дело № 33-1377/2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 30 марта 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.
при секретаре Ивановой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционным жалобам администрации города Астрахани, управления муниципального имущества администрации г. Астрахани на решение Советского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2015 года по заявлению Кудрявцева С.С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Город Астрахань» в утверждении акта выбора земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Кудрявцев С.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении акта выбора земельного участка, указав, что он обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении по акту выбора земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для строительства (реконструкции) кафе. Данный земельный участок находится в зоне Р-1 (зона открытых пространств), размещение предприятий общественного питания в данной зоне относится к основным видам разрешенного использования. Постановлением администрации города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ № № изменен вид разрешенного использования и утверждены границы земельного участка по <адрес> для строительства (реконструкции) кафе. Акт выбора земельного участка согласован всеми заинтересованными структурами. ДД.ММ.ГГГГ администрация города Астрахани на основании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ отказала в утверждении акта выбора спорного земельного участка, поскольку на 1 марта 2015 года решение о предварительном согласовании места размещения объекта (акта выбора) на земельном участке не принято. Заявитель считает, что действиями органа местного самоуправления по отказу в утверждении акта выбора запрашиваемого земельного участка нарушаются его права и законные интересы.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2015 года требования Кудрявцева С.С. удовлетворены, признан незаконным отказ администрации муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении акта выбора земельного участка по <адрес> на администрацию муниципального образования «Город Астрахань» возложена обязанность по утверждению акта выбора запрашиваемого земельного участка.
В апелляционных жалобах администрация г. Астрахани и управление муниципального имущества администрации г. Астрахани ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что при вынесении решения судом не учтены имевшие место изменения в законодательстве, при вынесении решения не учтен закон, подлежащий применению.
Заслушав докладчика, представителя администрации муниципального образования «Город Астрахань», управления муниципального имущества администрации г. Астрахани Зеленского А.Н., представителя управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации г. Астрахани Антонову О.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Кудрявцева С.С. – Рабиновича С.М., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 8 марта 2015 года) до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее, чем за три года до предоставления земельного участка.
В силу положений пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 года № 133-Ф3).
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ).
Пунктами 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ).
В силу части 1 и части 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ).
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 13 мая 2008 года № 66-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения в том числе относится - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно части 3 статьи 58 Устава муниципального образования «Город Астрахань» в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, администрация г. Астрахани от имени города Астрахани осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Астрахани, утвержденными Решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 30.09.2011 №144 (ред. от 31.07.2014 г.) в целях обеспечения требований настоящих Правил, предъявляемых к землепользованию и застройке формируется Комиссия по землепользованию и застройке города Астрахани, которая осуществляет свою деятельность на основании Положения о комиссии, утверждаемого главой администрации города Астрахани ( статья 6).
Постановлением мэра г. Астрахани от 31 июля 2009 года № 2925-м создана Комиссия по землепользованию и застройке города Астрахани и утверждено Положение о комиссии. Из пункта 3.5 Положения о Комиссии по землепользованию и застройке следует, что к полномочиям комиссии относится, в том числе, рассмотрение обращений заинтересованных лиц о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Пунктами 4.1 - 4.2.2 Положения предусмотрено, что заинтересованное лицо обращается в Комиссию с заявлением по вопросам землепользования и застройки на имя председателя Комиссии. Председатель Комиссии в течение двух рабочих дней с даты поступления заявления в Комиссию рассматривает заявление заинтересованного лица. Для подготовки заключения по изложенным в заявлении вопросам, с указанием даты заседания Комиссии, на котором будет рассмотрено поступившее заявление, направляет его по принадлежности вопросов: заместителю председателя Комиссии, начальнику управления земельными ресурсами администрации города Астрахани, при поступлении обращений по вопросу, указанному в пункте 3.5 настоящего Положения.
Из материалов дела следует, что Кудрявцев С.С. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> и расположенного на нем павильона-кафе, площадью <данные изъяты>.м.
ДД.ММ.ГГГГ Кудрявцев С.С. обратился в администрацию г. Астрахани с заявлением о предоставлении по акту выбора земельного участка по <адрес> для строительства (реконструкции) кафе.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по землепользованию и застройке г. Астрахани принято решение о продолжении работы по предоставлению Кудрявцеву С.С. запрашиваемого земельного участка в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ года № изменен вид разрешенного использования и утверждены существующие границы земельного участка по <адрес> для строительства (реконструкции) кафе.
Из акта выбора земельного участка для строительства (реконструкции) кафе по <адрес> следует, что комиссией рекомендован указанный земельный участок для строительства (реконструкции) кафе.
Из протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке города Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кудрявцеву С.С. отказано в утверждении акта выбора испрашиваемого земельного участка, в связи с изменениями земельного законодательства и на основании статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку решение о предварительном согласовании места размещения объекта до 1 марта 2015 года не принято.
ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Астрахани письменно уведомила Кудрявцева С.С. об отсутствии возможности предоставить испрашиваемый земельный участок с предварительным согласованием в порядке статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку отсутствуют законные основания для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и до 1 марта 2015 года такое решение не принято.
Удовлетворяя требования Кудрявцева С.С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Город Астрахань» от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении акта выбора земельного участка, расположенного по <адрес> для строительства (реконструкции) кафе, суд первой инстанции исходил из того, что утверждение данного акта является обязанностью органа местного самоуправления и невыполнение местной администрацией данной обязанности нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует реализации его права, предусмотренного законодательством.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участка без процедуры проведения торгов, поскольку акт выбора земельного участка не утвержден, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения о комиссии по землепользованию и застройке города Астрахани №2925-м от 31.07.2009 года, Комиссия по землепользованию и застройке города Астрахани (далее - Комиссия) является постоянно действующим коллегиальным органом при администрации города Астрахани, который формируется в целях обеспечения реализации Правил землепользования и застройки города Астрахани.
Согласно пункту 3.5 Положения к полномочиям комиссии относится рассмотрение обращений заинтересованных лиц о предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
После рассмотрения всех материалов и заслушивания мнений лиц и специалистов, привлеченных Комиссией к рассмотрению вопроса, Комиссия принимает решение по существу этого вопроса (п.4.5 Положения).
Кроме того, Кудрявцевым С.С. была соблюдена процедура предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации (ст.30,31), что само по себе является основанием для принятия решения об утверждении акта о выборе земельного участка.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 30 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации города Астрахани, управления муниципального имущества администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
Председательствующий Баранов Г.В.
Судьи областного суда Хаирова Д.Р.
Сорокина О.А.