Дело № 2-7352/2014 06 ноября 2014 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г.Архангельска
в составе председательствующего судьи Белякова В.Б.,
при секретаре Карлюк М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 06 ноября 2014 года гражданское дело по иску заместителя прокурора города Архангельска в защиту интересов неопределённого круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании привести дорогу в надлежащее состояние,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора города Архангельска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к мэрии города Архангельска об обязании привести дорогу в надлежащее состояние. В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой города проведена проверка по факту наличия нарушений в организации безопасности дорожного движения, выявлены нарушения. В связи с чем просит обязать мэрию города Архангельска осуществить дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения - тротуара по <адрес> завод, от <адрес> до <адрес>, а также дороги на указанном участке в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В последующем заместитель прокурора г. Архангельска отказался от исковых требований в части обязания мэрии города Архангельска привести дорогу по <адрес> завод от <адрес> до <адрес> в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в связи с добровольным удовлетворением данных требований ответчиком.
Определением суда производство по делу в вышеуказанной части прекращено.
В ходе судебного заседания помощник прокурора г. Архангельска Данилович О.В. уточнила заявленные исковые требования, просит обязать мэрию города Архангельска организовать дорожную деятельность по приведению элемента обустройства дороги общего пользования местного значения - тротуара по <адрес> завод от <адрес> до <адрес> в соответствие с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности установленным правилам, стандартам и техническим нормам в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика мэрии города Архангельска Воронцова В.О. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что отсутствуют правовые основания для обязательного обустройства тротуаров на рассматриваемом участке дороги.
Представитель третьего лица - Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Архангельску о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.
Прокуратурой города проведена проверка по факту наличия нарушений в организации безопасности дорожного движения.
Проверкой выявлены нарушения требований по содержанию автомобильной дороги по <адрес> завод, от <адрес> до <адрес> г. Архангельска.
Из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 21 августа 2014 года следует, что на участке дороги по <адрес> завод от <адрес> до <адрес>, г. Архангельска отсутствуют тротуары для движения пешеходов, имеются повреждения проезжей части (продольные, поперечные трещины и выбоины).
Выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения создают препятствия движению автотранспорта и пешеходов по автомобильной дороге, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, к числу которых относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 3 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. №196-ФЗ (ред. 25.11.2009 г.) субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа (статья 5 указанного закона).
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.93 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. № 196 - ФЗ ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящемся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 46 Закона РФ «О техническом регулировании» до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов государственные стандарты подлежат обязательному применению в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности по организации содержания и обслуживания дорог местного значения на территории городского округа возлагаются на органы местного самоуправления, в частности, мэрию г. Архангельска.
Таким образом, суд приходит к выводу, что мэрия города Архангельска, на которую возлагается обязанность по содержанию спорного участка дороги местного значения, является надлежащим ответчиком по иску, а заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом приведенных положений закона, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением - в срок до 01 июля 2015 года.
Доводы представителя мэрии города Архангельска относительно того обстоятельства, что обустройство тротуаров на рассматриваемой участке не является обязательным не могут быть приняты во внимание.
На основании распоряжения Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений». В данный перечень входит и СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (разделы 1-5,6 /пункты 6.1-6.41, таблица 10/, 7-9, приложение 2).
Пункт 6.18 (таблица 8) данного СНиП определяет обязательное наличие пешеходной части тротуара, ширина которого должна составлять на улицах в жилой застройке 1,5 м.
Тождественные требования содержит и п. 11.5 (таблица 8) СП 42.13330.2011.
Помимо этого, п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» предписывает, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящим через населенные пункты. На дорогах 1-3 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов. Согласно п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
С учетом требований статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика госпошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования заместителя прокурора города Архангельска в защиту интересов неопределённого круга лиц к мэрии города Архангельска об обязании привести дорогу в надлежащее состояние - удовлетворить.
Обязать мэрию города Архангельска в срок до 01 июля 2015 года организовать дорожную деятельность по обустройству элемента дороги общего пользования местного значения - тротуара по <адрес> завод, от <адрес> до <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, установленным правилам, стандартам и техническим нормам.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Архангельска.
В окончательной форме решение изготовлено 11 ноября 2014 года.
Судья В.Б. Беляков
Копия верна: В.Б. Беляков