Дело №2-5978/16
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
26 мая 2016 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Бусыгина Д.А.,
при секретаре Перваковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан к АО «Казанский оптико-механический завод» о возмещении вреда, причиненного водному объекту, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истец Управление Росприроднадзора по РТ обратилось в суд с иском к ответчику АО «Казанский оптико-механический завод» (далее - КОМЗ) по тем основаниям, что ответчик КОМЗ осуществляет водопользование водным объектом р. Казанка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 30 октября 2012 года (далее - решение) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (далее - разрешение). Выпуск сточных вод организованный, береговой расположен примерно в 10 км от устья на удалении 1 км от сел Большие и Малые Дербышки г. Казани. Загрязненные производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды предприятия КОМЗ должны проходить очистку на БОС предприятия ответчика и в дальнейшем поступать в р. Казанка. Проектная производительность очистных сооружений 20,8 тысяч куб. м./сутки. Максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать значений показателей НДС (нормативов допустимого сброса), утвержденных заключением отдела водных ресурсов по РТ НВБВУ от 14 сентября 2012 года сроком на пять лет, которые отражены в вышеуказанных решении и в приложении к разрешению. Контроль качества сбрасываемых сточных вод на предприятии осуществляется аккредитованный испытательный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ. Так, в ходе плановой выездной проверки ответчика, проведенной Управлением с 4 сентября по 29 сентября 2014 года на основании результатов аналитического контроля лаборатории были выявлены превышения нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ, установленных в разрешении на сброс, что является нарушением действующего Водного кодекса РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды». По выявленному факту нарушения водного законодательства 9 октября 2014 года ответчик был привлечен к административной ответственности по ч. 4 статьи 8.13 КоАП РФ и было выдано предписание об устранении нарушения. Для определения размера причиненного вреда необходимо применение методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства. Согласно данной методики, сумма вреда была определена в размере 9999 рублей 30 копеек, согласно имеющегося расчета. На направленную претензию ответчик не среагировал.
На основании изложенного истец просит суд взыскать с АО «КОМЗ» в пользу Управления Росприроднадзора по РТ в счет возмещения вреда, причиненного водному объекту р. Казанка, денежную сумму в размере 9999 рублей 30 копеек.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представители ответчика иск не признали.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из п. 1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды.
Приказом Росприроднадзора от 27 июня 2011 года утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан. Для осуществления своих полномочий Управление наделено правом заявлять в установленном порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причиненного окружающей среде.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная или иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 35 ВК РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты», нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В силу ст. 56 ВК РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно ст. 60 ВК РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:
1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии со ст. 68 ВК РФ, лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.
В силу ст. 69 ВК РФ, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года №87 (ред. от 26 августа 2015 года), Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616), Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 639 "О порядке утверждения методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 46, ст. 4791) и предназначена для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации (негативного изменения водного объекта в результате его загрязнения, повлекшего за собой деградацию его естественных экологических систем и истощение его ресурсов).
Настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
Согласно п. 22.2 названной Методики, продолжительность сброса вредных (загрязняющих) веществ при нарушении водного законодательства, в том числе при аварийных сбросах, определяется с момента его обнаружения и до момента прекращения сброса.
В случае если водопользователь извещает контролирующие органы о сбросе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативом допустимого (предельно допустимого) сброса или лимитом сброса при его наличии, то период продолжительности сброса определяется с момента извещения.
За момент прекращения сброса принимается дата его фактического прекращения, устанавливаемого органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный и (или) региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, по результатам выполнения водопользователем предписания об устранении нарушений, связанных с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативом допустимого (предельно допустимого) сброса или лимитом сброса при его наличии, подтверждаемого результатами анализов качества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод, а также при необходимости анализов качества вод водного объекта.
Судом установлено, что ответчик АО «КОМЗ» является пользователем водного объекта р. Казанка в виде предоставленного права на сброс сточных вод с очистных сооружений на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 30 октября 2012 года и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
Выпуск сточных вод организованный, береговой расположен примерно в 10 км от устья на удалении 1 км от сел Большие и Малые Дербышки г. Казани. Загрязненные производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды предприятия КОМЗ должны проходить очистку на БОС предприятия ответчика и в дальнейшем поступать в р. Казанка. Проектная производительность очистных сооружений 20,8 тысяч куб. м./сутки. Максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать значений показателей НДС (нормативов допустимого сброса), утвержденных заключением отдела водных ресурсов по РТ НВБВУ от 14 сентября 2012 года сроком на пять лет, которые отражены в вышеуказанных решении и в приложении к разрешению.
Согласно подпункта 10 пункта 2.3 названного Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 30 октября 2012 года, максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должна превышать следующий значений – нефтепродукты 0,05.
Как видно из подпункта 13 пункта 2.3 названного Решения, вода р. Казанка в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: нефтепродукты – 0,05.
Согласно протокола №0031-1/2014-СтВ-ГК результатов КХА проб сточных и очищенных сточных вод АО «КОМЗ» от 11 сентября 2014 года, проба, взятая 5 сентября 2014 года показала превышение уровня содержания нефтепродуктов. Результат анализа пробы 1 - 0,407 (погрешность 0,142), пробы 2 – 0,357 (погрешность 0,125) при допустимом значении 0,05.
Как видно из протокола №0037/2014-СтВ-ГК результатов КХА проб сточных и очищенных сточных вод АО «КОМЗ» от 29 сентября 2014 года, проба, взятая 26 сентября 2014 года показала превышение уровня содержания нефтепродуктов. Результат анализа – 0,292 (погрешность 0,102) при допустимом значении 0,05.
Представленные анализы выполнены аккредитованной испытательной лабораторией «Центр лабораторного анализа и технических измерений» по Приволжскому федеральному округу, не доверять которой у суда оснований не имеется.
Кроме того, факт нарушения водного законодательства со стороны ответчика подтверждается также актами проверок, протоколом №554 об административном правонарушении от 1 октября 2014 года, где должностное лицо АО «КОМЗ» признало факт нарушения закона, ввиду недостаточной очистки сточной воды, предписания №362/2 об устранении нарушений закона от 1 октября 2014 года.
Таким образом, превышение допустимого уровня содержания нефтепродуктов в сбрасываемых сточных водах в водный объект р. Казанка с очистных сооружений АО «КОМЗ» надлежащим образом зафиксированы в период с 5 сентября 2014 года по 26 сентября 2014 года. На основании имеющегося протокола результатов от 29 сентября 2014 года и в соответствии с положением п. 22.2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Управление Росприроднадзора по РТ, как орган исполнительной власти, осуществляющий региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов принял за момент прекращения сброса фактическую дату прекращения, которая была установлена по результатам выполнения водопользователем предписания об устранении нарушений, связанных с превышением допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ, которые установлены нормативом допустимого (предельно допустимого) сброса – то есть 26 сентября 2014 года.
Следовательно, доводы представителей ответчика о том, что уже по результатам количественного химического анализа проб воды от 22 сентября 2014 года по пробе, взятой 16 сентября 2014 года можно придти к выводу о прекращении сброса в водный объект нефтепродуктов с превышением допустимой концентрации, для суда неубедительны, а представленный ими протокол по пробе от 16 сентября 2014 года опровергается протоколом от 29 сентября 2014 года по пробе от 26 сентября 2014 года, представленным истцом.
За нарушение водного законодательства ответчик АО «КОМЗ» привлечен к административной ответственности п. ч. 4 статьи 8.13 КоАП РФ на основании постановления о назначении административного наказания юридическому лицу №390 от 9 октября 2014 года.
Таким образом, ответчик АО «КОМЗ», как лицо, виновное в причинение вреда водному объекту, обязано возместить причиненный вред.
Согласно расчета вреда, причиненного р. Казани сбросами сточных вод АО «КОМЗ» за период с 5 сентября 2014 года по 26 сентября 2014 года (22 дня), размер вреда составляет 9999 рублей 50 копеек. Данный расчет выполнен по методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года №87. Данный расчет представителями ответчика не оспорен и признается судом допустимым и относимым доказательством по данному делу.
Доводы представителей ответчика о том, что нефтепродукты не используются в производственной деятельности предприятия, не имеет значения для рассмотрения и разрешения дела, поскольку, согласно представленных протоколов результатов КХА проб сточных и очищенных сточных вод, заборы воды осуществлялись в месте выхода с очистных сооружений ответчика в «колодце смешения» перед сбросом в р. Казанка, что исключает возможность примеси нефтепродуктов в очищенные сточные воды ответчика со стороны каких-либо третьих лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в заявленных пределах, то есть 9999 рублей 30 копеек, поскольку, согласно статье 196 ГПК РФ, суд не вправе выйти за рамки предъявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан к АО «Казанский оптико-механический завод» о возмещении вреда, причиненного водному объекту удовлетворить.
Взыскать с АО «Казанский оптико-механический завод» в пользу Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан Вт счет возмещения вреда, причиненного водному объекту, денежную сумму в размере 9999 рублей 30 копеек.
Взыскать с АО «Казанский оптико-механический завод» пошлину в бюджет муниципального образования г. Казани в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.
Судья Советского
районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин