Дело № 2-395/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 сентября 2017 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Шокол Е.В.,
при секретаре Султановой О.М.,
с участием представителя ответчика ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края Касимова С.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Сретенского отдела ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края Касимова С.В., действующего на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Олекминский рудник» к ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Сретенскому отделу ГКУ «Краевой центр занятости» Забайкальского края о признании незаконным и отмене решения № 180 от 17.05.2017 комиссии ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района» Забайкальского края о предоставлении Тонких А.С. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением ссылаясь на то, что 08.06.2017 в ООО «Олекминский рудник» поступило заявление о выплате среднего заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения от бывшего работника Тонких А.С., с которым 16.01.2017 были расторгнуты трудовые отношения по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата организации. К заявлению было приложено решение № 180 от 17.05.2017 комиссии ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района» о предоставлении Тонких А.С. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения. Указанным решением Тонких А.С. предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения по последнему месту работы за счет средств ООО «Олекминский рудник». Между сторонами - работодателем ООО «Олекминский рудник» и работником Тонких А.С. 03.04.2016 был заключен трудовой договор, по которому и в соответствии с приказом работодателя от 03.04.2015 № 296-к Тонких А.С. был принят на работу подсобным рабочим в столовую, расположенную в <адрес>. Приказом № 11-к от 16.01.2017 работник был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. С Тонких А.С. был своевременно произведен расчет при увольнении, ему выплачены все причитающиеся денежные суммы в день увольнения, включая выходное пособие, а последующие выплаты среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства (в силу прямого указания на это в ч. 1 ст. 318 ТК РФ). В трудовом договоре и приказе о приеме на работу было указано конкретное место исполнения трудовых обязанностей - <адрес>. ООО «Олекминский рудник» расположено на территории <адрес>, который, согласно «Перечню районов Крайнего Севера и местностей», приравнен к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изм.), то есть относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Место государственной регистрации истца - <адрес>, место выполнения работ сокращенным работником - <адрес>, то есть оба населенных пункта приравнены к районам Крайнего Севера. Основанием сохранения среднего месячного заработка работника является факт потери им работы по указанным причинам и незанятость в течение определенного периода после увольнения. Сам факт обращения Тонких А.С. в ЦЗН в месячный срок после увольнения и его не трудоустройство не являются достаточными основаниями для принятия решения о сохранении за ним среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения. С выплатой указанного сохраняемого среднего заработка за счет собственных средств, основанного на решении № 180, не согласны. Считают, что принятое решение № 180 возлагает на истца обязанности по дополнительной выплате (дополнительные финансовые обязательства среднемесячного заработка за четвертый месяц трудоустройства уволенному работнику при отсутствии статочных оснований, предусмотренных трудовым законодательством, при этом решение не содержит указаний на исключительные обстоятельства, чем нарушает права заявителя, поэтому является незаконным и необоснованным. Законодательно требования к форме решения о сохранении заработка не установлены. Перечень исключительных обстоятельств законодателем не определен, поэтому они должны устанавливаться органом занятости в отношении каждого конкретного работника, стоящего на учете в органе занятости населения, и доводиться до сведения бывшего работодателя. Если текст оспариваемого решения № 180 по своему содержанию не содержит приведения мотивов его принятия, это свидетельствует о том, что исключительность обстоятельств, как необходимый элемент для сохранения за Тонких А.С. права на выплату среднего заработка за четвертый месяц трудоустройства, ответчиком не подтверждена.
Истец просит признать незаконным и отменить решение № 180 от 17.05.2017 комиссии ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района» Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края о предоставлении Тонких А.С. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в ООО «Олекминский рудник» в течение четвертого месяца со дня увольнения.
Определением суда от 11.08.2017 по ходатайству истца произведена замена ненадлежащего ответчика - ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района» Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на надлежащих ответчиков - ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Сретенский отдел ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края (л.д. ).
В судебное заседание представитель истца ООО «Олекминский рудник» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили заявление.
Представитель ответчиков ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края, Сретенского отдела ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края – начальник Сретенского отдела ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края Касимов С.В., действующий на основании доверенности от 10.07.2017 и прав по занимаемой должности, исковые требования не признал, согласно представленному отзыву на иск. Суду пояснил, что решение о выплате среднемесячной заработной платы, выданное Тонких А.С. следует считать как исключительный случай, так как он обратился в месячный срок после увольнения и не был трудоустроен в связи с отсутствием вакансий. После увольнения не работает, личного подсобного хозяйства не имеет, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка до 3 лет, семья проживает на детское пособие.
Третье лицо Тонких А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований просил отказать, о чем имеется письменное заявление.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, третьего лица в соответствии с ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение представителя ответчиков, исследовав личное дело получателя государственных услуг Тонких А.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).
Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03.04.2015 Тонких А.С. принят в ООО «Олекминский рудник» рабочим в столовой расположенной в <адрес> (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) (л.д. 9, 10-12).
Приказом ООО «Олекминский рудник» от 16.01.2017 № 11-К Тонких А.С. уволен с работы 16.01.2017 по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с сокращением численности или штата работников организации) (л.д. 13).
06.02.2017 Тонких А.С. обратился в ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района» Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы и по информированию о положении на рынке труда, однако по состоянию на 17.05.2017 не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей для него работы.
17.05.2017 было проведено заседание комиссии ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района» Забайкальского края по рассмотрению оснований для выдачи (либо отказе в выдаче) решения о сохранении среднего заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, по результатам которого принято решение от 17.05.2017 № 180 о сохранении за Тонких А.С. средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения (л.д. 15).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Из представленных суду доказательств установлено следующее.
Согласно справке, представленной из администрации сельского поселения «Алиянское» от 30.08.2017 № 388 следует, что Тонких А.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>. Имеет следующий состав семьи: жена – ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В настоящее время Тонких А.С. не работает, личного подсобного хозяйства не имеет, семья проживает на детское пособие. На момент обращения в ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района – на 06.02.2017 на территории сельского поселения «Алиянское» вакансий подходящей работы не имелось (л.д. ).
Согласно представленной справки из Управления территориального планирования и муниципального хозяйства администрации муниципального района «Сретенский район» от 22.08.2017 № 417 следует, что круглогодичное транспортного обслуживания села <адрес> отсутствует. До села <адрес> можно добраться рейсовым автобусом, который ходит два раза в неделю согласно расписанию: <адрес> (понедельник – 07 час. 00 мин., 14 час. 30 мин.; пятница – 07 час. 00 мин., 14 час. 30 мин.) (л.д. ).
Согласно пояснений представителя ответчиков - Касимова С.В., подбор подходящей работы осуществлялся по месту жительства безработного. Тонких А.С. не выдавались направления для трудоустройства в связи с отсутствием подходящей работы в соответствии с нормативными документами.
Из ответа ГУ отделения Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю от 05.09.2017 следует, что в региональной базе данных на застрахованное лицо Тонких А.С. за период с 17.01.2017 по 01.09.2017 нет сведений, составляющих пенсионные права. Отчетность по форме СЗВ-М («Сведения о застрахованных лицах») в 2017 году на застрахованное лицо - Тонких А.С. страхователями Забайкальского края не представлена.
Согласно справок о вакансиях из личного дела получателя государственных услуг Тонких А.С. следует, что варианты подходящей работы для него в период с 06.02.2017 по 17.05.2017 отсутствовали (л.д. ).
Согласно сведений о вакансии от 19.04.2017 имелась вакансия разнорабочего (общественная работа) в администрации сельского поселения «Алиянское» с заработной платой в размере 7500 рублей.
Из пояснений представителя ответчиков Касимова С.В. следует, что указанная вакансия не была предложена Тонких А.С., поскольку не отвечала требованиям к подбору подходящей работы безработному.
В соответствии с п. 10 требований к подбору подходящей работы утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» при подборе зарегистрированным гражданам и безработным гражданам подходящей работы не допускается:
а) предложение одного и того же варианта работы дважды, а для граждан, впервые ищущих работу, ранее не работавших и при этом не имеющих профессии (специальности), предложение одного и того же варианта профессионального обучения или дополнительного профессионального образования дважды;
б) направление на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места;
в) предложение работы, которая связана с переменой места жительства граждан без их согласия;
г) предложение работы, условия труда которой не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
д) предложение работы, заработок по которой ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Для граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.
В данном случае, суд признает действия ГКУ ЦЗН Сретенского района правомерными, так как согласно справки ООО «Олекминский рудник» № 591 от 17.01.2017 средний заработок за три календарных месяца, предшествующих увольнению Тонких А.С. составил 15 346,60 рублей, прожиточный минимум на спорный период составлял 10 678 рублей, в связи с этим имеющаяся вакансия, не соответствовала к предъявляемым требованиям.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что к исключительным случаям сохранения за Тонких А.С. среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения относятся: отсутствие подходящей работы в период с 06.02.2017 по 17.05.2017, ненадлежащее транспортное обслуживание <адрес>, наличие на иждивении малолетнего ребенка, отсутствие личного подсобного хозяйства, отсутствие средств к существованию.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение № 180 от 17.05.2017 комиссии ГКУ «Центр занятости населения Сретенского района» Забайкальского края о предоставлении Тонких А.С. права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение пятого месяца со дня увольнения принято органом службы занятости населения в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением положений ст. 318 ТК РФ.
Проанализировав представленные по делу письменные доказательства, в совокупности с приведенными нормами закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «Олекминский рудник» удовлетворению не подлежат.
Суд исключает из числа ответчиков Сретенский отдел ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края, как не являющийся юридическим лицом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12.09.2017