Арбитражный суд Ростовской области
344002, ул. Станиславского 8а, г. Ростов-на-Дону
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А53-17329/08-С3-2
г. Ростов-на-Дону
« 26 » ноября 2008г.
Резолютивная часть решения объявлена 26.11.2008г.
Полный текст решения изготовлен 26.11.2008г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи Павлова Н.В.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Бебия А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ГУ УПФР в Октябрьском (с) районе Ростовской области
к Индивидуальному предпринимателю Шевченко Наталье Алексеевне
о взыскании штрафных санкций в сумме 123, 20 руб.
при участии:
от заявителя представитель не направлен
от заинтересованного лица представитель не направлен
установил: Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском (с) районе Ростовской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Индивидуального предпринимателя Шевченко Натальи Алексеевны штрафных санкций в сумме 123, 20 руб. за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявитель в ходатайстве о рассмотрении дела без участия в заседании представителя учреждения требования поддерживает, в материалы дела дополнительно представлен реестр поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2006г. по 11.11.2008г.
Предприниматель о времени и месте рассмотрения дела уведомлен 07.11.08г., заявленные требования не оспорил, отзыв и истребованные документы не представил.
Дело рассматривается в порядке ст.156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд установил, что Шевченко Наталья Алексеевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.11.2003г., о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей регистрирующим органом внесена запись №304612525900097.
В качестве страхователя в ГУ УПФР в Октябрьском (с) районе Ростовской области предприниматель зарегистрирован по основаниям п/п. 2 п. 1 ст. 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. № 27-ФЗ в ред. Федерального закона от 31.12.2002г. № 198-ФЗ предприниматель в установленный законом срок не представил в территориальный орган ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Факт нарушения предпринимателем установленного порядка предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета зафиксирован актом камеральной проверки №255 от 18.04.2008 г.
По результатам проверки решением начальника ГУ УПФР в Октябрьском (с) районе Ростовской областиот 19.05.2008г. №257 Шевченко Наталья Алексеевна привлечена к ответственности в виде штрафа в размере 10% от суммы платежей, причитающихся за отчетный период в Пенсионный фонд РФ. В адрес предпринимателя направлено требование №257 от 19.05.2008г., согласно которому предпринимателю предложено уплатить сумму штрафа в добровольном порядке до 06.06.08г.
Требование органа страховщика страхователем не выполнено, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о принудительном взыскании с предпринимателя суммы штрафа.
Предпринимателем заявленные требования не оспорены. Доказательств уплаты штрафа на момент рассмотрения спора не представлено.
На основании изученных материалов, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. № 27-ФЗ в ред. Федерального закона от 31.12.2002г. № 198-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по установленной форме.
Статьей 17 этого же закона предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В п. 7 Информационного письма ВАС РФ от 20.02.2006 г. №105 разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за нарушения, предусмотренные ч. 3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ, следует исходить из прямого указания, содержащегося в этой статье на то, что взыскание этих сумм производится органами пенсионного фонда РФ в судебном порядке.
Учитывая, что порядок привлечения к ответственности за нарушение сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета Федеральным законом №27-ФЗ не предусмотрен, равно как этим законом не предусмотрен внесудебный порядок взыскания штрафных санкций, привлечение к ответственности в данном случае должно регулироваться нормами законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 28 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, указанные в п/п 2 п.1 ст. 6 закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа.
Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 28 Федерального закона №167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2007г. №156 «О стоимости страхового года» утверждена стоимость страхового года на 2007г., исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п/п 1 п. 2 ст. 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на 1 января 2007г., и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2007г., в размере 1848 рублей.
Порядок привлечения к ответственности органом страховщика не нарушен. Сумма штрафа рассчитана, исходя из данных ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007г., согласно которой сумма страховых взносов, начисленных в указанный период составила 1232 руб.
Конституционный Суд РФ в определении от 12.04.2005г. №164-О указал на необходимость применения дифференцированного похода при определении возрастных категорий граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей. Нормативные положения п.п. 1-3 ст.28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также п.3 ст.6, ст. 7, п.5 ст.8, п.9 ст.14 и п.п. 5 и 6 ст. 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей – независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа, тем более что действующее законодательство не содержит специальных норм, которые предусматривали бы механизм реализации индивидуальными предпринимателями, уплачивающими за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и достигшими пенсионного возраста, права на получение в настоящее время накопительной части пенсии при установлении им трудовой пенсии по старости. Не принят до сих пор и федеральный закон, которым бы определялся ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пении по старости для расчета ее размера (п.9 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002-2004 г.г. – мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа в размере, установленном ст. 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Учитывая вышеизложенное Шевченко Наталья Алексеевна, 1964 года рождения, относится к возрастной группе индивидуальных предпринимателей, обязанных в силу названных выше норм Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» уплачивать страховые взносы, направляемые на финансирование только страховой части трудовой пенсии.
Следовательно, рассчитывая сумму штрафа, орган страховщика правомерно исходил из суммы подлежащих уплате в 2007г. страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии – 1232 руб.
Из материалов дела следует, что предприниматель Шевченко Наталья Алексеевна обязанность страхователя по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не исполнила, требование об уплате суммы штрафа в добровольном порядке не выполнила, доказательств оплаты суммы штрафа суду не представила, требования органа ПФР не оспорила, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит отнесению на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 216 АПК РФ, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шевченко Натальи Алексеевны, 18.03.1964 года рождения, уроженки п. Новокадамово Октябрьского района Ростовской области, ИНН 612505003024, проживающей по адресу: 346521, Ростовская область, Октябрьского района, п. Новокадамово, ул. Западная, дом 4, в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 123, 20 руб.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шевченко Натальи Алексеевны, 18.03.1964 года рождения, уроженки п. Новокадамово Октябрьского района Ростовской области, ИНН 612505003024, проживающей по адресу: 346521, Ростовская область, Октябрьского района, п. Новокадамово, ул. Западная, дом 4, в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражном суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.259 АПК РФ.