дорожку шириной 1,2м (п. 4.1.7 СП 59.13330.2012) от асфальтовой дорожки вдоль жилого дома, длина дорожки до установки пандуса составляет 42,8м; установить стационарный (бетонный или металлический) пандус с уклоном 1:20 длиной 14м прямой, с устройством 3-х площадок: переходная площадка размером 1,5х1,5м; площадка начальная размером 1,5х1,5м; площадка входная перед входными дверями размером 1,5х2,2м. Общая длина пандуса с площадками составит 19,2м. Ширина пандуса 1,5м (п. 5.2.13, 5.2.1 СП 59.13330.2012); демонтировать дверные блоки в тамбуре и на лестничной площадке; установить рольставни с автоматическим управлением (ширина дверного проема в свету должна быть не менее 0,9м (п. 5.2.4 СП 59.13330.2012);установить в нижней части подсобного помещения подъемник типа ПТУ-001; установить защитное ограждение на лестничной площадке.

При выполнении перечисленных работ внутри здания не требуется какое-либо разрушение несущих конструкций дома: проемы в здании остаются в тех же размерах, что и были. Вместо ранее установленных внутренних дверных блоков необходима установка рольставней с автоматическим управлением.

Предусмотренные строительные работы предполагают создание и присоединение части общего имущества (бетонная площадка, сборно-разборный пандус, подъемник ПТУ-001, изменение части общего имущества – дверные блоки в подсобных помещениях - вместо деревянных устанавливаются рольставни с автоматическим управлением). Для работы автоматических устройств требуется присоединение устройств к электросетям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство РоссийскойФедерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Установив указанные выше обстоятельства дела и проанализировав приведенные выше нормы, суд пришел к выводу о том, что поскольку для устройства пандуса через запасной выход (вход) необходимо произвести перепланировку мест общего пользования, что требует соответствующего согласования с собственниками МКД, а истцом не представлено доказательств о согласовании на общем собрании собственников МКД вопроса по перепланировке мест общего пользования для возможности устройства пандуса через запасной вход на 1 этаже жилого дома, следовательно у ответчиков отсутствует обязанность по обеспечению истцу условия для беспрепятственного доступа в принадлежащую ему квартиру в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

С данным выводом суда не может согласиться судебная коллегия, поскольку судом первой инстанции не учтено, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689–О-О органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, которая в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и положениями Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.

Постановлением Правительства Республики Коми 30.12.2013 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда» на 2013-2015. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом, включает в себя адаптацию объектов жилого фонда и дворовых территорий к потребностям инвалидов и других МГН, в том числе: оборудование (оснащение) входной зоны помещения, крыльца, тамбура, вестибюля подъезда и путей движения (лифта, лестницы), оборудование путей движения специальными приспособлениями (пандусами, опорными поручнями, аппарелями, подъемниками, местами крепления колясок, светозвуковыми информаторами внутри зданий, напольными тактильными покрытиями перед лестницей, контрастной окраской крайних ступеней); предоставление субсидий муниципальным образованиям республики на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ по формированию доступной среды.

При таких обстоятельствах, учитывая, что право истца требовать принятия мер по обеспечению ей беспрепятственного доступа в жилое помещение нашло свое подтверждение в ходе производства по делу, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, возложив исполнение предусмотренной законом обязанности по обеспечению доступа ФИО1 в подъезд <Номер обезличен> многоквартирного жилого <Адрес обезличен> и в <Адрес обезличен> указанного дома путем оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и установки пандуса на администрацию <Адрес обезличен> МО ГО "Сыктывкар" которая, являясь органом местного самоуправления, в силу ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязана создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к жилым зданиям.

Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия.

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> отменить, вынести новое решение :

Обязать администрацию <Адрес обезличен> МО ГО "Сыктывкар" обеспечить доступ ФИО1 в подъезд <Номер обезличен> и <Адрес обезличен> по адресу: <Адрес обезличен> путем оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и пандуса.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству труда и социальной защиты РК, ЭМУП «Жилкомхоз» отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-971/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Забелина Ирина Сергеевна
Ответчики
Администрация Эжвинского района
ЭМУП "Жилкомхоз"
Другие
Агентство РК по социальному развитию
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ус Е.А.
05.03.2015Судебное заседание
11.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2015Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее