Судья Арефьева Т.Ю. дело № 33-971/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Ус Е.А.
судей Архаровой Л.В., Маркелова К.Б.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 5 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена>, по которому в удовлетворении иска ФИО1 к администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству труда и социальной защиты РК, ЭМУП «Жилкомхоз» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в подъезд <Номер обезличен> многоквартирного <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> и в <Адрес обезличен> указанного дома, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» отказано. Судебные расходы отнесены на счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А, объяснения представителя истца ФИО7, представителя администрации <Адрес обезличен> МО ГО « Сыктывкар» ФИО8, представителя ЭМУП « Жилкомхоз» ФИО9, представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Коми ФИО10, третьего лица ФИО12, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» (с учетом уточнения) об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в подъезд <Номер обезличен> многоквартирного <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> и в <Адрес обезличен> указанного дома, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». В обоснование требований указав, что является ... с ... передвигается при помощи кресла-коляски. Зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: <Адрес обезличен>, где отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалида к объектам социальной инфраструктуры, в частности, отсутствует пандус или устройство для доступа инвалида на крыльцо ...го подъезда и на ...-й этаж.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО ГО «Сыктывкар», Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, Эжвинский МУП «Жилкомхоз».
В судебном заседании истец ФИО1 участие не принимала.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях к администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» настаивал в полном объеме по доводам искового заявления.
Третьи лица ФИО11 и ФИО12 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании с иском не согласилась.
Представитель соответчика Министерства труда и социальной защиты РК в судебном заседании с иском не согласилась.
Представители соответчиков администрации МО ГО «Сыктывкар» и Эжвинского МУП «Жилкомхоз» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной на 1 этаже по адресу: <Адрес обезличен>, является инвали<Адрес обезличен> группы бессрочно, передвигается с помощью кресла-коляски. Данное жилое помещение <Номер обезличен> принадлежит на праве собственности ФИО11 и ФИО12 Многоквартирный дом, в том числе и вход в ...-й подъезд не оборудованы пандусами.
На обращение истца в администрацию <Адрес обезличен> МО ГО «Сыктывкар» по вопросу установки пандуса в указанном жилом доме, был получен ответ от <Дата обезличена> в котором сообщалось, что решение по вопросу устройства пандуса будет принято после вынесения решения собрания собственников многоквартирного дома (далее – МКД) по адресу: <Адрес обезличен>, которое состоится ....
В связи с тем, что собрание собственников МКД <Дата обезличена> в повестке которого ставился вопрос об устройстве пандуса не состоялось, повторное собрание было назначено на .... Однако и данное собрание не состоялось из-за отсутствия кворума.
Согласно заключению судебно-строительной экспертизы от ..., техническая возможность оборудовать основной вход (выходы) в ...й подъезд жилого <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен>, а также до места жительства (<Адрес обезличен>, 1 этаж) инвалида-колясочника ФИО1 отсутствует. Также отсутствует техническая возможность оборудовать одну из лоджий <Адрес обезличен> без затрагивания несущих конструкций здания и его реконструкции в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. При оборудовании запасного входа (выхода) в ...-й подъезд дома, а также до места жительства истца (<Адрес обезличен>) техническими средствами реабилитации инвалидов необходимо выполнить следующие работы: выполнить бетонную дорожку шириной 1,2м (п. 4.1.7 СП 59.13330.2012) от асфальтовой дорожки вдоль жилого дома, длина дорожки до установки пандуса составляет 42,8м; установить стационарный (бетонный или металлический) пандус с уклоном 1:20 длиной 14м прямой, с устройством 3-х площадок: переходная площадка размером 1,5х1,5м; площадка начальная размером 1,5х1,5м; площадка входная перед входными дверями размером 1,5х2,2м. Общая длина пандуса с площадками составит 19,2м. Ширина пандуса 1,5м (п. 5.2.13, 5.2.1 СП 59.13330.2012); демонтировать дверные блоки в тамбуре и на лестничной площадке; установить рольставни с автоматическим управлением (ширина дверного проема в свету должна быть не менее 0,9м (п. 5.2.4 СП 59.13330.2012);установить в нижней части подсобного помещения подъемник типа ПТУ-001; установить защитное ограждение на лестничной площадке.
При выполнении перечисленных работ внутри здания не требуется какое-либо разрушение несущих конструкций дома: проемы в здании остаются в тех же размерах, что и были. Вместо ранее установленных внутренних дверных блоков необходима установка рольставней с автоматическим управлением.
Предусмотренные строительные работы предполагают создание и присоединение части общего имущества (бетонная площадка, сборно-разборный пандус, подъемник ПТУ-001, изменение части общего имущества – дверные блоки в подсобных помещениях - вместо деревянных устанавливаются рольставни с автоматическим управлением). Для работы автоматических устройств требуется присоединение устройств к электросетям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство РоссийскойФедерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Установив указанные выше обстоятельства дела и проанализировав приведенные выше нормы, суд пришел к выводу о том, что поскольку для устройства пандуса через запасной выход (вход) необходимо произвести перепланировку мест общего пользования, что требует соответствующего согласования с собственниками МКД, а истцом не представлено доказательств о согласовании на общем собрании собственников МКД вопроса по перепланировке мест общего пользования для возможности устройства пандуса через запасной вход на 1 этаже жилого дома, следовательно у ответчиков отсутствует обязанность по обеспечению истцу условия для беспрепятственного доступа в принадлежащую ему квартиру в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
С данным выводом суда не может согласиться судебная коллегия, поскольку судом первой инстанции не учтено, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689–О-О органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 297 утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, которая в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, и положениями Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов с обществом.
Постановлением Правительства Республики Коми 30.12.2013 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда» на 2013-2015. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом, включает в себя адаптацию объектов жилого фонда и дворовых территорий к потребностям инвалидов и других МГН, в том числе: оборудование (оснащение) входной зоны помещения, крыльца, тамбура, вестибюля подъезда и путей движения (лифта, лестницы), оборудование путей движения специальными приспособлениями (пандусами, опорными поручнями, аппарелями, подъемниками, местами крепления колясок, светозвуковыми информаторами внутри зданий, напольными тактильными покрытиями перед лестницей, контрастной окраской крайних ступеней); предоставление субсидий муниципальным образованиям республики на софинансирование реализации мероприятий муниципальных программ по формированию доступной среды.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право истца требовать принятия мер по обеспечению ей беспрепятственного доступа в жилое помещение нашло свое подтверждение в ходе производства по делу, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции, возложив исполнение предусмотренной законом обязанности по обеспечению доступа ФИО1 в подъезд <Номер обезличен> многоквартирного жилого <Адрес обезличен> и в <Адрес обезличен> указанного дома путем оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и установки пандуса на администрацию <Адрес обезличен> МО ГО "Сыктывкар" которая, являясь органом местного самоуправления, в силу ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязана создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к жилым зданиям.
Руководствуясь ст.328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия.
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от <Дата обезличена> отменить, вынести новое решение :
Обязать администрацию <Адрес обезличен> МО ГО "Сыктывкар" обеспечить доступ ФИО1 в подъезд <Номер обезличен> и <Адрес обезличен> по адресу: <Адрес обезличен> путем оборудования запасного входа (выхода) в подъезд <Номер обезличен> и пандуса.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерству труда и социальной защиты РК, ЭМУП «Жилкомхоз» отказать.
Председательствующий:
Судьи: